8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

О.Л. Кувшинова,

e-mail: chucha@teletesting.ru

К.Г. Кузнецов,

e-mail: kgkuznetsov@yandex.ru

г. Москва

В статье затрагивается вопрос о профессиональном самоопределении школьников в современном мире и тех возможностях, которые есть в арсенале профориентации для оказания помощи в этом нелегком процессе. Рассматриваются причины неготовности школьников делать самостоятельный профессиональный выбор и описываются необходимые для выбора составляющие. Также обсуждаются различные подходы в рамках профориентации. Более пристальное внимание уделяется диагностическому подходу, в рамках которого дается характеристика критериев, по которым нужно выбирать профориентационные тесты: на что стоит обращать внимание специалистам-профконсультантам и родителям.

Practial approach to professional career guidance

This article elaborates on the professional self-determination for shool students in the modern world, and the tools offered by professional career guidance that can aid in this complicated process. The main reasons for students’ unavailability to make their career choices are considered, and the main components required to make a career choice are described. Also, different approaches to career guidance are discussed. The most emphasis is on the diagnostic approach, within which are discussed the general criteria for career guidance tests: what should be noted by professional career guides, and parents.

Профориентация в современном мире становится все более и более востребованной, все больше школьников и их родителей хотят получить внешнюю рекомендацию прежде, чем сделать очень важный шаг по направлению к построению карьеры. Конечно, чаще вопрос выбора профессии волнует именно родителей школьников. Хотя этот выбор, в первую очередь, должен совершать сам школьник. В психологии есть понятие «профессиональное самоопределение», которое связано с осознанным и осмысленным выбором профессионального пути самим школьником (школьник как субъект выбора, а не как простой объект). И что же делать родителям в такой ситуации, когда их ребенок никак не становится этим самым субъектом, предпочитая, чтобы выбор за него сделали другие?

Сначала давайте попробуем разобраться, почему некоторые школьники не готовы и не стремятся делать этот выбор. Чаще всего это связано с тем, что школьник не представляет, как такой выбор делается: какие нужно предпринять шаги, чтобы выбрать профессию, какие факторы нужно учитывать, а какие не столь важны, где найти необходимую информацию, которой в настоящий момент не хватает и т.д. А ведь этот выбор — не единственный в жизни школьника: сначала вместе с семьей в 9 классе он должен решить, идти ли в колледж или продолжить обучение в школе, потом он выбирает специальность в учебном заведении. Позже студент выбирает специализацию, решает, нужно ли дальше продолжать обучение на следующей образовательной ступени или идти работать, а если работать, то куда именно, какое карьерное развитие выбрать и т.д. И если ребенок не научится делать самостоятельный выбор, то и в дальнейшем он будет испытывать трудности с профессиональным становлением и самореализацией. К тому же, если школьник не сделает самостоятельный выбор в школе, а пойдет на поводу у ситуации и выберет вариант, куда, например, легче поступить, не учитывая свои интересы, то после получения образования ему снова придется вернуться к вопросу выбора учебного заведения, потому что выбор наугад редко бывает настолько удачен, а время и некоторые возможности уже будут упущены.

Бывает и другая ситуация, когда у ребенка есть свои варианты, но родители с ними не согласны. Возникает конфликт интересов. При этом далеко не всегда столь очевидна правота одной из сторон. В таком случае часто не обойтись без помощи профконсультанта, который сможет непредвзято посмотреть на ребенка, его особенности и возможности и предоставит обоснованные рекомендации по выбору того или иного варианта (или предложит компромиссный). Очень важно в такой ситуации родителю не давить на ребенка, а вместе с ним решать возникший вопрос, сохраняя за ребенком право осознанного и взвешенного выбора. Ведь в дальнейшем именно ребенку предстоит получать образование и работать в рамках сделанного выбора.

Что же нужно знать, чтобы сделать правильный выбор? В профессиональном вопросе есть две основные составляющие: профессия и человек, совершающий выбор. Таким образом, нужно хорошо представлять мир профессий, перечень требований, которые они предъявляют к человеку, востребованность профессии на рынке труда, пути получения образования и профессионального становления специалиста, а с другой стороны, достаточно хорошо представлять свои собственные ресурсы и возможности: мотивы, интересы, способности, особенности своего характера и темперамента. И не менее важно научиться сопоставлять свои возможности и требования профессий, чтобы выбрать наиболее подходящие варианты.

И с каждым из этих компонентов у детей, а порой и у взрослых тоже, возникают трудности. Мало кто из детей хорошо разбирается в мире профессий и знает о них достаточно много информации, и не так много взрослых обладает этой информацией, особенно если речь заходит о новых профессиях, которые постоянно появляются в нашем мире.

С другой стороны, школьники не всегда адекватно представляют или оценивают свои склонности и способности. Некоторые из них не могут определиться даже со своими интересами. И здесь тоже есть разные причины такого положения. Достаточно распространено мнение о том, что профориентация начинается в старшей школе и связана именно с выбором профессии. Но это совершенно не так, ведь в идеале к моменту выбора у школьника уже должны быть четкие представления о его интересах и возможностях. Профориентация должна начинаться гораздо раньше. Интересы ребенка, его способности не возникают в один прекрасный момент уже готовыми, их развитием еще нужно заниматься. Для этого и существуют самые разные дополнительные занятия, кружки, секции, студии и т.д. Именно в них ребенок пробует свои силы и одновременно имеет возможность оценить, насколько подобные занятия ему  могут быть интересны, стоит ли в этом направлении двигаться. Да и способности просто так не проявятся, даже если у ребенка есть определённые задатки: нужно создать условия для их развития. И вот если проводить такую планомерную работу хотя бы с начала обучения в школе, то школьнику в старших классах будет проще с оценкой своих ресурсов и возможностей.

Вопрос востребованности профессий также достаточно важен. Особенно это касается случаев, когда выбирается модная и популярная профессия, например, менеджера, экономиста или юриста. Существует достаточно распространённое заблуждение, особенно среди родителей, которое потом передается и школьнику, что если выбрать эти профессии, то гарантирован хороший уровень заработка, поэтому их ребенок не будет испытывать в дальнейшем проблем.

Но на деле оказывается совершенно иная ситуация. Во-первых, уровень заработка не настолько прямо зависит от самой профессии. Он зависит от уровня знаний и умений профессионала. Во-вторых, когда школьник попадёт на рынок труда, то возникнет ситуация конкуренции: очень много предложений (резюме), но спрос ограничен (вакансий мало). И соискателю ещё нужно будет доказывать, что он – лучший вариант для работодателя. Представим ситуацию, что школьника, которому экономика совершенно не интересна, отправили получать это образование. Насколько он будет замотивирован учиться? Чему он сможет научиться? Насколько в будущем он будет конкурентен, если это направление совершенно не вписывается в круг его предпочтений? Сможет ли он стать лучшим и получить достойный заработок, о котором так мечтали его родители? В этом возникают сомнения…

Ну что ж, мы рассмотрели основные составляющие профессионального выбора. Понятно, что трудности и вопросы могут возникать практически у любого ребенка, поэтому и существует такое направление, как профориентация или точнее — профессиональное ориентирование, то есть система мероприятий, направленная на оказание помощи в выборе профессионального пути. И в рамках самой профориентации есть разные подходы, о которых будет написано чуть ниже. Но сразу хотелось бы отметить, что ни один из них не является самодостаточным. Идеальный вариант, когда специалисты по профориентации в своей работе стараются сочетать эти разные подходы, исходя из потребностей и ситуации клиента [1].

Если у клиента (ребенок или взрослый человек) недостаточно информации о профессиях и о том, что с ними связано, то на первый план выходит информационный подход, задача которого эту информацию предоставить. Это и образовательные выставки, и ярмарки профессий, и экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, встречи со специалистами, презентации и семинары по профориентационной тематике, разнообразные справочники и словари профессий (в том числе и в Интернете: например, www.proforientator.ru, www.planetahr.ru, www.profvibor.ru, www.moeobrazovanie.ru и другие), видеоматериалы о профессионалах, статьи о выборе профессии, рейтинги специальностей, учебных заведений и многое другое.

Еще один подход – активизирующий – подходит для тех, кто ещё недостаточно осознанно подходит к выбору профессии, ещё не стал субъектом выбора. Задача этого подхода – сформировать внутреннюю готовность школьника к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального пути. Существуют специальные игры и опросники, разработанные Н.С. Пряжниковым, которые направлены именно на активизацию [2]. И есть много специалистов, особенно школьных психологов, которые знакомы с этими методиками и активно применяют их в своей работе. Например, в нашем Центре мы используем методику «Профессьянс», которая позволяет ребенку совместно с психологом составить образ своей идеальной профессии. Кроме того, правильно организованная профконсультация также несет и активизирующий, стимулирующий к деятельности, помимо прочего, эффект. Кстати, к активизирующим относятся еще и разные практики, и стажировки, когда школьник может попробовать свои силы в реальной деятельности и оценить, насколько ему такая сфера близка.

Задачи профориентации не сводятся только к тому, чтобы оценить реальные возможности ребенка и предложить ему те или иные профессии, как, например, делают «специалисты», которые по отпечаткам пальцев дают рекомендации по профессиональному развитию человека. Это очень ограниченный подход. Ведь на самом деле человек на протяжении всей жизни находится в состоянии развития и становления, он постоянно меняется. И если чего-то в настоящий момент не хватает для той или иной профессии, это не значит, что ему закрыт туда путь, ведь при желании можно развивать в себе необходимые компетенции, академические способности (логические способности, внимание, память и многие другие), умения и навыки, необходимые для успешного освоения профессии и дальнейшего трудоустройства. Этот подход называется развивающим.

И еще один подход, который активно используется в наше время, учитывая его относительную легкость в использовании – это диагностический подход [3]. Но он только внешне выглядит достаточно простым в применении, на самом деле, он таит много подводных камней, которые нужно учитывать, но о которых порой забывают. Давайте подробнее на нём остановимся.

Суть диагностического подхода – оценить особенности клиента и соотнести их с требованиями и особенностями профессии. В данном случае могут проводиться интервью, собеседования, анкетирование, наблюдения, но чаще всего используются именно тесты и комплексы тестирования. В Интернете можно найти множество сайтов, предлагающих самые разные тесты, по результатам которых предлагаются или направления профессионального развития, или конкретные профессии. Но с тестами нужно быть очень осторожными. Тест – это измерительный инструмент, поэтому очень важно, чтобы он был точным и использовался по назначению. Вы же не станете линейкой измерять вес предмета? Или взвешиваться на весах, у которых очень высокая погрешность измерения. А еще измерительный прибор должен периодически проходить поверку, чтобы пользователь был уверен в точности измерения, не так ли? Вот и с тестом всё также.

На что же нужно обращать внимание при выборе теста?

Когда выбираете тест, нужно обязательно посмотреть, что именно он оценивает, какие качества, чтобы понимать, на основании чего делаются выводы о профессиях. Очень редко можно найти комплексные тесты, которые учитывали бы сразу несколько критериев (интересы, способности, особенности характера). Обычные онлайн-тесты, как правило, направлены на оценку какого-то одного фактора (только интересы или только характер), а ведь трудности выбора профессии начинаются, когда наши желания и наши возможности не совпадают (особенно, если не совпадают интересы и способности). Например, комплекс «Профориентатор», который мы используем в своей работе, позволяет наглядно представить такие расхождения желаний и возможностей, а также определить причины расхождений и составить рекомендации по развитию. Комплекс содержит субтесты, которые позволяют оценить интересы школьника, его способности и особенности личности, а также представляет варианты профессий, которые могли бы подойти школьнику по каждому из этих критериев отдельно и по всем критериям сразу, что очень полезно использовать в профориентации (в настоящее время база профессий методики включает 126 профессий и профессиональных групп). Представьте ситуацию, что ребенку в некотором профориентационном тесте порекомендовали сферу «Человек-человек» на основе интересов. Но получится ли у него налаживать контакты с другими людьми, достаточно ли развит его словарный запас и эрудиция, есть ли у него потребность знакомиться с новыми людьми или он предпочитает общение в конкретной компании, каков его стиль общения и т.д. И какие конкретно профессии из этой обширной сферы ему подходят?

Хорошо бы сначала самостоятельно почитать вопросы, прежде чем предлагать данный тест ребенку. Есть прекрасные методики по профориентации, которые были разработаны ещё в советское время. Некоторые из них подвергались модификации и обновлению, но в Интернете легко можно столкнуться со старыми версиями, в которых, например, используются устаревшие названия профессий, которые ребенку точно будут непонятны, а потому и результаты тестирования будут неадекватны. В целом стоит подчеркнуть, что любой профориентационный тест, каким бы прекрасным он ни был, должен периодически проходить проверку на работоспособность и при необходимости обновляться, т. е должна проверяться работа вопросов, обновляться списки профессий, обновляться нормы, проводиться проверка психометрических свойств теста и т.д.

Кстати, о нормах. Понятие «нормы» в методиках не везде используется (хотя это одно из обязательных требований к тестам), но в рамках профориентации оно становится важным. Помните, мы уже упоминали ситуацию конкуренции на рынке труда. Так вот одна из задач диагностики – не только понять особенности конкретного человека, но ещё и оценить его преимущества и индивидуальные особенности по сравнению со сверстниками: чем он будет особенно отличаться на их фоне и что может стать его уникальной особенностью. В онлайн-тестах далеко не всегда встречаются возрастные нормы, поэтому по их результатам ребёнок может узнать только в целом свои личные особенности, но не сможет сравнить себя с другими. А ещё есть интерес к общению, который у всех подростков повышается в связи с возрастными особенностями, но у некоторых потом снижается. Поэтому возрастные нормы нужны ещё и для того, чтобы выделить, какие черты ребенка являются возрастными особенностями, а какие – его индивидуальные особенности. И нормы в тесте должны быть разработаны на достаточно большой выборке детей того же возраста, на которых потом используется тест. Именно поэтому нежелательно детям проходить взрослые тесты и наоборот – результаты будут неадекватны. Желательно, чтобы нормы были разработаны отдельно для восьмиклассников, отдельно для девятиклассников, отдельно для десятиклассников и свои нормы для одиннадцатиклассников.

Еще есть классические понятия в тестологии: надежность теста, его валидность, достоверность и репрезентативность. Эти понятия и характеризуют тест как измерительный инструмент. Если речь идет о надежности, то проверяется, насколько согласованы вопросы в шкалах теста, насколько надежно измеряется некоторое качество (и именно одно качество в одной шкале). В случае методик, разработанных у нас в Центре, проверка надёжности проводится ежегодно путём расчета специальных коэффициентов (4).

Когда же речь заходит о валидности, то проверяется, насколько тест измеряет именно те качества, которые должен измерять. Тест может надежно измерять совсем не то качество, которое в нём заложено. Тогда надежность будет высокая, а валидность – низкая. Но стоит различать несколько видов валидности. Например, в комплексе Профориентатор-конструктная валидность (насколько исследуемый конструкт, качество, отражено в результатах теста) обеспечивается хорошо проработанной теоретической базой, которая лежит в основе методики, а также проверяется на практике психологами при проведении постдиагностической беседы.

А есть ещё один вид валидности – прогностическая валидность: насколько методика вообще может быть пригодна для прогноза (важное качество методики в рамках профориентации). Для методики «Профориентатор» было проведено лонгитюдное исследование для оценки прогностической валидности (подробнее про исследование можно почитать здесь: [5], [6]. То есть мы обзванивали тех школьников, которые прошли у нас тестирование и уже поступили в учебные заведения для продолжения обучения. В результате оказалось, что результаты теста и выбор профессионального направления совпали в 63% случаев, что говорит о высокой прогностичности теста. И при этом субъективно спустя 3-4 года после прохождения теста 80% бывших школьников утверждают, что профконсультация с использованием методики «Профориентатор» в Центре в свое время им действительно помогла [6].

Достоверность теста. Здесь речь идёт о защите теста от сознательной фальсификации со стороны тестируемого (насколько он старается намеренно или ненамеренно исказить результаты). Наверное, вы сталкивались с такими понятиями, как шкалы лжи или социальной желательности. Этот показатель становится крайне важным, когда речь идёт про ситуацию экспертизы: например, прохождение тестирования при отборе на работу или при аттестации. Кандидат так или иначе будет стараться показать лучший результат (или такой результат, который «нужен» работодателю). Но в профориентации мы чаще работаем с ситуацией клиента: клиент сам заинтересован в получении достоверной информации о себе, поэтому старается откровенно отвечать на вопросы. И при этом достоверность результатов также проверяется на практике во время консультации. Хотя бывают ситуации, когда школьник вместо ситуации клиента оказывается в ситуации экспертизы, либо вообще незамотивирован на прохождение теста. Это может происходить в ситуации, когда ребёнка насильно притащили на тестирование, а он сам совершенно в нем не заинтересован либо в процессе тестирования старается показать такой результат, который понравился бы родителю. В первом случае (низкая мотивация) ребёнок может случайным образом отвечать на вопросы, особенно в блоке Способности, где нужно решать задачи на время. Во втором случае результаты теста не в полной мере будут подтверждаться реальным жизненным опытом ребёнка (в обоих случаях на консультации такие ситуации, как правило, вскрываются).

А понятие репрезентативность в первую очередь относится к выборке, на которой создавался тест. В данном случае такая выборка должна по характеристикам возраста, пола, географического расположения и статуса совпадать с группой, на которой потом проводится тестирование.

Кроме качества теста-инструмента, очень важно остановиться еще на одном обязательном компоненте диагностического подхода – наличии постдиагностической беседы. Каким бы ни был инструмент, он не в состоянии учесть всех тонкостей ситуации клиента, с которой он приходит за помощью. Тест – полезный инструмент, но именно в руках специалиста, который после диагностики еще дополнительно беседует с клиентом, проясняя и объясняя клиенту результаты диагностики. Ни один тест не является самодостаточным, и ни один тест не ставит диагноз, — это только отражение сложившейся ситуации на данный момент. И если в этом отражении что-то не устраивает клиента, то во время консультации разбираются и вопросы развития, даются индивидуальные рекомендации. В ситуации работы со школьниками такая консультация проводится с семьей, а не только с одним ребенком, потому что в это время большое значение имеет и мнение родителей, и их ценности, представления о возможностях ребенка –решение о выборе профессии принимает вся семья.

Какую помощь в свете изложенного выше может предложить Центр? На базе МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством профессора А.Г. Шмелева были разработаны и теперь активно используются в практике работы с клиентами специальные диагностические профориентационные комплексы для детей и взрослых. Помимо методики «Профориентатор», есть и другие диагностические комплексы. Мы уже говорили, что профориентация должна начинаться раньше, чем в 8-11 классах, чтобы было время на пробы и развитие интересов и способностей. С этой целью в Центре разработаны и активно применяются комплексы «Профстарт» (пока только в московском центре) для младших школьников и «Профнавигатор» для средней школы, которые помогают школьникам сориентироваться в выборе дополнительных занятий, кружков, секций и выбрать профиль обучения в средней и старшей школе. Для школьников 8-9 классов, которые выбирают поступление в колледж, есть комплекс «Профмастер», помогающий сориентироваться в мире среднего профессионального образования.

С другой стороны, как мы уже отмечали, профориентация в разных её формах актуальна и для взрослых людей. Поэтому в Центре проводится работа и со студентами, и с молодыми, и с уже сложившимися специалистами. Например, человек может длительное время поработать в одной сфере, многого достичь, а потом захотеть сменить область деятельности. Или наоборот, недоволен своей работой и тоже ищет другие варианты. А бывает, что его профессия устраивает, но определить с дальнейшим карьерным развитием самостоятельно не может, ему нужна помощь консультанта. Какие профессии подходят специалисту, какие должностные позиции и направления роста стоит выбирать – на эти вопросы помогут ответить комплексы «Профкарьера» и «Профконсультант».

Все названные выше комплексы представляют собой батареи методик, оценивающих человека с нескольких сторон: интересы или мотивация, способности, особенности темперамента или характера. И каждое тестирование обязательно сопровождается консультацией со специалистом (о технологии профориентации в Центре: [7] и [8].

В идеале, профессиональное самоопределение – это достаточно длительный процесс, сопровождающий человека большую часть его сознательной жизни. Это внутренняя, сложная работа каждого человека. И, конечно, одной встречи недостаточно для осмысления или переосмысления сложившейся ситуации и выбора дальнейшего направления движения к выбору своего профессионального пути. Цель профконсультации  можно увидеть в запуске или активизации профессионального самоопределения, а  в дальнейшем, в сопровождении, «подпитке» этого процесса.   

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, подходы в профориентации, диагностический подход в профориентации, профориентационный тест.

Keywords: professional self-determination, career choice, career guidance approaches, vocational counseling, diagnostic approach to career guidance, career guidance tests.

Список литературы

  1. Алтухов В.В., Орлова Е.А., Серебряков А.Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического использования.

Altukhov V.V., Orlova E.A., Serebryakov A.G. Modern approaches to career guidance: experience of practical application

http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=6.

  1. Орлова, Е. А. Активизирующие методы профориентации.

Orlova E.A. Activization methods of career  guidance

http://proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=76:2009-11-10-21-06-20&catid=19:2009-11-10-14-33-13.

  1. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования. Психологическая диагностика. 2006 r. № 2. С. 4-16.

S h m e l y o v A. G., Serebryakov A.G. Psychodiagnostics in career guidance: the principles of infrastructure ensuring of the computerized testing. Psychological diagnostics. 2006. №2. pp. 4-16

  1. Иванова О.Н., Одинцова В.В. Комплекс тестирования «Профориентатор»: психометрические и прагматические свойства теста. Психологическая диагностика. 2006 r. № 2. С. 41-69.

Ivanova O.N., Odintsova V.V.  Comprehensive test «Professional orientator»: psychometric and pragmatical properties of test. Psychological diagnostics. 2006. №2. pp. 41-69

  1. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н. Прогностическая валидность психодиагностической методики «ПРОФОРИЕНТАТОР». http://proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=358:-lr-&catid=19:2009-11-10-14-33-13.

S h m e l y o v A. G., Serebryakov A.G., K o n o n o v a V. N., Altukhov V.V., Ivanova O.N. Predictive validity of a psychodiagnostic test of «PROFORIENTATOR»/ «Professional orientator».

  1. Кононова В.Н., Шмелев А.Г. ДДО и «Профориентатор»: преемственность отечественных профориентационных методик. Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2010 r. № 2. С. 63-74.

K o n o n o v a V. N., S h m e l y o v A. G. DDQ and «Professional orientator»: The continuity of domestic occupational methods. MOSCOW UNIVERSITY BULLETIN (VESTNIK). SERIA 14. PSYCHOLOGY. 2010. N 2, pp. 63-74

  1. Горбачев А.В., Лукьянова Е.О. Из практики профконсультанта: опыт постдиагностической беседы.

Gorbachev A.V., Lukyanova E.O. From practice of the vocational consultant: experience of post-diagnostic conversation.

http://proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=74:2009-11-10-15-15-38&catid=19:2009-11-10-14-33-13.

  1. Иванова, О. Н. О профориентационной работе в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Ivanova O.N. About vocational orientation work in the Center of testing and development «Human technologies».

http://proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=73:-q-q&catid=19:2009-11-10-14-33-13.

  1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. Москва, 1984 г.

Klimov E.A. How to choose a profession. The book for pupils. Moscow. 1984

К