8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

И.С. Алексеева, к.п.н., доцент кафедры педагогики Педагогического института

Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: alekseevais2010@mail.ru

М.И. Жиркова, магистрант 2 курса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail:

Статья посвящена анализу методологических оснований проблемы выбора будущей профессии, определению сущности и содержания профориентационной работы в организациях дополнительного образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели профориентационной работы Центра архитектурного образования в Республике Саха (Якутия).

Governance model of career guidance in the conditions of additional education

I.S. Alekseeva, PhD in Education Science, Assistant Professor of Education Science Department, Teacher Training Institute

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, The Republic Of Sakha (Yakutia)

M.I.  Zhirkova, second year master

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, The Republic Of Sakha (Yakutia)

The article is devoted to the analysis of methodological basis of problem of choice of future profession; defining of nature and content of vocational-guidance in the organizations of additional education. The results of pilot work in verification of effectiveness of model of vocational-guidance work of Centre of Architecture education in Republic of Sakha(Yakutia) are presented in the work.

На современном этапе в развитии образования наиболее актуальными можно выделить вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения молодёжи, к обсуждению которых привлечены учёные, учителя, представители родительской и педагогической общественности, значительные усилия которых направлены на решение задач профессиональной ориентации и занятости молодёжи.

В настоящее время в исследованиях и практическом опыте при решении проблем профессиональной ориентации молодёжи значительное внимание уделяется поиску новых средств, методов, технологий поддержки и сопровождения социально-профессионального самоопределения личности.

Значимыми для нашего исследования являются исследования профессионально-деятельностного (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В Сериков и др.), регионального                         (А.В. Мордовская,  С.В. Панина, Ф.Д. Товарищева и др.) подходов к процессу профессиональной ориентации личности; теории развития педагогических систем         (В.П. Беспалько, Л.И. Новикова и др.), в том числе дополнительного образования детей  (О.Е. Лебедева, Л.В. Степанова и др.); управления педагогическими системами                (И.В. Блауберг,  Д.А. Данилов, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.).

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы профориентационной работы в сфере архитектурно-художественного образования, исследования в этой области незначительны.

Умение личности адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, преобразованиям в обществе достигается благодаря её активности, самоопределению, самореализации, в том числе и в будущей профессиональной деятельности. Дополнительное образование является основой для формирования личности ребенка, развития профессиональных интересов, воспитания активной жизненной позиции. Полученные навыки сотрудничества, поиска решений различных задач позволяют ребенку с наименьшими сложностями пройти процесс социализации в современном обществе.

Для осмысления понятий «профориентационная работа» и «дополнительное образование» изучены отечественные исследования в области развития личности ребенка  (П.П. Блонский) [1], теории и практики детского движения (Н.К. Крупская) [3], развития детского коллектива и трудового воспитания (А.С. Макаренко) [4], организации опытнической работы (В.А. Сухомлинский) [7], внешкольного образования детей разного возраста (С.Т. Шацкий) [9], исследования проблем профессиональной направленности (С.Н. Чистякова) [8], теории профессионального самоопределения старшеклассников                     (А.В. Мордовская, Ф.Д. Товарищева) [5,6]. По мнению исследователей, решающее влияние на осознанный выбор профессии оказывают личностные аспекты профессионального самоопределения и процесс подготовки обучающихся к выбору профессии, предоставляющие подрастающему поколению право реализовать собственные жизненные планы на творческое развитие, самодеятельность и инициативу.

На основе анализа работ указанных авторов профориентационная работа в организациях дополнительного образования рассматривается нами в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с субъектами социального партнёрства допрофессиональной подготовки для оказания обучающимся последовательной помощи в выборе будущей профессии.

Анализ теории и практики показал, что эффективное развитие системы профориентационной работы во многом зависит от создания и апробации новых моделей, разнообразных инициатив методического сопровождения управления процессом профориентации.

Одним из эффективных направлений профориентационной работы мы считаем организацию и методическое обеспечение работы в учреждениях дополнительного образования. В настоящее время, занимаясь в организациях дополнительного образования, обучающиеся могут развивать свои творческие способности, быть занятыми, выбирать будущую профессию, опираясь на личные предпочтения, профессиональные интересы в той или иной сфере.

В данной работе объектом исследования является процесс выбора будущей профессии обучающимися в организации дополнительного образования; предметом – управление профориентационной работой на примере Детской школы-студии архитектуры и дизайна Центра архитектурного образования.

Авторы исследования предположили, что процесс выбора будущей профессии обучающимися в организации дополнительного образования будет эффективным, если:

— обеспечивается личностно ориентированная направленность образования, предусматривающая педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся с учётом профессиональной пригодности и готовности к выбору будущей профессии;

— осуществляется социальное партнёрство с субъектами допрофессиональной подготовки: личности, школы, семьи и других социальных институтов как система оказания обучающимся последовательной помощи в выборе будущей профессии;

— реализуется практико-ориентированная направленность обучения  школьников в организациях дополнительного образования —  в мастерских и филиалах Центра архитектурного образования.

Управление профориентационной работы в организациях дополнительного образования рассматривается нами как система взаимосвязанных элементов (подсистем): организационных (планирование, организация, руководство, контроль); содержательных (формы, методы, технологии); функциональных (финансовое, материально-техническое, научно-методическое, кадровое, информационное обеспечение); субъектных (учащиеся, педагоги, семья, молодёжь, партнёры).

В системе работы Центра архитектурного образования осуществляется сотрудничество Детской школы-студии архитектуры и дизайна (ДШСАиД), Союза архитекторов Якутии, кафедры архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (ИТИ СВФУ), улусных центров, мастерских, общеобразовательных школ, профильных организаций дополнительного образования, Министерства образования Республики Саха (Якутия).

Детская школа-студия архитектуры и дизайна, кафедра архитектуры и городского строительства ИТИ СВФУ планируют, разрабатывают программы дополнительного и профессионального образования, организуют образовательную деятельность, которую координирует и контролирует Министерство образования Республики Саха (Якутия). Также Министерство образования оказывает правовую, методическую поддержку, осуществляет руководство деятельностью общеобразовательных школ по организации факультативов, кружков, организации дополнительного образования.

Популяризации детского архитектурного творчества способствуют организуемые совместно с Союзом архитекторов Якутии выставки, публикации в периодической печати, профессиональных журналах, интернет-изданиях, на сайте Союза, а также издание полиграфической продукции – открыток, календарей, плакатов.

Вовлечёнными в систему Центра архитектурного образования становятся обучающиеся школ, студийцы ДШСАиД, педагоги и учителя, родители, учащаяся молодёжь, партнёры в лице проектных фирм и институтов.

В системе профориентационной работы в течение ряда лет проводятся республиканские конкурс-олимпиады детского архитектурно-художественного творчества, конкурс-выставки, улусные олимпиады, переросшие в Декаду архитектуры и дизайна, в рамках которой организуются мероприятия не только в городе Якутске, но и в районах, улусах республики. Задачами Декады архитектуры и дизайна являются развитие архитектурно-художественного творчества в Республике Саха (Якутия); выявление и поддержка одарённых и талантливых детей и молодёжи; повышение духовной и эстетической культуры обучающихся республики. В процессе подготовки конкурса-олимпиады, конкурса-выставки идёт строгий отбор участников и их работ, что позволяет повысить качество работ, уровень подготовленности обучающихся.

В организации и проведении Республиканской конкурс-олимпиады активно участвует кафедра архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В рамках мероприятий Декады ИТИ проводит собственную архитектурную олимпиаду для студентов, организует курсы повышения квалификации для учителей, поднимая статус и значимость архитектурного образования в Республике Саха (Якутия).

Многолетнее тесное сотрудничество Детской школы-студии архитектуры и дизайна и Центра детского творчества с. Сунтары положило начало созданию первого «Центра архитектурного образования» в Сунтарском улусе. Также активно работают Батагайская Детская школа искусств Верхоянского улуса, Мегино-Алданская Детская школа искусств имени П.П. Колодезникова Томпонского улуса, «Центр детского (юношеского) технического творчества» с.Техтюр и Майинская Детская школа искусств имени М.К. Поповой Мегино-Кангаласского улуса и др.

В сельской местности республики организуются мастерские-студии, в которых обучаются все желающие, где при сотрудничестве и чутком руководстве педагогов и специалистов-архитекторов возможно создавать собственные проекты домов, дворовой территории, детских площадок и т.п., тем самым улучшая архитектурный облик сельской местности.

Значительную роль в профориентационной работе Центра архитектурного образования занимает участие студийцев и учащейся молодёжи в республиканских, всероссийских, международных конкурсах, выставках, фестивалях творческих объединений, Союза архитекторов Якутии и России, такие, как городской конкурс «Выбор. Проф. Якутск», Всероссийская олимпиада-конкурс детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина (г. Пенза), Дальневосточный архитектурный фестиваль «ДВ Зодчество» (г. Хабаровск), Международный архитектурный фестиваль «Зодчество» (г. Москва), которые способствуют процессу выбора будущей профессии обучающимися.

Одним из направлений деятельности Центра архитектурного образования является организация руководством и педагогическим составом школы-студии, кафедры архитектуры и городского строительства семинаров практических занятий, лекции, конференции, курсов повышения квалификации для учителей черчения, изобразительного искусства общеобразовательных школ, педагогов системы дополнительного образования в сотрудничестве с Инженерно-техническим институтом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Институтом развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия).

Непосредственными организаторами профориентационной работы архитектурного и дизайнерского образования выступают специалисты и педагоги-организаторы, которые организуют работу по профессиональной ориентации молодёжи, трудовому воспитанию и обучению, общественно-полезному производительному труду; осуществляют работу по формированию у молодёжи интереса к профессии архитектора и дизайнера; практическое обучение школьников, молодых рабочих и специалистов в период их стажировки, а также прохождение производственной практики студентами ссузов, вузов, постоянно совершенствуют формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров, обобщают и распространяют передовой опыт в этой области;

В ходе опытно-экспериментальной работы проведено исследование «Определение уровня готовности к выбору профессии по В.Б. Успенскому» с целью определения готовности обучающихся школы-студии к выбору профессии.

Исследование показало, что на начальном этапе в контрольной и экспериментальной группе наблюдаются обучающиеся с разной степенью готовности к выбору профессии. Наиболее высокие показатели со средним уровнем готовности. 25% контрольной группы и 20% экспериментальной группы имеют низкий уровень готовности.

Результаты в начале исследования представлены в Диаграмме 1, в конце исследования —  в Диаграмме 2.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

По итогам исследования выявлено, что в экспериментальной группе испытуемых заметна положительная динамика: на 30% возросло количество испытуемых с высоким уровнем готовности, на 15% снизился показатель с низким уровнем, на 5% возрос показатель со средним уровнем, участников, не готовых к выбору профессии, не  выявлено. В контрольной группе тоже наблюдаются небольшие изменения, количество не готовых к выбору профессии снизилось до 10%.

В Таблице 1 представлены образовательные организации, в которых продолжают профильное обучение выпускники школы-студии.

Таблица 1

Перечень образовательных организаций выпускников школы-студии Центра архитектурного образования

Наименование организации

Специальности

1

Московский архитектурный институт (МАРХи), г. Москва

— Архитектура (бакалавриат)

— Дизайн архитектурной среды (бакалавриат)

2

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ Сибстрин),  г. Новосибирск

— Архитектура (бакалавриат)

3

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ)

— Архитектура

— Дизайн архитектурной среды

— Градостроительство

— Дизайн

4

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)

— Архитектура

5

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова,       г. Москва

— Художник-аниматор

6

Колледж технологии, моделирования и управления, г. Санкт-Петербург

— Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи

— Дизайн интерьера

— Ландшафтный дизайн

7

Институт архитектуры и дизайна (Тихоокеанский государственный университет), г. Хабаровск

— Архитектура

— Дизайн архитектурной среды

8

Якутское художественное училище, г. Якутск

— Ювелирное дело

— Дизайн

9

Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, Инженерно-технический институт,  кафедра Архитектуры и городского строительства (ИТИ СВФУ),  г. Якутск

— Архитектура (бакалавриат)

— Промышленное и гражданское строительство

10

Арктический Государственный институт культуры и искусств (АГИКиИ),                        г. Якутск

— Дизайн архитектурной среды

— Графика

11

Дальневосточный Федеральный университет, Инженерный институт              г. Владивосток

— Архитектура (бакалавриат)

— Промышленное и гражданское строительство

Наряду с российскими вузами выпускники школы-студии поступают в зарубежные университеты, такие как Art Center College of Design (США); Корейский национальный университет искусств (Республика Корея); Школа камня, школа стекла (Республика Чехия); East China Normal University (КНР).

На основании проведённого исследования доказано, что реализация педагогических условий, обеспечение личностноориентированной направленности образования, предусматривающей педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся с учётом профессиональной пригодности и готовности к выбору будущей профессии; осуществление социального партнёрства с субъектами допрофессиональной подготовки: учеников, школы, семьи и других социальных институтов как системы оказания обучающимся последовательной помощи в выборе будущей профессии; реализация практико-ориентированной направленности обучения учеников организаций дополнительного образования в мастерских и филиалах Центра архитектурного образования, способствует эффективности процесса выбора будущей профессии учащимися организаций дополнительного образования.

Ключевые слова: профориентационная работа, организации дополнительного образования, модель профориентационной работы, Центр архитектурного образования.

Keywords: vocational-guidance work, organizations of additional education, model of vocational-guidance work, Centre of Architecture education.

Библиографический список:

  1. Блонский П.П. Выбор профессии. Изб. пед. соч. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 696 с.
  2. Жиркова М.И. Центр архитектурного образования – модель профориентационной работы в системе дополнительного образования / М.И. Жиркова, И.С. Алексеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 333–334. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76487.htm.
  3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 11 томах. Т.2 Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР / Под ред. Н. К. Гончарова [и др.]. – М.: Академия пед. наук, 1958. – 735 с.
  4. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко ; сост. и авт. вступит. ст.                    В.С. Хелемендик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 415 с.
  5. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики саха). – М.: Academia, 2000. – 176 с.
  6. Системное управление профессиональной ориентацией в региональном образовательном пространстве: монография [электронное издание]; отв. ред. С.В. Панина. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 176с.
  7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Том 2. – М. : Педагогика, 1980. – 388 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87499
  8. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. – №6, 2015. – С. 2-6.
  9. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.]; Т. 1.  – М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1962. – 503 с.

К