8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

С.Ю. Залуцкая, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Филологический факультет, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: zs-saha@mail.ru

PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH

IN THE CONTEXT OF BRANDING OF THE FEDERAL UNIVERSITY

S.Yu. Zalutskaya, professor North-Eastern Federal University. M. K. Ammosov, faculty of Philology, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)

В статье раскрывается значимость профориентационной деятельности федерального университета с использованием современных коммуникационных технологий. Профессиональное информационное сопровождение деятельности вуза позволяет наращивать репутационный капитал, находящий отражение в рейтингах лучших университетов мира, влияющий на выбор абитуриентом профессии и образовательной организации, которая наиболее полно может удовлетворить его потребности в карьерном становлении и росте. В качестве примера приводится практика Северо-Восточного федерального университета.

Reveals the importance of career-oriented activity of the federal university using modern communication technologies. Professional information support of the university allows it to increase its reputation capital, reflected in the ratings of the best universities in the world, influencing the choice of the applicant’s profession and the educational organization that can most fully meet his needs in career development and growth. As an example, the practice of the North-Eastern Federal University is given.

В условиях жёсткой конкуренции на российском рынке образовательных услуг, осложняющейся борьбой за качественный контингент обучающихся, бюджетное финансирование и иные формы поддержки государства, становятся актуальными репутационный капитал и имидж образовательных организаций, в том числе федеральных университетов, престиж и известность которых способствуют развитию городов и регионов, «создают тонкую и динамичную связь между прошлым, настоящим и будущим» [1, с. 96], влияют на перспективы и тенденции. Жизнеспособность и эффективность бренда федерального университета зависит не только от результатов его образовательной деятельности, научной мобильности и публикационной активности, роли в социально-экономической сфере территории, но и от того, насколько профессионально он представлен в масс-медиа. Успешность брендинга высшего учебного заведения определяет его позиция в современном информационном пространстве, количество и качество контента, формирующего отношение широкой общественности (как российской, так и международной) к его деятельности и достижениям.

В контексте государственной политики России в области образования наиболее значимым для федеральных вузов сегментом пользователей информации является молодёжь в возрасте от 16 до 35 лет – та целевая аудитория, которая активно занимается планированием и реализацией своей профессиональной карьеры, осуществляет поиск и выбор образовательной организации, которая наиболее удовлетворяет её потребностям. Однако парадокс в том, что зачастую именно молодые люди, осуществляющие ориентацию в профессиональной среде, в силу различных причин остаются наименее информированными новичками регионального рынка образовательных услуг. Для разрешения сложившегося противоречия образовательные организации должны приложить максимум усилий, чтобы абитуриент стал не только «эпицентром» информационных потоков и потребителем информации, но и активным участником процесса создания и распространения контента о своей будущей профессии, об учебном заведении и  предоставляемых им услугах, об интересных, полезных мероприятиях и событиях, связанных с жизнью вуза.

Одной из главных причин проблемного для абитуриента профессионального самоопределения является отсутствие качественного профпросвещения, профинформационное невежество, на ликвидацию которого федеральный университет должен призвать и федеральные, и региональные, и корпоративные средства массовой информации, нацеленные на формирование и продвижение бренда образовательной организации. Возможностей для реализации данной задачи достаточно много: в печатном и электронном формате функционируют специальные периодические издания, имеется вся необходимая для абитуриента информация, размещаемая на образовательных сайтах, периодические издания (газеты, журналы, телевизионные каналы) открывают специальные рубрики и обращаются к актуальным проблемам профессионального становления молодёжи. Однако не всё из перечисленного, например, в Республике Саха (Якутия) носит концептуальный характер, работает в системе, является доступным для потребителя. Огромная территориальная протяженность республики, ограничения коммуникационной инфраструктуры, высокая стоимость сетевых ресурсов магистральных операторов связи лишают потенциальных абитуриентов оперативной информации. На качестве информационной продукции сказывается непрофессионализм журналистов в области профессиональной ориентации и слабая техническая база районных СМИ; информация искажается в угоду конъюнктуре, заказчику; не весь арсенал актуальных медиа-технологий, нацеленных на формирование позитивного имиджа современных профессий, задействован республиканскими СМИ. О многом говорит, например, и тот факт, что якутские школьники до сих пор не имеют своих специализированных интересных, креативных, полезных, познавательных региональных сайтов профориентационного характера, а большинство школьных и вузовских сайтов не могут удовлетворить в полном объёме информационные потребности целевой аудитории. В результате профориентационные и профинформационные материалы республиканских СМИ не отвечают актуальному требованию: работа в области профессиональной ориентации, просвещения и пропаганды должна быть «плановой, систематичной, регулируемой» [2, с. 124] специалистами по связям с общественностью образовательных организаций с помощью эффективных технологий информирования потребителя, к которым относят:

– устные сообщения (конференции, пресс-конференции, выступления перед потенциальными потребителями и др.);

– специально организованные сообщения в СМИ (контакты с прессой, издательствами, рекламными, информационными и PR-агентствами);

– издательскую работу (выпуск и распространение брошюр, рекламных буклетов, листовок; создание корпоративных  СМИ);

– организацию новостийных мероприятий (презентации, семинары, выставки, вечера выпускников, слет отличников, день открытых дверей, «круглый стол» попечительского совета и другие).

Помимо прямой рекламы профессий, специальностей и направлений подготовки федеральному вузу необходимо размещать в первую очередь в республиканских электронных и печатных СМИ статьи аналитического характера, посвящённые оценке рынка труда региона и РФ, изучению индивидуально-психологических характеристик субъектов рынка (соискателей, молодых специалистов, работодателей) и требований работодателей, предъявляемых соискателям, анализу требований рынка труда, работодателей к компетенциям специалистов. Статьи могут быть посвящены и вопросам партнёрства «образовательная организация–кадровое агентство, Биржа труда–работодатель», представлять портрет лидеров рекрутингового рынка тех предприятий, которые работают с вузом, используя в качестве посредника профессиональное рекрутинговое агентство. В статьях можно подробно рассказать и о том, каким видят идеального работника большинство работодателей, как добиться соответствия желаемому образу. Также уместным будет обращение к вопросам повышения престижа вуза, его благоприятного имиджа, построенного на конкурентных преимуществах, которые создают федеральные вузы для укрепления своих позиций на международном рынке образовательных услуг. Транслировать подобные публикации необходимо постоянно, а не только в разгар приёмных кампаний. Их авторами должны быть ведущие специалисты-практики, известные учёные, лучшие выпускники вуза, вызывающие доверие у абитуриентов, и, главное, их родителей, во многом определяющих выбор, если не профессии для своих детей, то место обучения и объём финансовых вложений в их профессиональное будущее.

Особую значимость в современном информационном пространстве обрели социальные сети, позволяющие оперативно, эффективно, с учётом потребностей и особенностей психологии восприятия целевой аудитории решать задачи профпропаганды, консультирования и профинформирования. Социальные сети, как результативный инструмент профориентации, завоёвывают всё большую популярность [3, с. 42] и непрерывно увеличивают количество пользователей, генерирующих свой и продвигающих чужой контент. Российские федеральные вузы используют их потенциал для своего имиджирования и брендингового позиционирования, для достижения тех или иных целей коммуникационной политики. Они вовлечены в этот процесс ещё и потому, что информационная политика федеральных университетов является одним из критериев ранжирования в международных и российских рейтингах вузов, оказывающих значительное влияние на выбор абитуриентов.

В качестве примера приведём результаты информационной деятельности Северо-Восточного федерального университета (далее – СВФУ), которые позволили ему в 2015-2017 г.г. стабильно сохранять своё положение среди 600 вузов из 47 стран в ежегодном международном профессиональном рейтинге «Worldwide Professional University Rankings RankPro» (RankPro). Среди критериев, используемых для ранжирования университетов, выделим информативность интернет-ресурсов и репутацию образовательной организации среди экспертного сообщества. «В рейтинг смогли войти … всего семь из десяти федеральных университетов. На первой позиции находится Уральский, далее – Казанский, Сибирский федеральные университеты. Северо-Восточный федеральный университет занял четвертую позицию, улучшив показатели в наиболее престижном разделе – репутационном рейтинге, поднявшись на 24 позиции выше среди российских вузов и заняв 22 место по стране. Такая позитивная динамика показывает рост узнаваемости университета в международном научно-образовательном пространстве, повышение его авторитета среди экспертного сообщества. Необходимо отметить, что в ТОП-600 репутационного рейтинга смогли войти только 22 российских вуза. Кроме того, по информативности данных официальный сайт СВФУ занимает 18 место в стране и 494 в мире» [4]. Такая позитивная известность Северо-Восточного федерального университета среди партнёров, профессионального сообщества, студентов, выпускников, школьников, их родителей и учителей является основным драйвером в борьбе за абитуриента.

Подобные рэнкинги позволяют федеральным университетам контролировать не только свои наукометрические данные, но также измерять и сопоставлять с данными потенциальных конкурентов бренд вуза, известность web-сайта, популярность в социальных сетях, эффективность присутствия в мировом информационном пространстве. Качественное информационно-коммуникационное сопровождение брендинга федерального университета способствует росту его конкурентоспособности и привлекательности среди партнёров, в том числе работодателей и потребителей, в числе которых и абитуриенты, позволяет повышать востребованность определённых специальностей (например, технических), демонстрировать карьерные перспективы студентов на международном рынке труда, корректировать качество подготовки абитуриентов в соответствии с требованиями вуза, вовлекая их в олимпиадное движение, в работу профориентационных краткосрочных школ или академий при университете [5].

Примером успешного имиджевого профориентационного проекта федерального университета для школьников могут служить «Журналистские каникулы в СВФУ». Формат данного проекта позволяет учитывать те специфические условия, в которых вуз работает со своим потенциальным абитуриентом: территориальная протяжённость региона, ограничивающая в силу экономических причин возможность приглашения школьников из различных районов Якутии для непосредственного участия в профориентационных мероприятиях; «медленный» и дорогостоящий Интернет в северных районах республики, затрудняющий оперативную коммуникацию; полилингвальность образовательного пространства региона; интенсификация миграционных потоков, влияющих на увеличение иностранных граждан, поступающих в вуз и требующих вовлечения их в профориентационную работу, и другое.

Ежегодный медиафорум для школьных средств массовой информации, организованный на базе федерального университета, включает увлекательные мастер-классы специалистов, интерактивные лекции преподавателей вуза по профильным предметам, посещение редакций, пресс-центров и агентств, телевизионных павильонов, вручение профессиональной премии, тренинги специалистов Центра практической психологии СВФУ, презентацию учебно-методических материалов, экскурсионную программу. Для учителей, которые не только сопровождают своих разновозрастных учеников во время мероприятий, но и активно участвуют в них, реализуется отдельная медиа-образовательная программа с профориентационной составляющей.

Профориентационный фестиваль является площадкой для знакомства школьников с журналистикой и проведения профессиональной пробы. Одно из практических заданий, которые как обязательное выполняют школьники (а их свыше двухсот из разных районов Якутии, в том числе территорий Арктики) во время «Журналистских каникул», – создание собственных оригинальных материалов об СВФУ разного формата и их продвижение в социальных сетях. Так потенциальные абитуриенты вносят свой вклад в процесс профинформирования обучающихся и профпропаганды с применением технических, коммуникационных, языковых средств, адекватных специфике восприятия информации новыми поколениями абитуриентов. Также выполняемое участниками фестиваля задание становится одной из форм продвижения бренда Северо-Восточного федерального университета в самых популярных мессенждерах.

Такие подходы федерального университета к профессиональной ориентации молодёжи убеждают, что современные средства массовой информации, новейшие коммуникационные технологии, в том числе digital-технологии, позволяют вести продуктивный, взаимовыгодный диалог между университетом и его потребителем, молодым человеком, так нуждающимся в полной, профессиональной, креативной, интересной, полезной информации – основном навигаторе в мире современных профессий.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, брендинг, репутационный капитал, профориентационный имиджевый проект, федеральный университет.

Keywords: professional orientation, branding, reputation capital, professional orientation project, federal university.

Библиографический список:

  1. 1.Аддад, Ж. Роль университетов в репутации территориальных брендов // Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий: учебное и научное издание / Коллектив авторов: Лебедева Татьяна, Ассаель Адари, Кормановская Тамара, Эпштейн Лариса; пер. с франц. Филипп Юркович. – Париж: Издательство L’Harmattan-IEERP, 2014. – 248 с.
  2. 2.Панина С. В. Вектор развития системы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в Республике Саха (Якутия) // Социальная педагогика: интеграция теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2016. – С. 168.
  3. 3.Антоненко С. В. Социальные сети как инструмент профориентации // Известия тульского государственного университета. Технические науки. – №11, 2013. – С. 41-44.
  4. 4.СВФУ вошёл в ТОП-600 лучших вузов мира по данным Global World Communicator [электронный ресурс] // Режим доступа: https://s-vfu.ru/news. Дата посещения: 03.05.2017.
  5. Zalutskaya, S. Yu., Panina S. V., Makarenko T. A., Nikonova N. I. Professional and Creative Formation of the Federal University Teacher // IEJME – MATHEMATICS EDUCATION / S.Yu. Zalutskaya, S.V. Panina, T.A. Makarenko, N. I. Nikonova. – 2016, VOL. 11, NO. 5,  р.р. 1215-1229.