8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Ф.Д. Товарищева, доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Педагогический институт, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: tovarisheva-f@mail.ru

Vocational guidance of schoolchildren using competence-based learning approach
F.D. Tovarishcheva,

В статье анализируются проблемы формирования профессиональной направленности школьника, подготовки его к осознанному выбору профессии в условиях реализации компетентностного подхода. Раскрывается значение компетентностного подхода. Самоактуализация деятельности школьника, его сознательная позиция к данному процессу рассматриваются как основной признак продвижения старшеклассника в саморазвитии.

The lead of the article. The article analyses the issues of vocational guidance, training of students for conscious career selection. Also the meaning of the term «competence-based learning approach» is clearly spelled out. The students self-actualization and their conscious approach to the process are considered as the main progress signs towards self-development.

Изменение социально-экономических условий, рынок труда, реальность безработицы оказывают неблагоприятное воздействие на процесс социализации растущего человека. Поэтому особое значение в сфере современного образования приобретает воспитание конкурентоспособного выпускника на рынке труда и успешной, профессиональной самореализации личности в широком спектре отраслей.

В связи с этим образование ориентировано сегодня на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Такая направленность личности обусловлена необходимостью развития компетентности личности вообще и развития её ключевых компетенций в частности. К ключевым отнесены такие компетенции, как способность адекватно оценить жизненную ситуацию, найти правильные ориентиры и пути решения проблемы и др. 

Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки  выпускников школы для осознанного выбора будущей профессии. Компетентность, так же, как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность понимается как ситуативная категория и рассматривается нами как результат образования, сознательного выбора профессии.

Новый уровень развития общества  требует развития таких качеств личности как профессиональная и социальная мобильность, готовность к постоянному творческому росту, которые бы способствовали формированию нового мышления специалистов, их деловой культуры, гражданской позиции.  Существенным является не только приобретение суммы знаний, но и овладение способами умственных действий, не только развитие умений и навыков, но и их закрепление и превращение в компетенции – предметные, метапредметные и личностные. Компетенции обеспечивают привитие умений использовать знания, то есть, в конечном итоге адаптироваться в быстро изменяющемся мире, совершать осознанный выбор профессии.

Таким образом, воспитательные возможности, указанные во ФГОС, заключаются в формировании у обучающихся жизненной стратегии достижения успеха. При этом воспитываются такие черты характера (личностные умения), как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя большую часть интересной коллективной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства [3. C.161]. Подобная направленность на развитие и совершенствование ключевых компетенций, как было отмечено, – предметных, метапредметных и личностных – создаёт реальные условия, возможности, ситуации, в которых школьник осуществляет выбор решения, поступок.

Профессиональную направленность характеризуют чувство профессиональной зрелости, необходимость выбрать социальный и профессиональный идеал, найти своё место во взрослой жизни.

Она проявляется также как своеобразно переживаемое человеком избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Это позволяет нам  считать, что профессиональная направленность имеет ряд специфических особенностей, которые определяются, в частности, через  такие параметры, как:  избирательность и специализация, способности и склонности, характерологические и стилевые особенности и др. [4]. Следовательно, профессиональную направленность характеризует также  отношение  личности к самой  проблеме выбора профессии.

Такую ориентацию можно обозначить как «предметно-профессиональную». В соответствии с ней старшеклассник выбирает будущую профессию, которая соответствует (или не соответствует) его личным интересам, что и вызывает у него определённые эмоции.

В формировании профессиональной направленности личности важна субъектная позиция – процесс делания человеком себя. Как отмечает Н.А. Люрьи, «все разрывы и диссонансы современного образования должна преодолеть сама личность, ее самость, сам воспитуемый, обучаемый посредством неких возможностей, которые у него, безусловно, есть, их надо только выявить, раскрыть, реализовать» [1].

При этом личная заинтересованность школьника заключается в самооценке им своих способностей, склонностей. Процесс перехода внешнего регулирования во внутреннее саморегулирование обеспечивает его сознательную позицию. В результате способность личности к самоактуализации деятельности выступает как основной признак продвижения старшеклассника в своем развитии.

Педагогический аспект феномена самоактуализации личности состоит в создании условий формирующемуся человеку для реализации его потенциала, который предполагают опору на собственные силы,  самостоятельное и независимое собственное мнение.

Развитие личности в подростковом возрасте определяется новыми отношениями — потребностью социального самоутверждения. При этом личностное саморазвитие положительно влияет  на такие виды деятельности, как  социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) качества школьника; нравственно и социально обусловленные внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).  Здесь нравственная  значимость  понимается как  отношение  школьника к избираемой профессии.   

В этой связи профессиональная направленность является результатом  развития самой личности. Наиболее значимой в реализации профессиональных планов является способность личности к самоактуализации деятельности.  Это личностное образование существенно влияет на овладение школьниками  профориентационными знаниями, умениями, что является предпосылкой для формирования готовности обучающихся к выбору будущей профессии.

Полагаем, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Интерес рассматривается как одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определённом предмете. Профессиональная направленность, как психологическое новообразование, характеризует профессиональное развитие личности, которое отражается на этапе освоения профессии.  Это ведущая характеристика, выражающаяся в познавательных процессах, влияющих на выбор обучающимися профессии и обуславливающих целенаправленную деятельность   растущего человека для получения дальнейшего образования.

Следовательно, интересы, стремления, мотивы, профессиональные идеалы – качества, определяющие профессиональную направленность. В содержательном плане профессиональная  направленность  обуславливается  сферой только  тех  потребностей  и  интересов,  которая  связана  с  выбором  профессии.

В процессе  формирования профессиональной направленности чувство взрослости возникает в результате перестройки организма, роста самосознания школьника, развития интереса к собственному «Я». Учёт этого обстоятельства, на наш взгляд, оказывается принципиально важным в плане формирования профессиональной направленности, поскольку способность к осознанному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формированием образа «Я».  В признанной многими исследователями схемы «Я»-концепция  человек предстает как субъект самосозидания,  самовыстраивания  «изнутри». В «Я»-концепции личности таится сила, благодаря которой возможно «самосостояние» человека в любых  жизненных обстоятельствах.

Создание образа «Я» имеет важное значение в процессе выбора школьниками будущей профессии для того, чтобы адекватно осуществить его согласно их возможностям. Поэтому важно активизировать все духовные силы старшеклассников для гармоничного  становления  личности. При  этом в своей  реальной жизни  старшеклассник  должен   готовиться  к индивидуальному профессиональному выбору. В связи с этим у старшеклассника углубляется  интерес к учёбе, который имеет устойчивый  личностный характер, что побуждает его к активному апробированию разных целей в ходе действий, напрямую связанных с выбором профессии.

Анализируя проблемы выбора профессии, можно выделить следующие предпосылки формирования профессиональной направленности школьника:

— дифференциация обучения (образование групп и объединений по интересам учащихся в классе);

— многопрофильность направлений и классов (гуманитарные, естественно-научные, технические, педагогические и др.);

— разноуровневое,  индивидуально ориентированное обучение.

Обучение школьников решению социально и личностно-значимых проблем и жизненно важных задач на каждом возрастном этапе развития человека происходит путём освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы, и освоения новых способов их решения в различных видах деятельности.

За последние годы наработан определённый положительный опыт по индивидуализации обучения в  инновационных школах. Школы, работающие в данном направлении, дают возможность обучающимся выбрать определённый профиль обучения, соответствующий их образовательным  и профессиональным потребностям, ориентируясь на развитие личности ученика, обращают внимание на профдиагностику личностных качеств, психолого-педагогические наблюдения, вводят в учебный процесс спецкурсы, позволяющие сформировать адекватную самооценку и построить «Я»-концепцию.

Однако, как и любая развивающаяся система, ориентированная на создание условий для развития и саморазвития обучающихся, воспитание у них ответственности в принятии самостоятельных решений, образование по своей сути противоречиво. Исходные противоречия, характерные для образования, связаны с разрешением основных его проблем: с одной стороны — воспитание свободного человека, а с другой – человека, готового к выбору профессии. 

По нашему мнению, главная задача образования — творить свободную, творческую, нравственную личность, способную самостоятельно строить себя. Мы видим основной смысл утвердившихся в практике образования учебных заведений в том, что каждое из них, выбирая одно или несколько профилей, удовлетворяет образовательные потребности учеников и развивает «самость» личности.

Гимназии и лицеи, как правило, ориентированы на формирование личности, готовой к творческой деятельности,  и предназначены для проведения углубленной подготовки по отдельным предметам, а также для подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии. Различные виды общеобразовательных организаций  прочно заняли место в системе  образования.

Переход от централизованной к государственной национально-региональной системе образования является основой для создания реального многообразия в системе образования, появления школ, имеющих различные профессиональные направления.

Основным документом организации образовательного процесса в учебных заведениях Республики Саха (Якутия) является базисный учебный план, отражающий основные идеи Концепции  национальных школ республики, обеспечивающий защиту региональных и этнокультурных интересов при сохранении единого образовательного пространства, реализацию дифференциации образования с учётом способностей учащихся.

В республиканских инновационных школах введены предметы, такие как: «Родной край», «Основы рыночной экономики», «Якутская национальная культура», «Русская национальная культура», «Мировая культура»; предусмотрена  дифференциация образования:  предметы по выбору школьников (профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов в V-ХI классах), факультативы, спецкурсы «Я в мире профессии», «Я и моя профессиональная карьера».

Изучение практики свидетельствует, что современные тенденции в развитии образования в республике обусловили поиск новых форм и методов организации образовательного процесса. В связи с этим всё большее значение приобретает личностно-ориентированный, компетентностный и др. подходы в обучении. Мы полагаем, что радикальное планирование, управление образовательными организациями, организация  учебной  и научно-исследовательской деятельности в инновационных школах, а также реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении объективно способствуют осмыслению старшеклассниками необходимости выбора профессии, что находит отражение в формировании их профессиональной направленности.

Таким образом, исходя  из возможностей школ,  осуществляются поиски новых путей развития образовательной системы.  При этом следует отметить то, что их инновационная деятельность направлена на создание благоприятных условий для социализации личности. В целом школы являются центром, аккумулирующим духовные ценности народа.

В опыте общеобразовательных организаций накоплен педагогический ценный опыт по реализации профессионально-образовательных программ обучения старшеклассников с учётом их индивидуально-психологических особенностей (интересов, способностей, склонностей, мотивации учения).

Вместе с тем, изучение практики профориентационной работы со старшеклассниками показывает, что общеобразовательные организации республики всё ещё не в полной мере используют возможности образовательного процесса в формировании профессиональной направленности обучающихся. Реализуя профильное обучение, в основном, педагогические коллективы выбирают обучающие цели, при этом профориентации не уделяется должного внимания. Профориентационная работа в ряде школ проводится не целенаправленно, недостаточно комплексно и системно.

Обращает на себя внимание отсутствие необходимой согласованности между  родителями и общеобразовательными организациями в подготовке старшеклассников   к выбору профессии. Многие педагогические коллективы общеобразовательных организаций  недооценивают потенциальные возможности семьи в  данном вопросе. Родители, в свою очередь, недостаточно хорошо владеют методикой подготовки своих детей к выбору профессии.

Вследствие этого, старшеклассники недостаточно знают содержание выбираемых профессий, не владеют технологией профессионального самоопределения.  И в результате, они не в полной мере готовы осознанно выбрать будущую профессию.

Рассматривая реальное состояние профориентационной работы, следует, в пределах  вероятного видения,  более конкретно  представить педагогические условия формирования профессиональной направленности.  Педагогические условия создаются целенаправленно, комплексно и динамично. Комплексный характер педагогических условий обеспечивает достижение необходимого уровня сформированности профессиональной направленности старшеклассников.  Педагогические условия определяются как совокупность мер в образовательном процессе, направленных на достижение его необходимого уровня. Это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность психологических факторов (отношений, средств и.т.д.), позволяющая педагогу эффективно осуществлять учебно-воспитательную работу. Поэтому деятельность педагога должна быть ориентирована на пробуждение у школьников потребностей, мотивов выбора будущей профессии.

Формирование профессиональной направленности личности старшеклассника должно охватывать почти все стороны педагогического процесса. Именно комплексный характер применения педагогических средств обеспечивает эффективность формирования профессиональной направленности и позволяет развиваться личности в зависимости от усложнения педагогических задач в ходе того или иного возрастного   периода.

В связи с этим особую значимость  приобретает оказание педагогической поддержки в саморазвитии  личности обучаемого на основе следующих условий:

— осознание  самоценности, уникальности и неповторимости  личности;

— неисчерпаемость возможностей творческого саморазвития;

— реализация компетентностного подхода;

— приоритет внутренней  свободы по отношению к свободе внешней. Усиление  личностной  направленности образования предполагает увеличение возможности выбора у ученика и сформированности обобщённых способов выбора.

Только при этих условиях профессиональная направленность личности школьника будет интегрироваться в повседневную социокультурную практику общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: компетентностность, компетенция, профессиональная направленность, развитие.

Keywords: competence, competency, vocational guidance, development.

Библиографический список:

  1. Люрьи Н.А. Образование: поиски, надежды, свершения // Образование в Сибири. –1994. – № 1. – С.16.

2. Мордовская А.В. Теория и практика и жизненного интересов школьников в процессе факультативных занятий. / А.В. Мордовская. – М.: Academia, 2000. – 176 с.4.

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: Методическое пособие. / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.

4. Сазонов А.Д. Методология профессиональной ориентации молодежи./ А.Д. Сазонов. – Курган: Кур. гос. ун-т. 1996. – 104 с.

5. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профориентация школьников: Организация и управление. / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

К