О.М. Чоросова, д.п.н., к.пс.н., доцент, член АПСН, профессор кафедры андрагогики, директор Института непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Г.С. Соломонова, начальник отдела научных исследований и проектов ИНПО СВФУ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
INSTITUTE OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION AS AN INNOVATIVE SUBDIVISION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A FEDERAL UNIVERSITY
В статье освещается опыт инновационного менеджмента в сфере непрерывного профессионального образования в СВФУ им. М.К. Аммосова, рассматриваются институциональные особенности соответствующей структуры в образовательном пространстве федерального университета.
The article discusses the experience of innovative management in the field of continuous professional education at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University and highlights the institutional features of the corresponding agency in the educational space of the federal university.
Сегодня миссия нового образования трактуется как «гуманизация и экологизация отношений человека к миру, духовно-нравственное возвышение человечества, приведение всех социокультурных оснований к реализации общецивилизационной стратегии устойчивого развития и коэволюции в мегасистеме «Природа-Общество-Человек-Культура» [8]; «ведущая социальная деятельность, участвующая в порождении таких системных социальных и ментальных эффектов в жизни общества, как формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; динамика социальной дифференциации и стратификации общества; усвоение различных традиций, ценностей, норм и установок поведения больших и малых социальных групп; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий; рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны» [2] и др.
О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов отмечают, что Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 2013 года, [1] на основании содержащихся в нём норм можно смело назвать Законом о непрерывном образовании.
Авторы приводят положения ФЗ №273, «работающие» на становление системы непрерывного образования, среди которых на первом месте принцип образования «через всю жизнь», создание условий для непрерывного образования (ст. 3, п. 8; ст. 5, пп. 4,5; ст.10, пп. 2,7); создание единого образовательного пространства, обеспечение преемственности и вариативности образовательных программ (ст. 11, п. 1); сетевые взаимодействия как принцип реализации образовательных программ (ст. 15); электронное и дистанционное обучение как равноправная технология реализации основных образовательных программ (ст. 16); автономизация образовательных организаций (ст. 3, п. 9); внебюджетное финансирование образования (ст. 101) и др.
Так, со вступлением в силу ФЗ №273 институты непрерывного профессионального образования с одной стороны, получили широкие возможности для развития, с другой стороны, государством поставлены стратегические задачи, выполнение которых требует изменения традиционных подходов к образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО). Эту особенность современного этапа развития образования, переживающего период постоянных изменений, ярко отражает деятельность Института непрерывного профессионального образования СВФУ им. М.К. Аммосова.
В статье Е.В. Игнатович [9] на основании анализа контента 65 сайтов российских университетов сформулированы основные компоненты социально-педагогической миссии институтов непрерывного образования, которые, несомненно, входят в содержание приоритетных задач и Института непрерывного профессионального образования СВФУ. Это развитие кадров региона; обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования; включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда; развитие кадрового потенциала вуза, образование социально незащищённых слоёв населения; социально-образовательные проекты; научная деятельность в области непрерывного образования; развитие вуза как международного центра непрерывного образования и др. По оценкам автора, из 37 вузов, имеющих статус федеральных и национальных исследовательских университетов, лишь в шести созданы и функционируют институты непрерывного образования (среди них автором назван ИНПО СВФУ), при этом институты рассматриваются как инновационные структуры.
В связи с этим необходимо остановиться на понятии «инновации» в контексте непрерывного профессионального образования. Реалии нового времени чётко обозначили несоответствие существующей образовательной системы и вновь формирующегося общественного запроса [5]. При всей масштабности и разветвлённости (учреждения высшего и среднего профессионального образования, предприятия, организации и др.) данная система не вполне удовлетворяет современным требованиям в развитии непрерывного образования [10]. В самом общем виде до 2010-х гг. эти противоречия были:
– между потребностью общества и уровнем подготовленности специалистов;
– между новыми целями и старыми формами организационных и управленческих структур;
– между интересами и реальными возможностями субъектов образовательного процесса [15; 8].
Сегодня среди причин изменений учёными особо выделяется глобализация, которая стимулирует различные процессы в образовании человека и в образовательных системах: многократная смена «профессиональных карьер» в течение жизни человека, потребность в обучении на протяжении всей жизни (непрерывное образование), кризис «традиционной модели детства» и др.
Очевидно, что эти противоречия могут быть решены лишь при условии смены образовательной парадигмы в сфере ДПО, при которой наступает осознание личностью объективной необходимости непрерывного образования, образования «через всю жизнь», при этом необходимость должна стать внутренней, личностной.
Эта задача требует инновационных подходов к ее решению.
Нетрадиционный подход к формированию структуры Института непрерывного профессионального образования, гибкий менеджмент позволили создать действительно инновационную динамичную структуру дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве федерального университета. При этом нельзя не учитывать тот факт, что у истоков института в самом начале стояли лишь несколько человек, перед которыми была поставлена задача охватить дополнительным профессиональным образованием не только педагогических работников образовательных организаций Якутии, но и работников реального сектора экономики, других организаций социальной сферы и бизнеса.
Инновационность структуры института заключена в её нетрадиционном организационном типе, интегративном характере взаимодействия руководства и структурных подразделений между собой:
Кафедра андрагогики;
Кафедра социальной информатики;
Отделение дистанционного и сетевого образования;
Отделение логистики и сертификации: отдел координации образовательного процесса;
Отделение мониторинга, маркетинга, статистики и социальных исследований: отдел статистики и международного сотрудничества;
Отделение связи с реальным сектором экономики и социальной сферы: Бизнес-школа, отдел научных исследований и проектов.
Рассмотрим примеры. В 2016 году к преподавательской (лекторской) деятельности было привлечено 274, в том числе докторов наук – 19 человек., профессоров – 16 чел., кандидатов наук – 112 человек., доцентов – 63 человека.
В 2016 году по дополнительным профессиональным программам в СВФУ обучено 8142 человека, из которых педагоги и педагогические работники составили 4237 человек, или 52%. Из них 2603 человека – педагоги общеобразовательных организаций, 876 человек – преподаватели высшей школы, 706 – педагогические работники дошкольных образовательных организаций, специалисты и педагоги профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования, дополнительного профессионального образования составили меньшинство – 31, 20 и 1 человек соответственно. Как видим, более половины всех обучившихся по дополнительным профессиональным программам – это люди, чья профессиональная деятельность связана со сферой образования, преподавательской деятельностью. Это ещё раз подтверждает тот факт, что существующая образовательная система не вполне удовлетворяет изменившимся и изменяющимся требованиям современного общества и постоянно формирующемуся общественному запросу, вследствие чего система образования вынуждена сама претерпевать существенные инновационные изменения.
Сегодня, несмотря на сложные финансово-экономические условия, сложившиеся в университете, об устойчивости и положительной динамике развития института может свидетельствовать факт увеличения показателя по охвату обучением по ДПП слушателей – работников, специалистов организаций реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса, в то время как у других структурных подразделений такого роста либо нет, либо наблюдается спад показателя по сравнению с 2015 годом.
Инновационный процесс имеет свою логику развития, включает несколько этапов и конечной целью имеет обеспечение вновь возникающих общественных потребностей [5].
Ниже в таблице 1 приведены фрагменты деятельности Института непрерывного профессионального образования, которые иллюстрируют этапы инновационного процесса.
Таблица 1
Этапы инновационного процесса в деятельности института
№ |
Этапы |
Деятельность ИНПО |
1 |
Выявление потребности в изменениях системы ДПО (с учётом внутренних и внешних факторов). |
Решение о создании Института непрерывного профессионального образования – новой структуры дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве федерального университета. Создание локальной нормативной базы. «Регламенты развития интегративной системы непрерывного образования» (Якутск, 2015) |
2 |
Анализ текущей ситуации и прогноз развития |
Дополнительное профессиональное образование взрослых как социальная ответственность федерального университета (Якутск, 2015 г.) |
3 |
Постановка целей и задач развития |
Научно-образовательный форум “Education, forward!” с международным участием (2014, 2015, 2016 гг.) |
4 |
Разработка предварительной стратегии действий |
Анализ опыта практической реализации дополнительных профессиональных программ в ежегодных отчетах с выработкой стратегии – социальные проекты, бесплатные курсы повышения квалификации для населения по новым направлениям, мониторинг отношения населения к дополнительному профессиональному образованию; определение приоритетных направлений развития ДПО |
4.1 |
Выбор новшеств, способных обеспечить достижение поставленных целей и задач |
Разработка новых проектов: о стратегической академической единице (САЕ); интегративной системе непрерывного профессионального образования; мониторинге профессиональной ориентированности старшеклассников общеобразовательных школ, студентов; исследовании квалификационных дефицитов студентов инженерно-технического направления и молодых специалистов, окончивших СВФУ и др. |
4.2 |
Подбор существующих или разработка собственных нововведений |
Развитие сотрудничества с издательством «Просвещение» в рамках научно-практической лаборатории ИНПО «Современный учебник. Педагогическая практика». |
4.3 |
Создание алгоритма внедрения |
Вебинары, интернет-семинары «Просвещения»; организация участия в них студентов педагогических направлений и педагогов республики. Планирование, разработка научно-исследовательской работы. |
4.4 |
Внедрение новшеств (нововведений) |
Развитие научно-исследовательской работы института: «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни» (2015-2016 гг. – педагоги; 2017 – 2018 гг. – инженерно-техническое направление (исследование профессиональной ориентированности старшеклассников общеобразовательных школ, квалификационных дефицитов студентов СВФУ, молодых специалистов-выпускников СВФУ); выявление уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогических направлений по применению, анализу, оценке современных обучающих средств и учебников и конструированию обучающего материала. |
4.5 |
Подведение результатов внедрения |
2017 год – 1) обобщение итогов исследования среди педагогов Якутии и Казахстана, подготовка коллективной монографии; 2) результаты первого этапа исследования по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогических направлений по применению, анализу, оценке современных обучающих средств и учебников и конструированию обучающего материала: разработка инструментария, пилотный опрос, лабораторные занятия. |
Следующие этапы – это анализ ситуации после внедрения; подведение итогов: распространение наиболее успешных результатов на разных уровнях системы дополнительного профессионального образования (участие в семинарах, конференциях, встречах, публикации); корректировка выбранных новшеств и нововведений (получивших положительную оценку) с учётом вновь созданной ситуации; разработка текущей стратегии действий (с учётом корректировки).
В 2010 году на заседаниях Межфакультетского совета педагогического образования СВФУ (Протокол №1 от 27.10.2010 г.) и Совета Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ» (Протокол №2 от 11.02.2011 г.) была одобрена Концепция развития интегративной системы непрерывного профессионального образования педагогов в СВФУ [16].
Современное состояние ДПО Якутии исследуется и как социальное явление, социальная проблема методами социологического исследования, и как область педагогической науки посредством комплекса методов, что в совокупности предполагает такой подход, который позволяет интегрировать возможности различных областей научного знания. Необходимость интегративного подхода также объясняется тем, что «одновременно с системными объектами (наукой, техникой, производством, образованием, человеком, природой, обществом и др.) происходит уплотнение, новообразование, взаимопроникновение в самой методологии, усложнение её инфраструктуры, междунаучного взаимодействия универсального типа на основе теории и практики интеграции и дифференциации в обосновании системных объектов».
В понятие непрерывное профессиональное образование интегрированы и непрерывность образования – LifeLong Learning (LLL), и дополнительное профессиональное образование как неотъемлемый компонент непрерывного образования, образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях повышения уровня квалификации по той или иной профессии: «Непрерывное ДПО – это дополнительное профессиональное образование, в основе которого заложен принцип непрерывности, направленной на компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов, возникающего в силу объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики» [ 3; 64-68].
Сетевое пространство Института непрерывного профессионального образования СВФУ, как и любого другого современного вуза, представляет собой синтез электронного и дистанционного обучения, а также сеть образовательных платформ университета на территории РС (Я), социальных и научно-образовательных партнёров и в РС (Я), и за её пределами – в России и за рубежом.
Рис. 2. Субъектные компоненты интегративной системы НПО СВФУ
Интегративность системы непрерывного профессионального образования обусловливается и сетевым характером реализации непрерывного профессионального образования, её субъектными компонентами, которыми, как видно на рис. 2, выступают субъекты различных сфер общества, не только образования. Личность также, и прежде всего, интегрирована в эту систему: сегодня дополнительное профессиональное образование должно гибко и мобильно реагировать на образовательные запросы общества, рынка труда и личности, в конечном счете определяясь необходимостью решения глобальных задач развития человеческого капитала республики для моделирования, проектирования её будущего (рис. 3).
Рис. 3. Интегративность в развитии региональной модели непрерывного профессионального образования
В ближайшей перспективе перед интегративной системой непрерывного профессионального образования решение таких основных задач, как:
— совершенствование структуры и содержания непрерывного профессионального образования в рамках стратегического партнёрства Университета с предприятиями и организациями реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса;
— выявление потребностей экономики и рынка труда в квалификациях специалистов в современных условиях;
— обеспечение государственно-общественного партнёрства при организации и осуществлении опережающего повышения квалификации кадров по направлениям, наиболее востребованными предприятиями, учреждениями и организациями рынка труда;
— выявление квалификационных дефицитов для удовлетворения потребностей предприятий и организаций в компетентных специалистах;
— устранение диспропорций между требованиями профессиональных стандартов, компетенциями, формируемыми в соответствии с образовательными стандартами (ФГОС), квалификационными запросами компаний и предприятий региона и квалификационными дефицитами работающих специалистов;
— разработка востребованных образовательных программ ДПО с учётом потребностей реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса северо-восточного региона России.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, непрерывное профессиональное образование, миссия образования, интегративная система непрерывного профессионального образования, инновации, инновационная структура, организационная структура, трансформация.
Keywords: continuing professional education, mission of education, integrative system of continuing professional education, innovations, innovative structure, organizational structure, transformation.
Библиографический список:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ // [Электронный ресурс.] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Этнокультурное образование в дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ «Ин-т нац. шк. Респ. Саха (Якутия)»; [сост.: д.соц.н., к.псих.н., проф. У.А. Винокурова, к.п.н. С.С. Семенова; отв. ред. У.А. Винокурова]. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с. – С. 13-28.
3. Белова Е.Н. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. — №4 (26). – С. 64-68. [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-nepreryvnogo-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya. (дата обращения 18.12.2016 г.)
4. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. — СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2002. — 240 с.
5. Большакова О.И. Основы инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования // СПО. 2011. №7. С. 45-47. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-innovatsionnyh-protsessov-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 04.02.2017 г.)
6. Волков В.Н. О характере проявления концептуальных изменений в образовании в управлении современной школой // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 1 (31). С. 13-20. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/query_results.asp. (дата обращения 04.02.2017 г.)
7. Герасимова Р.Е. Дополнительное профессиональное образование в условиях интегративной системы непрерывного педагогического образования // Концепт: научно-методический электронный журнал. Т. 30. Киров, 2016. С. 148-150. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26468763&.
8. Дуйсебек А.Т. Парадигмальная трансформация образования в контексте обеспечения устойчивого развития // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: мат. 12-й междунар. конф.: / сост. Н.А. Лобанов, А.М. Мамырханова; под науч. ред. Ж.О. Жилбаева, Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования; Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. – Вып. 12. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина; СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – Ч. III. – С. 97 – 103.
9. Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2085. С. 1.
10. Ковалевич И.А. Профессионализация в системе непрерывного образования. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. РАН, 2008. С. 106–119.
14. Симонова Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/28/1214162178/Simonova_2009_N1-5.pdf (дата обращения 18.12.2016 г.)
15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. С. 8.
16. Чоросова О.М. Инновационные структуры системы непрерывного профессионального образования педагогов // Педагогическое образование и наука. 2012. №8. C. 86-90 [Электронный ресурс]. URL: http://library.ua/m/articles/view/ИННОВАЦИОННЫЕ-СТРУКТУРЫ-СИСТЕМЫ-НЕПРЕРЫВНОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ОБРАЗОВАНИЯ-ПЕДАГОГОВ?likeMode=like&url=http://library.ua/m/articles/view/ИННОВАЦИОННЫЕ-СТРУКТУРЫ-СИСТЕМЫ-НЕПРЕРЫВНОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО-ОБРАЗОВАНИЯ-ПЕДАГОГОВ?lang=ua