8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Л.В. Попова, д-р пед. наук, канд. биол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Музея землеведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 

e-mail: popova@mes.msu.ru

Н.Н. Марфенин, д-р биол. наук, профессор, профессор кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова  e-mail: marf47@mail.ru

П.Л. Пеккер, аспирант факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

е-mail: 384467@bk.ru

В работе приведены данные исследования причин выбора онлайн-обучения студентами МГУ имени М.В. Ломоносова и анализ их успеваемости на примере межфакультетского учебного курса. Исследование проводилось в 2015-2017 гг. на основе анкетирования студентов и данных по их успеваемости. Полученные результаты показали, что онлайн-обучение выбирали преимущественно магистранты, руководствуясь тем, что можно обучаться в любое свободное время.

WHY DO STUDENTS CHOOSE ONLINE LEARNING

The article considers the data of research of online learning choice reasons by students from Lomonosov Moscow State University. This work analyses the student’s progress on the example of the inter-faculty learning course. The study was conducted in 2015-2017 and was based on student questionnaires and data on their academic performance. The obtained results showed that undergraduate students elected online learning and they studied regularly.

Ключевые слова: онлайн-обучение, межфакультетские учебные курсы, успеваемость студентов.

Keywords: online learning, inter-faculty learning courses, students’ progress.

Среди современных проблем высшего образования одними из основных являются быстрая сменяемость актуальных знаний и низкая эффективность обучения из-за разрыва между теорией и практикой, что особенно проявилось при интенсивном развитии информационных технологий. Как решить эти проблемы? Что необходимо сделать? На решение этих вопросов направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», паспорт которого был утвержден 25 октября 2016 года (протокол №9) Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [1]. Целью данного проекта является создание к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования всех категорий граждан за счёт развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 года. Это означает масштабное внедрение онлайн-курсов.  Будут ли они востребованы? Как показал первый опыт разработки и проведения онлайн-курсов, с сентября 2015 года на Национальной платформе открытого образования (www.openedu.ru) популярность таких курсов возрастает.

Развивающееся колоссальными темпами в последние пять лет открытое онлайн-обучение [2, 3, 4, 5] даёт свободу выбора не только студентам, но и людям любого возраста. Но, если для большинства слушателей онлайн-курсов обучение является полностью проявлением их доброй воли, то для студентов выполнение учебного плана – это осознанная необходимость. Поэтому в настоящее время требуют решения  вопросы включения открытых онлайн-курсов в учебный план подготовки студентов [6, 7].

Однако еще до появления возможности обучения на Национальной платформе открытого образования в МГУ имени М.В. Ломоносова было принято решение с весеннего семестра 2013 года открыть специальные межфакультетские курсы (МФК), которые может выбрать студент на любом факультете университета (www.lk.msu.ru/course/list и http://mfk.msu.ru). Для студентов очной формы обучения 3 курса бакалавриата, а также 3 и 4 курсов  специалитета, и 1 курса магистратуры прохождение одного курса МФК в семестр – обязательное условие  выполнения учебного плана. Студенты всех остальных курсов и других форм обучения также приглашаются для обучения на МФК. В расписании учебных занятий студентов всех факультетов зарезервировано время для МФК, а информация о сданных студентом зачётах вносится в приложение к диплому. Студенты вправе выбрать в рамках изучения МФК любой из предложенных  университетом курсов, общее число которых каждый семестр составляет около 170, из которых-онлайн курсов на начало 2017 года было чуть более 20, все остальные являлись очными курсами.

В целях предоставления больших возможностей не только для студентов МГУ, но и других вузов, в 2014 году Центр развития электронных образовательных ресурсов МГУ начал подготовку онлайн-курсов. Среди первых шести таких курсов в университете был и наш курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие». Главной мотивацией для нас в разработке онлайн-курса являлась возможность расширения аудитории слушателей, хотя и были сомнения, что такая форма обучения вряд ли будет эффективной и, тем более, сможет полностью заменить очное чтение курса. Поэтому постоянно проводилось специальное исследование, позволившее ответить на следующие вопросы: какова причина выбора студентами курса онлайн? как относятся студенты к онлайн-обучению? с какими трудностями сталкиваются студенты? каковы успехи студентов в онлайн-обучении?

Целью данной работы стало изучение причин выбора онлайн-обучения студентами МГУ и анализ их успеваемости на примере онлайн-курса «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», реализуемого с сентября 2015 года на Национальной платформе открытого образования.

Методы исследования: анкетирование студентов МГУ, освоивших курс в осенних семестрах 2015 г. (150 анкет – 98% студентов, получивших зачёт) и 2016 г. (164 анкеты — 90% студентов, получивших зачёт) и в весеннем семестре 2017 г. (114 анкет – 72% студентов, получивших зачёт), а также сравнительный анализ полученных результатов анкетирования и успеваемости студентов. В анкете содержались вопросы о преимуществах и недостатках онлайн-курса, регулярности осваивания онлайн-лекций, простоте, сложности и понятности онлайн-лекций, количестве выполненных семинарских заданий, достаточности видео- лекций для усвоения курса, использовании учебника или дополнительной литературы. Также был задан вопрос о новизне материала (насколько содержание курса было уже известно и много ли нового слушатель узнал из курса).

Результаты исследования показали, что студенты, выбравшие онлайн-курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие», отдают предпочтение онлайн-обучению и занимаются регулярно. По сравнению с очным изучением того же курса, когда на него записывались 50-30 человек, а завершали курс от 30 до 17 человек (2013-2014 гг.), на онлайн-изучение с каждым семестром стало записываться всё большее число студентов. Так, в осеннем семестре 2015 года было 182 студента, причём, 153 студента успешно освоили курс и сдали зачёт, в осеннем семестре 2016 года курс изучали уже 220 студентов, а зачёт получили 182 человека. В весеннем семестре 2017 года на курс записалось максимально возможное число студентов МГУ – 300 человек.

Что же привлекает студентов в онлайн-обучении?

Из 150 опрошенных студентов в 2015 году 68% всех студентов ответили, что основной причиной выбора онлайн-курса была возможность планирования занятий в любое удобное время, ещё 21% студентов указали, что онлайн-обучение экономит время на дорогу и перемещение. Аналогичные результаты были получены при опросе студентов и осенью 2016 года: соответственно 54,9%  и 33%. Таким образом, большая часть студентов (89-88%) выбирала онлайн-обучение преимущественно из-за возможности обучаться в любое удобное время, причем, тематика курса при этом имела скорее второстепенное значение. Однако следует отметить, что основная часть магистрантов осознанно выбирала именно экологический курс, что мы связываем с возрастанием интереса к социальным проблемам у студентов старших курсов.

Большая часть студентов (около 80%) обучалась регулярно, то есть еженедельно, однако в 2015 году только 43% опрошенных студентов выполнили все контрольные работы и получили высокий балл за курс, в то время как в 2016 году все контрольные работы выполнили уже 75% студентов. По нашему мнению, такое различие по годам связано с тем, что в 2015 году у большинства студентов это был первый опыт прохождения онлайн-курса и не все студенты сразу осознали, что опоздание в сдаче задания ведёт к снижению оценки, в 2016 году многие студенты уже имели опыт онлайн-обучения и могли планировать своё время более чётко. 

Около двух третей всех обучающихся студентов (73% в 2015 году и 61% в 2016 году) были магистрантами, т.е. студенты с уже сложившимися личными правилами в организации своей учебы (рис. 1). Для них онлайн-обучение открывает большие возможности, как в получении новых знаний, так и в предоставлении более удобного времени для своей научной исследовательской работы. Стоит отметить, что исследование российского сегмента участников массовых открытых онлайн-курсов (МООС) на примере слушателей 2012/2013 учебного года платформы EdX показало, что большинство из них (68,63%) имели степень бакалавра или магистра, и их средний возраст составлял 24 года [8]. Итак, подтверждаются наши данные, что дистанционные образовательные технологии  в настоящее время особенно востребованы среди магистрантов.

Рис. 1. Студенты МГУ, изучавшие онлайн-курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» в 2015-2017 гг.

В результате исследования 2016 года было выявлено, что 57,7% успешно сдавших МФК получили максимальный балл за прохождение курса (от 80 до 100 баллов), эти показатели выше, чем в 2015 году. Причем среди успешно завершивших обучение почти половина студентов (40,7%) пользовалась учебником и чуть большее количество – дополнительной литературой (50,6%). Сравнение количества студентов, получивших максимальный балл за курс, по годам (2015-2017 гг.), показывает стабильное возрастание отлично завершивших курс (рис.2). Следует отметить, что на курсе преимущественно обучались магистранты (71,2% от всех завершивших обучение студентов). Следовательно, можно заключить, что онлайн-курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» изучали в основном студенты старших курсов, имеющие опыт самоорганизации и планирования обучения. Этими особенностями можно объяснить близкое совпадение процента слушателей, успешно освоивших курс с максимальным баллом, и процент магистрантов по отношению ко всей группе студентов.

Рис. 2. Процент студентов, успешно сдавших онлайн-курс Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» и получивших максимальный балл за прохождение курса

В целях уточнения отметим, что онлайн-курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие» создан в 2014 году по инициативе преподавателей Биологического факультета МГУ, с 2015 года он размещен на Национальной платформе «Открытое образование» (https://openedu.ru/course/#uni=3), и каждый семестр на его изучение записывается около 2,5-3 тыс. человек, в том числе и студенты МГУ в рамках изучения МФК. Поэтому нельзя говорить, что студентам МГУ создаются особые условия онлайн-обучения. Однако среди студентов МГУ — самый высокий процент завершивших обучение от числа записавшихся на курс. Так, в среднем за семестр 86% от записавшихся студентов МГУ прошли курс полностью и получили зачёт, в то время как в целом курс успешно завершили только чуть более 10% слушателей, записавшихся на него на Национальной платформе «Открытое образование». По опубликованным данным [4], 10% завершивших обучение на онлайн-курсе, считается неплохим показателем, так как это значение может быть и ниже.

Таким образом, проведённое исследование позволяет заключить, что межфакультетский онлайн-курс в МГУ выбирают преимущественно магистранты, руководствуясь тем, что не надо тратить время на дорогу, можно пройти обучение в свободное время и самому планировать и организовывать своё обучение.  Все эти факторы свидетельствует о преимуществах системы онлайн-обучения, которая интенсивно развивается в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Программа «Современная цифровая образовательная среда в РФ». – [Электронный ресурс]. Режим доступа. – https://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифровая-образовательная-среда
  2. Liynagunawardema T.R., Adams A.A., Williams S.A. (2013) MOOCs: a systematic study of the published literature 2008-2012 // International Reniew of  Research in Open and Distance Learning. – Vol.14. №3. P. 202-227. — [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://www.researchgate.net/publicatied267453244
  3. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. №6. С. 150–155.
  4. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов – М. Карной. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета //  Вопросы образования. 2015. №3. С. 8-43.
  5. Дацун Н.Н. Обучение всю жизнь и МООС // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. №1 (3). – С. 697-704.
  6. Титова С.В. МООК в Российском образовании // Высшее образование в России. 2015. №12.  – С. 145–151.
  7. Третьяков В.С., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. — 2016. №7 (203). — С. 55-66.
  8. Рябчиков А.П. Характеристика российской аудитории МООС // Открытое и дистанционное образование. – 2015. №4 (60). – С. 80-88.

К