8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

А.В. Андросова, аспирант кафедры психологии Курского государственного университета, МБОУ «Гимназия №4» г. Курска, педагог-психолог 

email: Anyuta.androsova@yandex.ru

Д.В. Беспалов, декан факультета физической культуры и спорта, доцент кафедры психологии Курского государственного университета

email: Bdw23@list.ru

(Работа поддержана грантом РГНФ, проект № 14-06-00426)можно сделать сноску внизу, а звездочку (*) поставить после названия статьи

В статье рассматривается проблема трудовой социализации школьников 5-7 классов с использованием возможностей профессиональной ориентации, раскрываются причины недостаточной эффективности решения данной проблемы, предлагаются средства профессиональной ориентации, способствующие обеспечению трудовой социализации   обучающихся.

Ключевые слова: социальная адаптация обучающихся, трудовая социализация, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений и деятельности, в том числе, трудовой. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом в деятельности и общении социального опыта человечества является социализацией личности.

Проблема социализации личности получила довольно многостороннее освещение в рамках различных отраслей знаний: философии, социологии, этики, психологии, педагогики и др., где рассматриваются различные аспекты этого процесса [6].

Вместе с тем полноценная самореализация не может осуществляться вне трудовой деятельности, которая занимает большую часть сознательной жизни человека. Поэтому очевидно, к что выбору профессии нужно подходить со всей серьезностью. Сейчас в результате образовательной реформы проблема профессионального самоопределения стоит перед обучающимися уже в средней школе. Практика же показывает, что без целенаправленной  работы в этом направлении обучающиеся не достигают уровня социальной зрелости, необходимого для его осуществления [6].

Сожаление также вызывает уровень профориентационной работы, если таковая вообще проводится в учебной организации, несмотря на то, что реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, несколько активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения [1].

На сегодняшний день общество испытывает явную нехватку квалифицированных рабочих кадров, что сказывается на качестве предлагаемых товаров и услуг. Однако ситуация в стране явно не повышает престиж рабочих профессий, увеличивая значимость высшего образования. В результате многие поступают в вузы для «корочки» и потом не работают по специальности и выполняют другой вид деятельности без профессиональной подготовки. Это свидетельствует о низкой сознательности выпускников школ при выборе профессиональной и образовательной траектории [3].

С учётом названного недостатка вытекает проблема: каковы педагогические условия, способы и средства формирования основ трудовой социализации школьников, обеспечивающие адекватность первичного профессионального самоопределения.

Исходя из проблемы, было проведено исследование, направленное на определение возможностей использования профориентационной работы в целях формирования основ трудовой социализации обучающихся 5-7  классов. Цель исследования: изучение педагогических условий профессиональной ориентации обучающихся 5-7 классов, обеспечивающей основы их трудовой социализации.

Объектом исследования является процесс трудовой социализации школьников.

Предмет исследования: профориентационная деятельность и педагогические условия ее эффективности в целях обеспечения основ трудовой социализации обучающихся 5-7 классов общеобразовательной организации.

В соответствии с целью, объектом, предметом в исследовании были поставлены следующие задачи:

  • обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена;
  • выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №4» г. Курска.

Результаты исследования:

  1. Большинство учащихся (78%) приняли решение о занятии той или иной деятельностью исходя из своих интересов и рекомендаций, полученных по результатам диагностики их профессиональной направленности;
  2. Относительно небольшой процент обучающихся (22%) пренебрегли рекомендациями в силу различных обстоятельств (родители настояли на определённом выборе, выбрал за компанию с друзьями и т.п.). Для определения степени социализации обучающихся средних классов рассматривались результаты двух диагностических процедур: выявление уровня выраженности представлений учеников о собственном профессиональном / карьерном будущем и определение выраженности характеристик обучающихся, соответствующих личностным конструктам, сформировавшимся в результате обеспечения основ их трудовой социализации.

Так, заметное изменение в уровне выраженности представлений о профессиональном/или карьерном будущем дает основание сделать вывод о том, что работа, направленная на формирование такого компонента основ трудовой социализации обучающихся средних классов как потребность в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о возможностях его реализации, оказалась весьма эффективной.

Определяемыми показателями были характеристики личности подростков, связанные с задачами обеспечения их трудовой социализации: трудолюбие, инициативность, стремление уметь больше, желание стать специалистом, познавательная активность профессиональной направленности, умение эффективно распределять собственное время.

По итогам проведенного исследования дополнительно были разработаны некоторые рекомендации, которые в перспективе могли бы быть использованы в системе образования или в работе любых организаций соответствующей направленности:

1. Общение с детьми и их родителями показало, что очень высок интерес детей к компьютерным играм. Однако пока еще мало таких, которые могли бы крупномасштабно использоваться в профориентационных целях. Вместе с тем, активное использование компьютерных игр во внеурочное время в школе способствовало бы решению проблем не только профориентационного характера, но и социально-психологического.

2. При осуществлении работы с родителями было замечено, что они, в большинстве своем, с удовольствием идут на контакт, так как в процессе общения обнаружилась большая потребность быть информированными о своих детях, об их школьной и внешкольной жизни. Большой интерес для родителей представляли результаты психодиагностики их детей: многие признавались в том, что узнали много нового о своих детях. В связи с этим, думается целесообразным проведение более интенсивной работы с родителями не только консультативного характера, но и по организации совместной деятельности, как трудовой (в том числе и общественно полезной), так и досуговой. Это позволит не только достигать лучших результатов в области воспитания подрастающего поколения, но и решит многие психологические проблемы, связанные с отсутствием контакта, взаимопонимания между детьми и родителями (многие дети испытывают определенную депривацию вследствие малого времяпрепровождения с родителями).

3. Школьники с интересом включаются во внеучебную, в том числе и трудовую деятельность, если она имеет больше личностную, чем социальную значимость, а также, если является актуальной и соответствующей общим ценностным ориентациям «подросткового общества» [2, с. 145]. Поэтому воспитывать трудовую потребность и мотивацию к выполнению общественно полезной деятельности следует, по-видимому, через призму личностной значимости данной деятельности.

В целом социально-экономическая ситуация в стране явно требует поиска и реализации новых подходов к социализации (организованной и направленной её части) школьников. В процессе данного исследования была предпринята попытка осуществить один из таких подходов, что оказалось достаточно эффективным и принесло определённые положительные результаты. Однако проблема, безусловно, остается актуальной и требует дальнейшей работы по её решению.

Список литературы:

  1. Абдуллин Р.С. Ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся старших классов общеобразовательных школ к юридическим профессиям: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1995. — 23 с.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  3. Борытко Н.Н. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших ???
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Кн. для учащихся старших классов средней школы / Е.А. Климов. — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Просвещение,1990. — 158 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е .И.Рогов. М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2003. — 448 с.
  6. Полякова Л. А. Преемственность профильного и профессионального образования в системе «лицей-колледж»: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 29 с.

К