8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

С.В. Панина, к.п.н., доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: psv1148@mail.ru

В статье отражена одна из важнейших составляющих современной профессиональной ориентации учащейся молодёжи — организация и развитие  социального партнёрства. Социальное партнёрство рассматривается как гибкая форма сотрудничества, социальный диалог по вопросам профессионального самоопределения и становления учащейся молодёжи. Представлен опыт общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по активизации социального партнёрства в Республики Саха (Якутия).

Revitalization of social partnership in professional orientation of students the Republic of Sakha (Yakutia)

S.V. Panina, PhD in Education Science, Assistant Professor of Education Science Department, Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University

The article reflects one of the most important components of the modern professional orientation of students — organization and development of social partnership. Social partnership is seen as a flexible form of cooperation, social dialogue on questions of professional identity and development of students. The experience of secondary and professional educational organizations to enhance social partnership in the Republic of Sakha (Yakutia).

В настоящее время в России наблюдается повышенное внимание к организации целенаправленной и системной профессиональной ориентации молодёжи. Как справедливо отмечает академик С.Н Чистякова, меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы профориентации, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии с учётом вызовов времени [1].

В современном понимании, профессиональная ориентация – это система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обладающая комплексным, многосторонним и многоуровневым характером [2].

Анализ теоретических источников по актуальным проблемам профориентации (В.И. Блинов, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др.) позволил определить ведущие векторы развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия): системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профориентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения;  ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к профессии и труду; активизация социального партнёрства как продуктивного взаимодействия равноправных участников профессионального самоопределения личности; применение информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации.

На сегодняшний день профессиональная деятельность якутян реализуется в непростых условиях рынка труда Северо-восточного региона РФ, для которого характерно влияние не только факторов формирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической и денежно-кредитной политики, но и особенностей экономики самого региона.

К ним относятся: социально-экономические; демографические и миграционные; региональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, полиэтническая среда, малочисленность коренных народностей Севера). Данные обстоятельства обуславливают необходимость осмысления происходящих социально-экономических изменений, их влияния на растущего человека для подготовки социально и профессионально мобильных выпускников образовательных организаций, способных  адаптироваться к реалиям рынка труда и успешно профессионально реализоваться. В этой связи особую значимость приобретает грамотная государственная политика в области профессиональной ориентации, позволяющая обеспечить занятость молодёжи, учитывающая развитие   региональной экономики.

За последние годы в Якутии наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации  учащейся молодёжи. В связи с разработкой проекта  Стратегии социально-экономического развития РС (Я) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года, республиканское правительство продумывает меры по кадровому обеспечению реализации данного документа, созданию системы профессиональной ориентации, способствующей оптимальному распределению трудовых ресурсов на Севере, развитию горнопромышленного комплекса, прогнозированию развития регионального рынка труда.

Вместе с тем анализ республиканской профориентационной деятельности  свидетельствует о наличии следующих противоречий: между социальным заказом на качество профориентационной работы субъектов профориентации и недостаточным  уровнем системной организации профессиональной ориентации в РС (Я); между потребностью личности в получении качественной профориентационной информации, психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и недостаточным ресурсным обеспечением профориентационной работы.

Что касается социального партнёрства, то оно рассматривается как особый тип совместной деятельности между субъектами в профессиональной ориентации, характеризующийся общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Именно с активизацией, благодаря социальному партнёрству, привлекаются новые ресурсы для развития  системы профориентации, повышается её мобильность и устойчивость.

Современная общеобразовательная школа не может в одиночку выполнить социальный заказ на качественную подготовку обучающихся к  выбору  профессии, в связи с этим необходимо  активизировать процесс социального партнёрства.

Анализ опыта сотрудничества организаций общего и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в профориентации свидетельствует, что их взаимодействие ориентировано в основном на: информирование о приёмной кампании;  проведении дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики. Обозначенные направления сотрудничества свидетельствуют о факте заинтересованности организаций профессионального образования, прежде всего в привлечении и наборе абитуриентов, однако при этом явно недооцениваются интересы, склонности и запросы претендентов на профессиональное образование, а также реальные потребности рынка труда и молодёжи.

Однако имеется и положительный опыт решения данной проблемы. Так, интересен опыт социального партнёрства школы, вуза, бизнеса и производства. Это функционирование фирменных классов в МОБУ СОШ №5   им. Н.О. Кривошапкина г. Якутска. Например, класс современного зодчества (строительно-архитектурный класс), совместно с Якутским домостроительным комбинатом и Инженерно-техническим институтом СВФУ помогают школьникам осваивать проектирование и изготовление макетов зданий и сооружений, разработку и защиту строительных и дизайнерских проектов; участвовать в выставках архитектурного дизайна. Учащиеся класса «Логика природы» (экологический класс) в ходе взаимодействия с Центром экологического просвещения «Эйгэ» и Институтом естественных наук СВФУ изучают вопросы экологии; представляют  свои исследовательские эколого-проекты;  участвуют в экологических экспедициях и акциях в защиту природы. Обучающиеся индустриального класса при тесном сотрудничестве с Министерством промышленности и геологии РС (Я), Технологическим институтом СВФУ и  ОАО «Сахатранснефтегаз» знакомятся с приоритетными отраслями промышленности; разрабатывают учебные исследовательские проекты и т.д. Также в школе работают классы: МЧС, математический, социально-гуманитарный, компьютерный и др.

Результатом реализации такого сотрудничества является создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности; создание дуального образовательного поля [3].

Одной из эффективных форм социального партнёрства в РС (Я) в рамках профориентации молодёжи является работа летних лагерей отдыха и занятости детей, в которой активное участие принимает Республиканский центр экологии, туризма и агротехнологического образования и др.  Важным средством профориентации молодёжи являются общественные объединения и некоммерческие организации. Так, одна из задач деятельности Молодежной Ассамблеи народов Якутии и Общественной молодежной организации РС (Я) «Наш XXI век» — содействие профориентации и трудоустройству молодых людей.

В 2017 году впервые сборная школьников  РС (Я) приняла участие  в национальном чемпионате Junior Skills, обучающиеся продемонстрировали знания и умения в мобильной робототехнике, аэрокосмической инженерии, 3D прототипировании и инженерном дизайне CAD. В настоящий момент разрабатывается дорожная карта Junior Skills в регионе, что позволит обновить систему дополнительного образования и активизировать профориентационную работу в Якутии.  Отметим, что в III Национальном чемпионате Junior Skills якутские школьники стали бронзовыми призёрами в компетенциях «Аэрокосмическая инженерия», «Мультимедийная журналистика» и «Лабораторный  химический анализ», получили сертификаты в рамках компетенций «Кулинарное дело» и «Кровельные работы по металлу». 

Интересен профориентационный опыт подростковой биржи труда  Якутской городской общественной молодёжной организации «Подросток», где несовершеннолетние подростки работают во время летних школьных каникул, что востребовано среди городской учащейся молодёжи.   

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы профессионального образования существенно возрастает в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.

Функции профориентационно значимого социального партнёрства организаций профессионального образования с территориальным производственным окружением определяются интересами социальных партнёров и обучающихся. Принципами социального партнёрства являются взаимное признание важности интересов сторон партнёров; паритетность в партнёрских отношениях; социальная справедливость при регулировании интересов и действий подростков и взрослых, в поиске и нахождении компромисса; ответственность сторон за исполнение согласованных решений вопросов реализации профессионального маршрута  учащейся молодёжи.

Важным направлением является активизация организаций профессионального образования РС (Я) в рамках сотрудничества с профессиональными сообществами: Ассоциацией инженеров РС (Я),  Ассоциацией горнопромышленников «Союз-золото», Фондом развития малого предпринимательства РС (Я)  и др. Данные организации созданы и функционируют с целью представительства и защиты интересов своих членов в системе социального партнёрства, в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления. Они оказывают немалую помощь в профессиональных контактах и деловых связях обучающихся с представителями инженерных профессий.  Также в реализации  профориентированной поддержки выступают сообщества в социальных сетях (например, сообщество рестораторов, дизайнеров, поваров, IT-специалистов  и др.).

На сегодняшний день движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) является государственной политикой в системе  профессионального образования.  В РС (Я)  в  марте 2017 года прошёл чемпионат по 40 компетенциям WorldSkills и трём региональным компетенциям. По итогам сформирована команда студентов РС (Я) по 32 компетенциям, принявшая участие в отборочных соревнованиях для участия в финале Национального чемпионата. Республика представила 45 участников, в том числе 21 конкурсанта, 21 эксперта-компариот и 3 TI-лидера. Молодые якутяне приняли участие в 21 компетенции, таких, как: «Программные решения для бизнеса», «Сетевое и системное администрирование», «Ювелирное дело», «Сантехнические работы» и др. По результатам республиканская сборная заняла 10 место  в командном зачёте, завоевав 5 призовых мест – 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали.

На высоком уровне Якутию представили студент Физико-технического института СВФУ им М.К. Аммосова А. Тихонов, заняв 1 место в компетенции «Резервный инжиниринг», студент Регионального технического колледжа г.Мирный В. Внуков (2 место в компетенции «Сварочные технологии») и студентка Якутского промышленного техникума А. Григорьева (3 место в компетенции «Огранка ювелирных вставок»). Студентка Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации Д. Дьяконова заняла 1 место в компетенции «Ресторанный сервис», благодаря чему набрала высокое количество баллов, и во внеконкурсной программе ей удалось завоевать золотую медаль Евразии. Таким образом, чемпионат способствует профессиональной ориентации молодёжи и внедрению в систему отечественного образования передовых международных практик.

Важнейшей целью социального партнёрства является повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных специалистах.

В системе профессионального образования целенаправленное социальное партнёрство осуществляется многими  республиканскими учреждениями СПО. Согласно «Прогнозу потребности в кадрах со средним профессиональным образованием в Арктической зоне Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 2015-2020 годы», регион нуждается в специалистах транспортной отрасли со средним и высшим образованием. Наибольшая востребованность выявлена у транспортных предприятий ОАО «Ленское объединённое речное пароходство», «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» по профессиям и специальностям СПО для водного транспорта. В связи с этим, перед Якутским институтом водного транспорта (ЯИВТ) стоят чёткие цели в подготовке специалистов для Республики Саха (Якутия) и Северо-востока РФ.  Данное учебное заведение представляет собой многоуровневую образовательную организацию, в которой ведётся обучение по программам высшего и среднего профессионального образования, а также осуществляется профессиональная переподготовка плавсостава и подготовка специалистов флотских рабочих профессий, проводятся курсы повышения квалификации.

Партнёрами ЯИВТ  являются ООО «Судоходная компания «Якутск»;  ФБУ «Администрация Ленского бассейна»; ОАО «ЛОРП»;  ООО «Холдинговая компания «Якутский речной порт»; Жатайский судоремонтно-судостроительный завод; ООО «Пассажирское райуправление»; ООО Судоходная компания «Вилюй»; ОАО «Туймаада–Агроснаб»; ОАО «Энерготрансснаб»; ООО «Ленатурфлот».

Так,  в течение 2016-2017 учебного  года Администрацией Ленского бассейна внутренних водных путей проведены профвстречи с выпускниками школ районов РС (Я), г. Киренска Иркутской области, Чукотского автономного округа, Хабаровского края, Читинской области и Республики Бурятия.

Якутский коммунально-строительный техникум готовит конкурентоспособных, высококвалифицированных отраслевых специалистов среднего звена для отраслей строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и газового хозяйства РС (Я). В техникуме создан Совет социальных партнёров, включающий представителей заинтересованных сторон. На заседаниях обсуждается круг профориентационно значимых проблем, общих для участвующих сторон, и вырабатываются совместные решения по их преодолению, требующие привлечения ресурсов участников.

Одним из позитивных моментов в профориентационных целях стало внедрение в техникуме системы дуального обучения, осуществляемого через тесное взаимодействие с работодателями в период обучения. Во время прохождения практики студенты являются сотрудниками (учениками) предприятий, организаций; руководителями преддипломной практики, дипломного проектирования назначаются представители работодателей. Социальными партнёрами выступают «Союз строителей Якутии», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» РС (Я), ОАО «Якутскэнерго» и другие предприятия и организации  республики и г. Якутска.

При этом для поддержки положительного имиджа техникума, привлечения новых социальных партнёров, в рамках профориентационной деятельности, считаем, что необходимо усилить профориентационную работу посредством проведения рекламно-агитационных мероприятий с выпускниками республиканских общеобразовательных школ улусов восточной и арктических зон; активнее поддерживать сотрудничество с молодежными комитетами, правоохранительными opгaнaми, культурными центрами и учреждениями системы здравоохранения.

Интересен опыт социального партнёрства в профессиональной ориентации учащейся молодёжи, реализуемый Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова» (СВФУ).

Социальными партнёрами СВФУ являются семьи,  общеобразовательные школы, центры дополнительного образования детей и подростков, работодатели. Именно социальное партнёрство вуза и образовательных организаций предоставляет возможность реализовать целостно работу по решению проблем преемственности системы образования на разных уровнях. Управленческим консолидирующим органом данной деятельности является факультет довузовского образования и профориентации. Это подразделение координирует также работу Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ» (АСВУОО), в состав которой входят более 90 образовательных организаций региона.

Ежегодно вуз проводит конкурс «Школа года СВФУ» с целью выявления творчески и эффективно работающих в сотрудничестве с вузом  педагогических коллективов; активно проводятся выездные курсы, вебинары, мастер-классы, профориентационные тренинги для обучающихся данных школ.

  В университете функционируют малые академии (медицинская, инженерная, психолого-педагогическая, компьютерная, лингвистическая и др.); проводится Северо-Восточная олимпиада школьников, в которой, например, в 2017 году участвовало более пятнадцати тысяч школьников из всех регионов РФ.

В школах Ассоциации открыты профильные классы, задачами которых выступают углубленная подготовка по профильным предметам; профориентированная деятельность среди школьников по их выбранной будущей профессии; возможность поступления в вуз по результатам участия в конкурсах, организуемых СВФУ. Для родителей данных школ функционирует «Педагогическая академия для родителей», ориентированная на построение оптимальных отношений социального партнёрства вуза и семьи в области развития и сопровождения детей с повышенными образовательными потребностями.

В СВФУ создана Профессорская школа, в рамках которой  вузовские учёные проводят  занятия по популяризации научных знаний и демонстрации актуальных направлений научных разработок среди школьников, консультации юных исследователей; проводятся экскурсии в научные лаборатории вуза и Арктический инновационный центр; функционирует научно-методический семинар для педагогов-исследователей по оказанию научно-методической поддержки экспериментальной работы со школьниками.

С 2016 года вуз открыл для выпускников 9-х классов Специализированный учебно-методический центр – Университетский лицей физико-технического профиля. Образовательный процесс в лицее построен  в  вузовском формате: применяются лекции, практикумы, лабораторные занятия; организована балльно-рейтинговая система контроля; проводится профориентационная практика. Занятия ведут преподаватели университета, применяя проектный и исследовательский подходы к обучению. Лицеисты активно включаются в жизнь федерального университета.

С 2012 года в СВФУ действует общественная организация «Федерация родителей учащихся и студентов, обучающихся в учебных заведениях Северо-Восточного университетского образовательного округа». Свою деятельность организация направляет на  информирование общественности о текущей деятельности и перспективах развития вуза; оказание консультационной  психолого-педагогической помощи родителям и т.д.

Ассоциация выпускников университета создала Лигу выпускников СВФУ (ЯГУ), в июне 2017 года прошёл первый съезд выпускников университета. В рамках своей деятельности Лига реализует проект «История успеха», организуются встречи школьников и студентов с интересными и известными общественными и политическими деятелями, предпринимателями, работниками образования, культуры, здравоохранения, руководителями  предприятий, организаций, фирм.

Второй год СВФУ проводит форум «Выпускник: за новое село!», где в присутствии представителей руководства региона, депутатов, администраций районов студенты представляют свои проекты в агробизнесе, внутреннем туризме и др.; рассматривается модель «Университет-2030».

Одним из важных направлений профориентационно значимого социального партнёрства СВФУ является создание эффективной образовательной среды в сложных условиях арктических улусов. Происходит консолидация сил разноуровневых образовательных организаций при использовании возможностей интернет-коммуникационных технологий посредством развития сети мобильных центров университета.

В настоящий момент в рамках университетского образовательного округа создаётся сеть ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов и виртуальных представительств в городах и районах региона для осуществления профориентационной работы со школьниками и оказания необходимой научно-образовательной, учебно-методической, информационной поддержки образовательным организациям.

Таким образом, перечисленные направления и механизмы социального партнёрства позволяют реализовывать следующие его функции в оказании учащейся молодежи помощи в проектировании профессионального маршрута: с одной стороны, это представительство и защита интересов молодых людей в моделировании и реализации образовательного и профессионального маршрута, трудоустройстве и развитии карьеры, с другой — это представительство и защита интересов самих субъектов образовательной среды (это прямые, основные функции такого социального партнёрства). Помимо данных функций имеются и косвенные (сопутствующие), среди которых наиболее важной является создание условий для формирования внутри территориального образовательного и профессионально-производственного окружения единой образовательно-кадровой политики [4].

Организационно-педагогическими условиями обеспечения профориентационно значимого социального партнёрства являются: введение в образовательных организациях социального партнёрства с целью повышения качества профессиональной ориентации; использование новых профориентационных форм и методов; создание  единой информационной среды, способствующей самостоятельному проектированию учащейся молодёжью образовательно-профессионального маршрута; обеспечение повышения профориентационного мастерства всех субъектов профессиональной ориентации.

Считаем, что активизация социального партнёрства посредством создания в Якутии ассоциаций стратегических и социальных партнёров образовательных организации, консолидирующих профориентационные и профессионально-образовательные ресурсы, позволяющие осуществлять системно кадровую политику на предприятиях, в организациях, использовать производственный потенциал для допрофессиональной подготовки школьников, дуального образования, проведения профессиональных проб, прохождения производственных и социальных практик.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, социальное партнёрство, организации среднего профессионального и высшего  образования.

Keywords: professional orientation, social partnership, organizations of secondary professional and higher education.

Библиографический список:

1.Чистякова С.Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся – важнейшая составляющая системы государственной кадровой политики //Профессиональное образование  в России и за рубежом. № 1 (25), 2017. С.24-29.

2. Проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования /Блинов В.И., Сергеев И.С. и др.// Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — М., 2015.-№8.-52 с.

3. Алексеева И.С., Атласова И.А., Кычкина А.А. Фирменное образование как форма профильного обучения//Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Педагогика, психология, философия. № 1 (05), 2017.- С.8-17.

4. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодёжи. Коллективная монография /под. ред. С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. — [Электронный текст]. – Киров: МЦНИП. 2014.-189 с.

К