8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

  С.Н. Чистякова, академик –секретарь отделения профессионального образования РАО, академик РАО, г. Москва

е – mail: samoopredelenie@mail.ru

В Советском Союзе и России профессиональная ориентация развивалась в зависимости  от изменений кадровой политики. Так, в 20-е годы основное внимание уделялось непосредственному трудоустройству молодёжи на работу, что было вызвано необходимостью решать проблемы, связанные с разрухой после Первой мировой войны и безработицей. В 40-50 годы с помощью психодиагностических процедур  выявлялись наиболее выраженные склонности и способности человека и проверялось их соответствие определённому кругу профессиональных требований. К 70-м годам акцент постепенно перемещается в сторону воспитания у молодёжи способности делать выбор, то есть учитывать при выборе профессии объективные и субъективные условия и факторы. В этот период в Советском Союзе получает развитие воспитательная концепция профессиональной ориентации. В 80-е годы и первой половине 90-х годов профессиональная ориентация получает своё наибольшее развитие с позиций воспитательного и развивающего подходов. По линии Минтруда России создаются предпосылки государственной службы профессиональной ориентации. Однако не удалось решить эту проблему по причине отсутствия взаимодействия между Минтрудом и Министерством образования России. Существовали противоречия и разногласия между этими организациями.

Конец XX века характеризуется временным затишьем. Профессиональная ориентация как в теории, так и в практике решается локально, фрагментарно, не привлекается к её решению педагогический коллектив общего образования. Не решает задачи системного подхода к профориентации и начавшийся в 2000 году масштабный эксперимент по профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся.

К сожалению, почти прекращается деятельность различных профориентационных служб, а педагогические коллективы школ отказываются от ведения профориентационной работы, считая, что их главная цель заключается в обеспечении школьников знаниями по преподаваемому ими предмету, повсеместно закрываются учебно-производственные комбинаты.

Целью профориентационной работы в доперестроечное время было формирование социально одобряемой модели  будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.

Модернизация отечественного образования, проводимая в 2000-х годах,  всё-таки позволила  использовать ряд ранее недоступных методических и организационных ресурсов, значимых для формирования у обучающихся готовности к продолжению образования, социально востребованной и профессиональной деятельности:

— признание за учащимся прав на собственное содержание образования и увеличение свободы выбора подростком образовательного маршрута в старшей школе позволяет сформировать у него первичный опыт принятия ответственности за совершаемый выбор;

— изменение содержания форм и методов образовательной деятельности позволяет учащемуся осваивать компетентности и культурные нормы, значимые для повышения готовности к профессиональному самоопределению;

— нововведения в основной и старшей школе, привносимые профилизацией старшей школы,  имеют высокий профориентационный потенциал (элективные курсы создают образы трудовых действий, портфель индивидуальных достижений обеспечивает образовательную и профессиональную самоидентификацию);

— открытость организаций образования для культурных, социальных и профессиональных общностей, организация сетевых форм взаимодействия организаций общего и профессионального образования между собой и с объектами социокультурной среды обеспечивает условия для повышения социальной зрелости и готовности к профессиональному самоопределению.

Опыт организации профильного обучения в старшей школе позволил в конце 2000-х и начале 2010-х годов по-новому рассмотреть проблему проектирования региональных систем профессиональной ориентации молодёжи, реализуемых на отдельных территориях (город Москва, республики Татарстан, Якутия и т.д.).

И только начиная с 2010 года, можно характеризовать как расцвет и «оживление» профессиональной ориентации.  Актуализируется данная проблема, как в государственных документах, так и в науке и практике образования.

Впервые Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Личностные результаты к освоению основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики.

Требуется приведение профориентационной работы с молодёжью в систему, разработка подготовки педагогических кадров на научной основе, создание организационных, педагогических и нормативных условий, в том числе, и для подготовки профориентологов.

Анализ показал, что социально-экономическими  предпосылками формирования готовности учащейся молодёжи к социально востребованной деятельности являются:

  • системность профориентационной работы образовательных организаций, мотивирующей молодёжь к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
  • межведомственное взаимодействие в системе профориентации школьников;
  • социальное партнёрство в проведении профориентационных мероприятий, направленных на социально-экономическую адаптацию молодёжи на рынке труда;
  • гармонизация взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения, что позволяет выходить на проблематику  формирования системы ценностей и поиска смысла данного профессионального труда и всей жизни, что делает профориентационную работу важным условием социализации личности и её гражданского становления.

     Вместе  с  тем,  выявлены барьеры на пути результативной и эффективной профессиональной ориентации учащейся молодёжи: несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям рынка труда в стране; социальная изолированность некоторых групп молодых людей (например,  находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями здоровья), отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения указанных групп в трудовую деятельность; несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодёжью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

      Готовность обучающихся к социально востребованной деятельности трактуется через взаимосвязь трех типов самоопределения: профессионального, жизненного и личностного.

Результативность и высокая эффективность профориентационной работы зависит не только от скоординированого функционирования всех звеньев системы профессиональной ориентации, но и от того, как профориентация включена в систему воспитания личности. Содействие осознанию каждым молодым человеком не только личной, но и социальной значимости, социальной ценности и социальной ответственности своего труда одна из важнейших задач профориентационной работы.

Эффективность профориентационной работы определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в учебном процессе и внеурочной деятельности. Продуктивным является использование интегрированных профориентационных программ, направленных на общее знакомство с миром труда и приобретение трудовых навыков; формирование дифференцированных знаний о профессиях; развитие профессионально важных качеств; обучение навыкам трудоустройства и развитие социальных компетенций личности.

Интерес к проблемам профессиональной ориентации молодёжи на завершающей ступени общего образования в общеобразовательном учреждении в разных странах мира приобретает новые очертания.

В докладе Всемирного банка о мировом развитии «Социально-экономическое развитие и следующее поколение» говорится о том, что важнейший ресурс социально-экономического развития создаётся (или может создаваться) именно в системе образования. По данным этого доклада, принципиальным вопросом социально-экономической политики становится вопрос управления  переходом огромной массы людей от детства к взрослости.

Такой нормальный («правильный») переход к взрослости по своей структуре состоит из пяти переходов. Это переход от обучения к учению в течение всей жизни в других – не школьных – условиях, умение сделать шаг от внешне навязанного и организованного обучения к самостоятельному построению образовательных траекторий для освоения новых навыков и знаний. Второй очевидный переход – это переход в мир труда, работы (большинство людей к 24 годам либо начинают трудовую деятельность, либо становятся безработными). Следующий важнейший переход — это переход к созданию семьи или к семейности. Четвертый переход — от частной жизни к жизни общественной и гражданской (принятие позиции активного гражданина, индифферентного обывателя, политического экстремиста и т.д.). Пятый переход — от беззаботности к заботе о здоровье, от «траты» здоровья к его сохранению.

Очевидно, что два первых «перехода» непосредственно затрагивают и проблему обновления подходов к профессиональной ориентации.

В США на общегосударственном уровне отмечалось столетие системы профессиональной ориентации.

Во многих странах «дальнего зарубежья» создаются культуросообразные текущей ситуации информационные источники и инструменты помощи подросткам в конструировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

В странах «ближнего зарубежья» возникает интерес к созданию оригинальных национальных моделей единой образовательно-кадровой политики: в Украине в конце 2008 г. принята государственная концепция профессиональной ориентации молодёжи; в Казахстане осмысливается западный опыт использования компетентностного подхода в общем образовании в контексте его применения для решения проблем подростков в выборе образовательной траектории; в Белоруссии в 2010 году официально оформилась профессиональная миссия педагога-профориентолога и состоялся первый выпуск таких специалистов (интегрированы разрозненные элементы профориентационной деятельности субъектов и организаций на основе единой цели этой деятельности посредством введения новой должности «педагог-профориентолог», квалификация педагога-профориентолога находится в рамках специальности переподготовки «Профессиональная ориентация молодёжи».

Профессиональная ориентация сложилась, можно констатировать, что в теории она сложилась как система, включающая следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей, профессиональная диагностика и консультирование, профессиональный подбор и отбор, профессиональная адаптация.

В практике профессиональной ориентации занимают важное место Центры профориентации и консультирования, службы занятости, в общеобразовательных учреждениях — кабинеты профориентации. Вопросы выбора профессионального пути постепенно включаются в содержание учебного процесса. Также в этот период накапливается опыт организации производственной практики на рабочих местах и обеспечения связи с системой начального, среднего и высшего профессионального образования.

Очевидно, что происходящее обновление концептуального осмысления и технологий профориентационной работы должно учитывать следующие основные тенденции:

  • сценарии развития демографической ситуации в России указывают на грядущее уменьшение численности трудоспособного населения, то есть на то, что обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через 10-20 лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека;
  • приток трудовых мигрантов предопределяет усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, снижение уровня жизни коренного населения за счёт увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест, нежелание значительной части работодателей вкладывать ресурсы в подготовку и переподготовку кадров, а следовательно — их стремление идти по пути удешевления рабочей силы;
  • год от года нарастает несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда, одновременно на нём увеличивается доля малопривлекательных для молодёжи вакантных рабочих мест с заведомо низкой оплатой;
  • деформация профессионального образования лишает значительную часть его учреждений доверия как со стороны граждан, так и со стороны работодателей; активное участие ассоциаций работодателей в разработке программ подготовки кадров не является нормой;
  • наблюдается массовое «отложенное взросление» молодого поколения, оно взрослеет не так, как того ожидает старшее поколение. Большинство современных выпускников обычной школы обнаруживают тотальную неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, дети всё позже и позже принимают решение о профессиональном выборе.

К