8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Т.А. Макаренко, к.п.н, доцент, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: maktmakt@yandex.ru

В статье поднимается вопрос, связанный с организацией профориентационной работы в школах. Автор считает, что функции профориентации намного шире, чем принято сегодня думать. Профориентационная работа в школах является составным элементом воспитательного процесса, который должен строиться на системном подходе.

Features of the organization of vocational work educational organizations

T. Makarenko, PhD in Education Science, Assistant Professor of Education Science Subdepartment, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University, Yakutsk, the Republic Of Sakha (Yakutia)

The article raises the issue of organization of vocational guidance work in schools. The author believes that the function of career counseling is much broader than is customary today to think. Career guidance in schools is an integral element of the educational process, which should be based on a systematic approach.

В разработку теоретических основ отечественной профориентологиии существенный вклад внесли С.Г. Геллерштейн, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.В. Мордовская, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, Б.А. Федоришин, С.Н. Чистякова, и др., определившие условия для создания системы профориентации, особенности подготовки школьников к выбору профессии. Профессиональная ориентация, как система научно-практической деятельности различных социальных институтов, призвана решить комплекс различных социально-экономических, медико-физиологических, психолого-педагогических задач, направленных на формирование профессионального самоопределения и развитие профессионального становления личности. Н.С. Пряжников считает, что «профориентационная проблематика достаточно обширна и является стержневой при рассмотрении вопросов развития личности» [1]. По мнению А.В. Мордовской, профориентация реализует диагностическую, организаторскую, мобилизационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, корректирующую, прогностическую функции [4].

Целью нашего исследования явилось определение особенностей организации профессиональной ориентации в школе. И первая особенность, на которую мы обратили внимание, это обеспечение системности профориентационной работы в условиях образовательной организации. Несмотря на то, что в нашем понимании профориентационная работа в школах должна являться системой, в реальности у учителей школ нет понимания, что такое система профориентации. Анкетирование показало, что 68% опрошенных учителей видят профориентацию как часть воспитательной работы и отмечают, что могут только предложить ребятам классный час, экскурсию, встречу с выпускниками вузов. Другая часть учителей (22%) считают, что для этого существуют профильные классы, школьный психолог. Они видят в профориентации дополнительную нагрузку для себя. Для 10% учителей слово «профориентация» является только понятием, они считают, что этим должны заниматься общественные организации и учреждения дополнительного образования. Данные анкетирования показали, что есть разное понимание того, кто должен заниматься профориентационной работой с обучающимися. А в итоге следует, что всё, указанное учителями, – это отдельные её/профориентации элементы, которые нужно выстроить в одну систему.

Разработка системы профориетационной работы в общеобразовательном учреждении требует планирования мероприятий в рамках профориентации уже в начальной школе. Данный момент мы выделили как вторую особенность рассматриваемой проблемы. Анализируя внеклассную работу школ РС (Я), мы отмечаем, что в старших классах запланирована и проводится просветительская работа, намечены классные часы профориентационной направленности, обсуждается проблема дальнейшего обучения в вузах, приглашаются для бесед со школьниками разные специалисты [5]. И, вместе с тем, наблюдается, что многое из того, что проводится, делается не в полную меру или не системно. Также можно заметить, что зачастую не используется широкий объём методов организационной работы с целью профориентации и не берутся во внимание изменения в обществе, в школе, в развитии детей. Наше исследование также показывает, что в целом учителя нуждаются в методическом сопровождении по организации профориентационной работы в школах.

В качестве третьей особенности организации профориентационной работы мы выделяем необходимость подводить детей к самооценке личностных результатов и стимулировать развитие социальной зрелости. Во всех изученных нами школах Вилюйского района г. Якутска) [2,5] в планы воспитательной работы входят профориентационные мероприятия. Школьные психологи, учителя в силу своих возможностей помогают школьнику выявить склонности, способности к той или иной профессиональной сфере. Чаще всего диагностическая функция профориентации на практике ограничивается рамками изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Несомненно, для школьника понять себя, свои склонности является одной из важных составляющих при выборе профессии. Но не стоит забывать, что осуществление данной функции еще предполагает и изучение процесса формирования профессионального самоопределения и становления; мониторинг качества применяемых содержания, форм и методов профориентационной работы, фиксация уровней развитости профессионального самоопределения и профессионального становления личности [4, 5].  Это, порой, забывается школьными психологами и классными руководителями.

Весьма показательны данные анкетирования обучающихся. Отдельные вопросы были заданы опрашиваемым школьникам два года подряд (приняло участие в 2015 г. 94 респондента, в 2016 г. – 122).

Таблица 1

Отношение школьников к подготовке к выбору профессии

Ответы

2015 г.

2016 г.

Школа дает достаточно знаний для дальнейшего выбора профессии

34 %

36 %

Удовлетворены профориентационной работой школы

22 %

34 %

Я понимаю, зачем нужна профориентация

68 %

82 %

Я читаю о профессиях в Интернете и задумываюсь, какую профессию мне нужно получить

38 %

44 %

Данные таблицы 1 показывают, что неудовлетворенность учеников организацией профориентационной работы в образовательных учреждениях остается высокой. Только третья часть опрошенных отмечает, что всё хорошо и всё им нравится. Значение этого показателя за два года примерно одинаково. Но выделяется строка о понимании учащимися того, для чего нужна профориентация. Здесь данные резко повысились на 14%, что даёт основание для вывода о положительной динамике отношения у школьников к выбору профессии. В связи с этим в этом году была запущена анкета для выявления профессиональных намерений выпускников школ и определения стимулов выбора профессии.

Таблица 2

Стимуляторы выбора старшеклассниками будущей профессии

Стимуляторы

Всего

1

Интересы

36%

2

Совет родителей

18%

3

Престиж

12%

4

Хорошая зарплата

48%

5

Мне нравится, умею

10%

6

Моя мечта

2%

7

Боязнь остаться без работы

6%

8

Полезная профессия

24%

9

Возможность открыть своё дело

8%

10

Советы учителя

8%

11

Возможность реализовать себя

22%

Отрадно понимать, что всё-таки 36% школьников связывают будущую профессию со своими интересами. Большое число из них хотят, чтобы их профессия приносила хороший доход (48%), почти треть считают, что профессия должна быть полезной и в ней можно было реализовать себя.

Все опрошенные связывают своё будущее с продолжением образования и получением специальности, рассматривают это как важное средство самоутверждения в жизни, необходимое условие успешной жизненной карьеры, как важную и жизненную ценность.

И вместе с тем, выделяется ещё одна проблема: школьники начинают задумываться о выборе профессии только в выпускном классе. На наш взгляд, нескольких месяцев недостаточно для такого серьёзного выбора. Обучающиеся должны заранее обдумывать, ставить цели для достижения наилучшего результата в будущем. В связи с этим, мы определяем недостаток в отработке организаторской функции.

Профориентация является важным социальным направлением и требует взаимосвязанную деятельность разных социальных институтов. Особо необходимо отметить, что использование воспитательного потенциала социума, достижение целостности в применении внешних факторов для воспитания целостной личности, обеспечение преемственности в передаче от старшего поколения к растущему человеку общечеловеческих и этнических ценностей является неотделимой частью всего педагогического процесса. Связь социума со школой, организацию партнёрства необходимо организовывать школе по разным направлениям. Сюда могут войти местные органы власти, СМИ, вузы, ссузы, предприятия, фирмы, организации, правоохранительные органы, медицинские учреждения, общественные организации, психолого-педагогические (или психолого-социально-реабилитационные) центры, службы занятости и т. п. Академик С.Н. Чистякова справедливо указывает, что существует необходимость в сетевом взаимодействии, под которым исследователь понимает «устойчивую взаимосвязь активных субъектов». При этом все субъекты взаимодействия решают задачи как школьников в их профессиональном самоопределении, так и собственных целей, имеющих стратегическое значение [6].

Как нам кажется, во многих школах существует проблема анализа результатов профориентационной деятельности субъектов управления, определение оценки сформированности профессионального самоопределения и становления учащихся. Поэтому бывает трудно понять, какой уровень зрелости имеют учащиеся школ и какой результат дают мероприятия, проводимые в школах. Большую роль играет самооценка личностью результатами собственной деятельности. Если школьник может осознанно сказать, чего он хочет от профессии в будущем и какой карьерный план он построил в мыслях, то можно сказать о его конкретном самоопределении. В ситуации обратной необходима индивидуальная работа со школьником по коррекции способов достижения целей [3]. Очень важно в профориентационной работе определение ситуаций успешного выбора личностью профессии, выявление наиболее эффективных условий формирования профессионального самоопределения личности в будущем и профессионального становления специалиста.

Несомненно, родителям, учителям следует начинать проводить необходимые профориентационные мероприятия как можно раньше. Опыт показывает, что даже в детских садах существуют программы профориентационной направленности. Чем раньше ребёнок будет интересоваться миром профессий, тем больше он будет его понимать, тем осознаннее будет впоследствии его выбор. Важным остается — помочь ребенку сориентироваться в большой массе информации.

Таким образом, при планировании профориентационной работы в школах необходимо определять уровень социальной зрелости обучающихся. Исходя из запросов, ценностей и других показателей, должна строится групповая и индивидуальная работа с обучающимися, начиная с начала учебы ребёнка в школе. Также необходимы системное планирование и обязательный мониторинг качества профориентационной работы.

Ключевые слова: профориентация, школа, самоопределение, социальная зрелость, воспитательный процесс.

Keyworlds: vocational guidance, school, self-determination, social maturity, educational process.

Библиографический список:

  1. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: «Академия», 2005 г.
  2. Макаренко Т.А. Анализ рынка профориентационных услуг общеобразовательных школ Вилюйского района Республики Саха (Якутия) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 19-22.
  3. Макаренко Т.А. Профконсультирование как основа профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 19. С. 181-183.
  4. Панина С.В., Макаренко Т.А., Мордовская А.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: Учебник и практикум – Москва: Издательство Юрайт, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (3-е изд., пер. и доп), С.312
  5. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодёжи. Коллективная монография / Под редакцией С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. Киров, 2014.
  6. Чистякова С.Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся — важнейшая составляющая системы государственной кадровой политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 24-29.
  7. Чистякова С.Н. Концепция педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2015. Т. 2. № 3. С. 47-52.

К