8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Социализация подростков в детском общественном объединении

М.Е. Кульпединова, к.п.н., заместитель начальника Управления координации научных исследований РАО,

e-mail: mekya@mail.ru

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть особенности воспитания и социализации детей в общественных объединениях. С этой целью внимание автора сосредоточено на обосновании закономерностей и принципов воспитания в детском общественном объединении, педагогических требований к деятельности общественных объединений.

Special features of education principles implementation in children’s social community

M.E. Kulpedinova, PhD, Deputy Chief, Research Coordination Department of the RAE, Moscow

The article considers special features of children’s education and socializa-tion in social communities. The author stresses the patterns and principles of education in the children’s social community, as well as pedagogical re-quirements to the activities of social communities.

Выполнение социального заказа всегда было связано с воспитанием человека, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал которого станет предпосылкой и условием дальнейшего развития.

Начало XXI века можно характеризовать как новый этап в развитии отечественной системы воспитания и, прежде всего, её теоретического обоснования, не в малой мере обусловленной поворотом современного образования к личности, его обращенностью к гуманистическим и культурологическим идеям. Обучающийся получает статус субъекта образования (обучения и воспитания), обладающего субъективной индивидуальностью.

Однако нынешняя молодёжь и дети пока ещё в большей мере являются объектом социальных воздействий, нежели субъектом активного преобразования окружающей жизни. В то же время социальная среда – та часть их жизненного пространства, где они приобретают социальный опыт, где реализуются их социальные потребности и интересы, проектируются ценностные и жизненные ориентиры, формируются коммуникативные умения и навыки, осуществляются процессы самопознания, самоопределения, самореализации. Более того, свободное общение и разнообразная деятельность в организованной социальной среде становятся фактором социального становления личности, её воспитания.

Ретроспективный взгляд в прошлое детского движения и системы воспитания позволяет очертить круг идей, которые могут стать основой (методологической, теоретической, методической) обеспечения современных подходов к воспитанию детей, стремящихся к социальному взаимодействию в рамках организованного сообщества. Это, прежде всего, идеи С.Т. Шацкого о воспитании как организации разносторонней деятельности детей, о непрерывном движении коллектива как законе его жизни, Н.К. Крупской – о стадиях процесса общественно полезной работы, И.Н. Жукова – о сущности притягательной силы для ребят детского движения, педагогические идеи скаутского метода, теории и методики воспитательной деятельности пионерской организации. И несомненный интерес представляет анализ и сопоставление основополагающих идей деятельности общественных объединений детей в прошлом и настоящем времени.

Исходными теоретическими посылками рассмотрения и практического решения проблем воспитания, наряду с указанными выше, могут выступать идеи Э.В. Ильенкова о системе социальных взаимоотношений людей как источнике становления личности, В.В. Давыдова – о развитии человека как становлении его субъектом творческой деятельности, Л.С. Выготского – о первостепенности собственного опыта организма по отношению к опыту, привносимому воспитателями.

Детское общественное объединение по своим возможностям является одним из гарантов совокупности прав, закреплённых Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Согласно закону, государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В соответствии с данным законом, деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей могут осуществлять общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации (ст. 7, п. 4.). Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций [1].

В данной работе предпринята попытка рассмотреть особенности воспитания и социализации детей в общественных объединениях.

  1. Закономерности и принципы воспитания в детском общественном объединении

Детские общественные объединения являются той организованной социальной средой, которая отражает и проявляет избранный ребенком или молодым человеком способ решения проблем своего образования, организации досуга, выбора круга общения, определения жизненных ценностей и ориентиров, самоопределения, саморазвития и самореализации.

Человек, участвующий в общественной деятельности и при этом ощущающий себя хозяином своего общественного объединения или движения, чаще всего проявляет активную позицию не только в социальной, но и в сфере профессиональной и образовательной деятельности. Безусловно, превращение каждого подростка в общественника – задача довольно сложная, по сути, нереальная, да и ненужная. Среди всего многообразия состава подростковой среды в ней только определённый сектор (иногда незначительный) составляют те подростки, интересы которых лежат в сфере социальной деятельности, кто любит сотрудничать с людьми, кто чутко реагирует на состояние другого человека, кому нравится быть кому-то нужным и полезным. Таких ребят и надо, прежде всего, привлекать к участию в общественных делах и акциях, включать в поиск и решения актуальных социальных проблем, они-то и должны составлять (и в большинстве случаев составляют) ядро общественных объединений, способствующих их воспитанию и личностному самосовершенствованию.

Сегодняшние детские общественные объединения – это конкретные дети и конкретные взрослые люди, добровольно объединившиеся для участия в совместных делах во имя процветания нашей Родины, утверждения добра и справедливости в процессе личностной самореализации. Педагогическая идеология воспитания в детском общественном объединении трактуется нами как социально-педагогическое взаимодействие самореализующихся субъектов в целях гармонизации интересов личности и общества. Конкретно она проявляется в новой идеологии отношений, основанных и ориентированных на воплощение в жизнедеятельности объединений идей гуманизма, партнёрства (сотрудничества), созидания, демократии.

По своей природе воспитание в общественном объединении есть самореализация его субъектов в создании равноправных и равновозможных условий востребованности и использования личностного потенциала в процессе социального творчества. Его ведущей целью является, прежде всего, социальное развитие личности. Ему присущи проявления общих закономерностей воспитания, имеющих особенности реализации в общественном объединении: обусловленность воспитания активностью и деятельностью его субъектов; взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности; зависимость социального развития личности от развития общественного объединения. При этом развитие рассматривается нами как происходящие качественные изменения, ведущие к становлению личности и объединения в целом субъектом в процессе реализации личностного социокультурного опыта, освоения имеющегося и создания нового социального опыта (в том числе и субъективного).

Данные закономерности определяют принципы воспитания, требования к его содержанию и способам организации деятельности объединения в целях достижения цели воспитания. Наряду с общими принципами воспитания – гуманизации, культуросообразности, природосообразности, сотрудничества – в осуществлении воспитания в объединении особое значение имеет принцип развития, поскольку следование ему обеспечивает реальное воплощение в жизнедеятельности объединения закономерностей воспитания. Организационные принципы формирования и функционирования объединения, в частности, добровольность, самоорганизация, самодеятельность и особенности реализации в общественном объединении принципа развития, обусловливают такие специфические принципы воспитания в нём, как принцип субъектности, принцип востребованности, принцип успешности, последовательное соблюдение которых ведёт к достижению воспитательной цели объединения. Как отмечалось выше, сам факт вхождения ребёнка в общественное объединение есть проявление и показатель выбора им пространства для самореализации. Поэтому жизнедеятельность объединения должна помочь ему оправдать (подтвердить) свой выбор и дать возможность испытать чувство удовлетворения от самореализации.

Изменение же самого объединения как воспитывающей среды, т.е. развитие существующих в нём системы отношений и деятельности (и атмосферы), приближение уклада его жизни к укладу гражданского общества можно рассматривать в качестве результата реализации информационной, коммуникативной, нормативной, ориентационной, социализирующей функций объединения. Важным условием обогащения потенциала является своевременное выдвижение новых конкретных целей и новых сложных социально значимых задач.

2. Педагогические требования к деятельности общественных объединений

Основополагающим фактором и условием развития личности является её деятельность в общественном объединении, которая во многом детерминирована деятельностью самого объединения. В рамках общественного объединения удовлетворяются потребности подростков в информационном обмене, во взаимодействии со сверстниками и старшими (реже с младшими) и приобретении определённого статуса, в эмоциональном и социальном благополучии, в принадлежности к определённому сообществу – своему (быть собой среди своих). Она формирует навыки и опыт субъективной и полисубъективной самоорганизации; опыт монолога и диалога: высказывания своего мнения и быть услышанным, слушать, слышать мнения других и формирования к ним своего отношения (принять, не принять); гарантирует определенную защищённость и возможность самоутверждения в положительной роли. Кроме того, сознательное и активное участие в ней потенциально обеспечивает возможность сдвига мотива личности на цель объединения, равно как и ориентацию цели объединения на мотивы его членов. В любом случае и то, и другое позволяет сделать воспитание личностно ориентированным. Но чтобы деятельность объединения оказывала своё развивающее влияние, она должна быть построена с позиций избранных подходов. В качестве таковых могут стать личностно ориентированный, средовый и системный подходы.

Личностно ориентированный подход предполагает учёт в ней субъективного, социокультурного опыта детей и ориентацию на его обогащение, развитие возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение подросткам позиций её субъекта. Средовый подход, с одной стороны, нацеливает на создание в процессе деятельности объединения определённой информационной, предметной, культурной, правовой, социальной (социально-экологической), образовательной среды, с другой, – на учёт и использование педагогического потенциала социума. Системный подход обеспечивает взаимосвязь совокупности создаваемых в ходе деятельности условий, способствующих развитию личности, а также реализацию системных принципов разнообразия, целостности, динамизма.

Следование обозначенным подходам выдвигает ряд принципов, которые должны быть положены в основу деятельности объединения. Это, в первую очередь, принципы самодеятельности, социальной ориентированности, природосообразности, культуросообразности, дифференциации, сотрудничества, интеграции. Именно они отражают её воспитательную сущность, поскольку самодеятельность – это не только базовый принцип деятельности общественного объединения, но и основная личностная характеристика его членов; социальная ориентированность – сущностная характеристика общественного объединения. Природосообразность предполагает соответствие деятельности природе детей, их половозрастным особенностям, культуросообразность отражает в деятельности объединения состояние объективной культуры, к которой приобщаются дети, и той культуры, которая формируется и развивается ими (причем, не только внутри объединения). Дифференциация ориентирует содержание и формы деятельности на социальные потребности, интересы и социокультурный опыт детей. Учёт системных принципов: разнообразия (содержания, форм, методов; ролей и позиций; состава участников и др.); динамизма (оперативность и подвижность, отражающие реакцию деятельности на динамику интересов, эмоционального и физического состояния детей; изменяющихся внешних условий функционирования объединения); интеграции (действий детей и взрослых, личностных потенциалов, а также внешних взаимодополняющих влияний) обеспечивает системность деятельности; сотрудничество – её субъектность и субъективность. В обобщённом виде применительно к детскому объединению указанные принципы могут быть сформулированы как принципы «равных возможностей» и «поддержки».

Инвариантной базой содержания воспитания является развитие осознания своего социального «Я» и потребности в его саморазвитии и самореализации. Это предполагает обеспечение и стимулирование в общественном объединении успешности процессов самопознания личности (формирование концепции «Я»), самоориентации (ситуации и возможности выбора в жизнедеятельности объединения), самоопределения (реализация прав и свобод, предоставление равных возможностей), самоосуществления (гуманность, толерантность, креативность, субъектность, сотрудничество в процессе организованного социального взаимодействия (управляемого и самоуправляемого), самооценки.

Учитывая особенности воспитания в современных условиях, в частности, вызванные отсутствием в обществе идеалов гражданина и патриота, на первый план в воспитании в общественном объединении выдвигается формирование и развитие в деятельности таких качеств и характеристик личности, которые ведут к становлению основ гражданственности и патриотизма. В связи с этим воспитательные задачи детского общественного объединения должны быть направлены на формирование у ребёнка (и взрослого тоже): положительной концепции «Я»; общечеловеческих ценностей и прежде всего таких, как демократия, уважение к правам личности и закону, толерантность, верность, взаимопонимание, милосердие; опыта межличностного  взаимодействия;  способности к социальному (равно как и к другому виду) творчеству; созидательной активности и ответственности.

Концентрация содержания воспитания на развитии внутреннего мира ребёнка обусловливает возрастание значимости рефлексии, и, следовательно, её стимулирования и обеспечения (научения и осуществления) в детском объединении.

Воспитательный потенциал деятельности может обеспечить достижение нужного результата лишь при выполнении ряда требований к ней.

1. Обеспечение в процессе деятельности совместности действий разновозрастных (с учётом возраста) участников на основе сочетания интересов и самоуправления. Деятельность объединения при этом должна иметь общую для всех цель, которая не может быть достигнута каждым членом объединения в одиночку, а только в процессе их взаимодействия. Формы её совместного осуществления (они и рождают чувство «Мы», сопричастность к объединению, любовь к нему – патриотизм) могут быть различны: относительно независимое участие каждого – выполнение конкретного поручения; распределённость действий участников – участие в коллективном поиске, игре, когда действия каждого предполагают действия других); постоянная коммуникация – работа в совете дела, процесс планирования и проведения которого немыслим без постоянного обсуждения, диалога. Последнее создает естественные ситуации (именно в этом его ценность), ставящие перед необходимостью понять позиции   другого и научиться смотреть на себя глазами других, что ведёт к выработке саморефлексивности.

Если говорить о результате влияния деятельности на развитие личности, то он во многом зависит от того, насколько атмосфера её совместного выполнения наполнена смыслом глаголов «понимать», «предлагать», «принимать», «сорадоваться и сострадать», «помогать» и существительными «инициатива», «ответственность», «позиция», «выбор», «оценка», «толерантность» и другими. Сделать детей соучастниками совместного созидания – путь обеспечения качественных изменений их личностных потенциалов.

В процессе осуществления совместной деятельности идёт и процесс самопознания объединения. Более того, для подростков высвечивается возникающее противоречие между требуемым (для получения нужного результата) и реальным уровнем совместных действий, что влияет на самооценку объединения, порождает потребность в совершенствовании его структуры, связей и отношений, изменении позиции отдельных членов, корректировки содержания и способов включения в деятельность. Совместная, приносящая удовлетворение жизнедеятельность, формирует у членов объединения представление о нём как «Мы», о его отличии от других общественных формирований.

2. Сосредоточенность деятельности на личности ребенка. Поскольку каждый вид деятельности имеет определённое содержание потребностей, мотивов, задач и действий, то деятельность объединения только тогда имеет развивающий эффект, когда мотивы действий, участвующих в ней детей, совпадают с объективными мотивами (значением) общественной деятельности, а сами действия сообразны с объективными способами  общественного (социального) действа. Отсюда можно очертить контуры того базового опыта общественной организаторской деятельности, которые необходимы и которым может овладеть каждый ребенок. Используя известные положения Н.К. Крупской о стадиях процесса общественно полезной работы, составляющие этого опыта можно представить так: выдвижение и совместное обсуждение целей предполагаемой деятельности; распределение слагаемых её действий с учётом субъективного опыта и индивидуальных особенностей участников; поддержка в процессе выполнения; оценка сделанного.

3. Создание возможностей проявления свободы и равноправия. Известно, свобода осознаётся человеком как личное чувство, выражающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и отвечать за него. За свободой выбора следует свобода действия, в том числе созидающего, т.е. творчества. Поэтому деятельность объединения должна дать ребёнку право осуществить самостоятельный выбор (содержания деятельности, её участников, времени, форм и способов осуществления, способов взаимодействия в процессе неё), принять решение и выполнить его. Но недостаточно только предоставить ребёнку возможность выбора в деятельности. Необходимо обеспечить (отобрав соответствующее содержание и технологии) ему и возможность в ходе неё осуществлять самостоятельные действия, которые становятся средством реализации личных целей, жизненных проблем и потребностей.

4. Деятельность должна иметь вариативно-личностный характер, чтобы отвечать запросам детей и влиять на их развитие, что предполагает дифференциацию её содержания, форм и способов (методов, средств) и ориентированность процесса на многомерность состояний личности (здоровье, настроение, привязанности, личные проблемы…). То есть, она должна быть построена таким образом, чтобы каждый был востребован в силу индивидуально-личностного смысла её содержания и форм реализации. Критерием отбора может служить множественность «что» (какое содержание обеспечит) и «как», «каким образом» (как организовать) в процессе деятельности может быть реализована субъектность ребёнка.

5. Самодостаточность содержания и способов его реализации. Как известно, деятельность тогда становится фактором развития, когда не только соответствует жизненным проблемам, интересам детей, входящих в объединение, и создаваемые в нём организационные структуры, но и удовлетворяет их, создавая условия для творчества и созидательной активности. Это предопределяет ориентацию деятельности в процессе её планирования и организации на реализацию принципов разнообразия и динамизма в её содержании и способах достижения ожидаемых результатов. В этом случае создаются возможности её привлекательности и удовлетворённости, обеспечивается устойчивость членства в объединении, что ведёт к его организационному укреплению.

Преимущества совместной деятельности состоят в том, что она позволяет объединить усилия нескольких людей (групп, сообществ) для решения общей проблемы или задачи, нужные результаты которой, порой трудно достичь в одиночку. В воспитательном аспекте её организации в объединении особо важно предусмотреть, как в процессе неё будут (могут) выстраиваться взаимоотношения участников, вырабатываться нормы и принципы взаимодействия, каким может быть продукт совместной деятельности, каким образом предстоит разработать программу оптимальных действий, обеспечивающую ожидаемый результат.

С целью обеспечения позитивного начала совместной деятельности нужно помочь детям создать положительно эмоциональный настрой на её выполнение, поддержать (в отдельных случаях – вызвать) желание участия в организации совместных действий, дать импульс формированию нравственно-психологической атмосферы их осуществления. Помочь в этом может первоначальное знакомство друг с другом (если есть такая необходимость), выявление в ходе первой встречи индивидуальных желаний и ожиданий.

Планирование деятельности может сопровождаться коллективным поиском ответов на вопросы, как будет осуществляться его процесс, составляться программа, в каких формах и каким образом (командой, группами и нормами (правилами) взаимодействия) она будет реализовываться. Здесь возможны разные подходы: разработка в определённой логике общих вопросов и их коллективное обсуждение, индивидуальное озвучивание собственных вопросов по поводу предстоящей совместной деятельности, их дальнейший  анализ и систематизация и другие. Но главное, добиться того, чтобы было проявлено отношение каждого (видение цели, задач, подхода к выбору средств их решения, обоснованной собственной роли в данном процессе), а в итоге каждая согласованная совокупность вопросов и ответов стала канвой программы действий.

Анализ и оценка – достаточно сложный, но необходимый этап совместной деятельности, проявляющий меру реализации принципов субъектности, успешности и востребованности. Выбор методики их проведения остаётся за руководителями объединения (взрослыми и детьми). Но в любом случае в ходе анализа (самоанализа), оценки и самооценки ребёнок должен дать себе или товарищам по совместным действиям ответ на вопросы: что я делал? как я делал (мозговой штурм, использование опыта, наблюдения, оценка, обсуждение, беседа и т.п.)? что я нового узнал, освоил, прочувствовал, чему научился? что мне понравилось, не понравилось, почему? что бы мне хотелось ещё предложить, что я сам сделаю для этого, кто и что мне ещё для этого нужны (люди, средства, место и др.)? и другие. В анализе сделанного необходимо отметить: наличие индивидуального продукта каждого, в т. ч. взрослого, например, обобщение всего сказанного, игровая форма проведения, соблюдение правил.

Если такого рода работу проводить в процессе всей деятельности, а не только на этапе её завершения, то избираемая форма проведения анализа должна позволять совместное (взрослыми и детьми) выявление новых проблем и потребностей, выдвижение новых целей, совершенствование планирования их достижения, реализации и т.д., то есть обеспечивать динамику развития объединения.

3. Опыт реализации принципов воспитания в детском общественном

объединении

В современных условиях личностной и социальной ориентации деятельности многих детских общественных объединений проблема реализации и обогащения в них субъективного, в том числе социокультурного опыта детей успешно решается в тех случаях, когда используемые средства и способы организации жизнедеятельности формирования создают условия, позволяющие ребенку ощущать возможность (готовность) своего участия в ней и желание в этом. Иначе говоря, его «могу» и «хочу» в таких ситуациях не противоречат друг другу. Подобные ситуации становятся реалиями, если жизнь объединения строится, с одной стороны, на организационных принципах самоорганизации, самодеятельности и самоопределения (отдельной личности и всего объединения), с другой, – на принципах воспитания: субъектности, востребованности, успешности, которые в своей совокупности определяют протекание процессов саморазвития и развития. Следование указанным принципам и предопределяет особую логику использования необходимых для этого средств, в том числе и педагогических.

Сегодняшний научно-методический ресурс детских общественных объединений преимущественно составляют программно-вариативный подход, игра, походы, праздники, лагеря, сборы, «школы», методика коллективных творческих дел. Причём все они, в той или иной мере используются различными по целевым установкам и направленности ведущей деятельности общественными формированиями.

Исходя из понимания сущности воспитания в общественном объединении как целенаправленного организованного взаимодействия детей и взрослых, педагогическая технология может рассматриваться как способ взаимодействия субъектов деятельности объединения в создании условий развития личности и объединения. Она характеризуется диагностично заданной целью, определённой логикой индивидуальных и групповых действий с указанием их способов и приёмов, оценочно-результативным аппаратом. Иными словами, технология организации продуктивной деятельности членов объединения представляет определённую совокупность действий, последовательность выполнения которых способствует получению диагностируемого и гарантированного результата.

Детское общественное объединение по своему предназначению должно ребенку дать то, что он не дополучает в нужной для его социального становления мере в семье, школе и других сообществах, и обогатить то, что дают ему другие субъекты воспитания. Это относится, прежде всего, к опыту отношений к себе и окружающей действительности. Поэтому при выборе или создании той или иной технологии необходимо опираться на личностно ориентированный комплексный подход, суть которого в обеспечении в процессе её использования реализации субъективного социокульурного опыта личности и формирования у неёсубъектной позиции.

Особенностью общественного объединения как субъекта воспитания является предоставление личности прав и свобод, что является одним из оснований построения жизнедеятельности объединения. Важным условием обеспечения ребенку позиции субъекта является диалогизация процесса жизнедеятельности объединения. Это продиктовано, во-первых, возрастными особенностями подростка, во-вторых, совокупностью его жизненных проблем, среди которых не последнее место занимает проблема устранения дефицита содержательного общения. В-третьих, она определяется правом ребёнка на свободу слова и личного мнения и, в-четвёртых, процессом развития и укрепления организационных основ общественного объединения.

Педагогический аспект (смысл) создания данного условия состоит в том, что диалогизация или диалоговое взаимодействие способствует формированию критического (рефлексивного) мышления, самосознания, ценностных ориентаций. Его цель – в ходе обмена информацией, рождающейся в процессе совместного поиска, достичь взаимопонимания и решить поставленную задачу. Социально-педагогический смысл заключён в приобщении личности в процессе диалогового взаимодействия к демократической культуре как важнейшей составляющей демократического общества, формировании основ культуры диалога и коммуникативной культуры (высказать мысль так, чтобы быть понятым; слушать, чтобы понять другого).

Частным проявлением технологии организаторской деятельности является специфическая для объединения технология общественного поручения (от дела каждого к общему делу). Богатством содержания и характером общественных поручений определяется и характеризуется процесс развития самого объединения.

Технология общественного поручения как проект процесса его выполнения учит и упражняет ребенка в субъективной организаторской деятельности. А это значит, что последовательность необходимых действий включает в себя следующее: осознание цели порученного дела → самодиагностика готовности и возможных затруднений в процессе выполнения → планирование (выделение этапов выполнения, определение содержания действий на каждом из них, выбор соучастников, установление сроков) → выполнение (отбор и реализация средств и приёмов необходимых действий; их координация, коррекция) → самоконтроль и самокоррекция → саморефлексия и оценка результатов → самодиагностика.

В качестве объектов педагогического подкрепления данной технологии выделим звенья самодиагностики и выполнения.

Самодиагностика является важным моментом, потому что формирует не только способность к рефлексии, но и взвешенное, ответственное отношение к делу. На «входе» в процесс выполнения поручения важно чёткое знание и понимание ребёнком того, что и для чего он должен сделать, какие видит возможные затруднения, чем они вызваны и как их можно устранить (преодолеть). На «выходе» он должен понять и осознать, чем обусловлен тот или иной результат выполненного (или невыполненного) поручения, что способствовало успеху, а что вызвало затруднения и неудачи. Звено «выполнение» связано с отбором форм и приёмов деятельности, установления личностных контактов, проявлением творчества.

Педагогическая поддержка, как нам видится, может быть отражена в вычленении понятных для ребёнка критериев выявления успехов и трудностей, набора возможных способов действий (самоанкетирование, самонаблюдение; поиск информации, консультации, распределение необходимых частей (слагаемых) работы между другими, деловые встречи и беседы, изготовление средств и другие). Ситуации успешного выполнения поручения будет способствовать обеспечение в объединении учёта интересов и способностей детей; посильности поручений, последовательности их усложнения и проявления самодеятельности; общественной оценки значимости выполненного поручения.

Подытоживая сказанное, технологию обобщенно можно представить в следующем виде: определение концептуальных основ → выдвижение цели → постановка задач → определение содержания → выбор средств реализации содержания → прогнозирование результатов → выбор диагностических методик и измерителей и формата оценки.

Региональной общественной организацией инвалидов «Детский орден милосердия», в которой состоят дети, молодёжь и взрослые, объединённые философией милосердия и человеческого общения и ориентированные на интеграцию социально незащищенных детей, детей  с ограниченными возможностями здоровья и детей, не нуждающихся в специальной социальной помощи достаточно активно и продуктивно используется программирование деятельности. В детском общественном движении России Орден известен своей «Школой взаимной человечности», цель которой подготовить детей к плодотворному общению друг с другом.

По инициативе и при поддержке Детского ордена милосердия в 2004 году в Москве была создана Детская социальная служба. Показательно, что её базой стал детский дом №59, воспитанники которого сначала совместно с работниками комплексного Центра социального обслуживания «Отрадное» готовили специальные программы для социально незащищённых детей района, а затем стали искать формы общения с детьми с ДЦП. В работе службы технология «дети–детям» приобретала эмоциональную окраску. Домашнее общение сверстников и совместное участие в коллективных делах детского дома, открывая и расширяя жизненное пространство и больных детей, и здоровых, включают их в систему дружеских отношений, открывают друг для друга и для себя, способствуют воспитанию уважения и самоуважения, самоуверенности, самооценки. И главное, создают реальные ситуации для проявления доброты, заботы, понимания, поддержки, ощущения своей нужности и признательности.

Ориентация деятельности на индивидуальные особенности детей и способы её обеспечения в Детском ордене милосердия могут быть творчески использованы в воспитании разных категорий детей в соответствии с целями и задачами общественного объединения.

Воспитание, осуществляемое в объединении, есть восприятие, передача, осознание (хотя это не всегда имеет место на начальном этапе воспитательного процесса), принятие социокультурного опыта другого (образа мира, ценностей, жизненных смыслов, способов общения и деятельности, самопроявления и самореализации, системы отношений (к себе, людям, действительности и др.). Этим характеризуется взаимовлияние взаимодействующих субъектов.

Результативность воспитания зависит от меры значимости для ребенка той общности, в рамках которой он взаимодействует с другими.

Ключевые слова: личность ребенка, общественное объединение, особенности воспитания в общественном объединении, специфика подходов к организации и методическом обеспечении становлении подростка субъектом социально значимой деятельности.

Keywords: personality of a child, social community, special features of education, methodical guidance, teenager’s development into a subject of socially significant activity.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации от 24.07. 1998 года № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) – http://alushta-adm.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%99-%D0%97%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%9D-%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99-%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98-%D0%BE%D1%82-24.07.1998-%E2%84%96-124-%D0%A4%D0%97.pdf (обращение от 07.10.2016).
  2. Беляев, Г.Ю. Детские общности: анализ и диагностика (что обсуждают, слушают, смотрят, кому доверяют, во что верят и как объединяются современные подростки [Текст]) / Г.Ю. Беляев // Классный руководитель: науч.-метод. журн.: для зам. директоров по воспитат. работе, клас. рук. и кураторов, учителей нач. шк. – М.: Центр « Пед. поиск», 2009 г. – № 8. – С.97-110.
  3. Волохов, А.В. Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания: опыт деятельности детских общественных объединений [Текст] / А.В. Волохов // Психология и педагогика социального воспитания: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / А.Г. Кирпичник. – Кострома: КГУ, 2010. – С. 37-42.
  4. Пионерия: прошлое и настоящее / под ред. Г.М. Иващенко, М.Е. Кульпединовой. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 176 с.
  5. 5.Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №536  «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников”». – kremlin.ru/acts/bank/40137.
  6. 6.Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические произведения / под ред. А.М. Арсеньева – М.: Педагогика, 1982. – С. 196).
  7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С.226.
  8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р). – Текст распоряжения опубликован на интернет-портале Российской газеты http://pravo.gov.ru, 08.09.2014.
  9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р). – Российская газета. Федеральный выпуск №6693, 8 июня 2015 г.
  10. Кульпединова М.Е. Педагогические ресурсы воспитания в детском общественном объединении // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. – С. 401-405.
  11. Кульпединова М.Е. Воспитательные возможности детских общественных объединений // Воспитание детей – инвестиции в будущее!: Сборник статей Всероссийского форума (г. Владимир, 8-10 сентября 2016 г.) / отв. редактор. А.А. Сергеенко. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 182-188.
  12. Никанорова Г.В., Сомова М.С. Учимся взаимной человечности // Школа взаимной человечности (методики, технологии, практики / сост. Никанорова Г.В., Сомова М.С. – М., 2016. – С.5-14.

К