8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

О.Ю. Щигирева, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, г. Москва

e-mail:univrao@mail.ru

В статье рассматриваются ключевые аспекты современного развития профессиональной ориентации в изменяющемся мире. По мнению автора, профессиональная ориентация — это общественное благо, коррелирующее с основными целями государственной политики в сфере развития образования, рынка труда и достижения социальной справедливости.

CARRER GUIDANCE DEVELOPPMENT IN TERMS OF INTERNATIONAL PRACTICE.

Shchigireva OY  Candidate of  Pedagogical Science, Leading Researcher, Institute of the Content of Education and Teaching Methods, Russian Academy of Education, Russia

This paper is dedicated to key issues of the actual challenges in career guidance in a changing society. Career guidance is viewed as a public good, linked to policy goals related to learning, the labour market and social equity.

Процессы глобализации производства и рынка труда, стремительный рост компьютерных и интернет-технологий, трудовая миграция специалистов различных профилей, обусловленная высокой конкуренцией на рынке труда и необходимостью поиска лучших условий жизни и профессиональной деятельности — все эти факторы существенно повлияли на переосмысление роли профессиональной ориентации в современном обществе.

Информационные и телекоммуникационные технологии оказывают особенно сильное влияние на характер труда и структуры занятости, провоцируя необходимость введения новой кадровой политики и изменение требований к уровню квалификации работников.

В современном, более гибком и комплексном рабочем процессе вместо узкоспециализированных специалистов оказываются востребованными работники с большим объёмом общих знаний, владеющие основами компьютерной грамотности и разнообразными профессиональными навыками, навыками межличностного общения и социальными компетенциями, что обусловлено растущей ролью командной работы и необходимостью межличностного сотрудничества в процессе производства.

В России происходящие перемены оказали влияние не только на изменение требований к квалификации работников, но и на значительное увеличение дезориентированных людей, потерявших работу и вынужденных обращаться за помощью к специалистам в области профориентации. С другой стороны, значительное падение престижа инженерных и рабочих специальностей в последние десятилетия привело к тому, что работодатели испытывают сильный дефицит квалифицированных работников, терпят значительные убытки из-за сбоев в работе дорогостоящего высокотехнологичного оборудования в результате неумелого обращения с ним и ищут пути выхода из сложившейся ситуации.

В этой связи всё большую популярность приобретает идея профессиональной востребованности на протяжении всей жизни, борьба с безработицей и особенно, с безработицей среди молодёжи становится первоочередной задачей в области социальной трудовой политики, а профессиональная ориентация — лучшим средством для её решения. Это означает, что работники должны принимать на себя ответственность за обновление знаний, совершенствование и развитие своих профессиональных навыков в рамках непрерывного образования, а работа по их стимулированию к повышению своей профессиональной квалификации становится одним из направлений деятельности профессиональной ориентации.

Перед обществом ставится задача создать такую систему непрерывного образования, в рамках которой любой желающий будет иметь возможность улучшить свои знания и овладеть новыми профессиональными навыками с учётом развития новых технологий. Идея непрерывного образования предполагает подготовку к жизни и профессиональной деятельности и включает все виды образовательной деятельности, в том числе — общее и профессиональное образование как непрерывный процесс совершенствования знаний, ценностей, навыков и компетенций. С этой точки зрения профессиональная ориентация играет решающую роль в создании условий для овладения новыми знаниями и в обеспечении баланса между жизнью, обучением и трудовой деятельностью.

В рекомендациях ЮНЕСКО, касающихся технического и профессионального образования, указывалось, что профессиональная ориентация должна рассматриваться как непрерывный процесс, и одной из ее задач является подготовка учащихся и взрослого населения к возможности частых изменений в карьере, которые могут сопровождаться периодами  безработицы и работы в неформальном секторе, научить их адаптироваться к происходящим изменениям и справляться с неожиданными ситуациями. С этой точки зрения, ЮНЕСКО рассматривает профессиональную ориентацию как непрерывный процесс, неразрывно связанный с непрерывным образованием [10].

Таким образом, профессиональную ориентацию следует рассматривать как процесс, направленный на оказание помощи людям любого возраста и в любой период их жизни в выборе обучения, профессиональной подготовки или работы и в управлении собственной карьеры. Профориентационная деятельность может осуществляться в школах, университетах, учреждениях профессиональной подготовки, службах занятости и на производстве на государственной и частной основе. При этом могут использоваться индивидуальные и групповые формы работы, в аудитории или удалённо (включая линии телефонной поддержки и интернет-ресурсы). Профориентационная деятельность предполагает предоставление информации о карьере, использование инструментов оценки и самооценки, услуги по карьерному консультированию, обучению карьере и управлению карьерой, профессиональные пробы, обучение навыкам поиска работы и профессиональную поддержку при смене работы.

Уровень развития профессиональной ориентации отражает экономическую, политическую, социальную и культурную ситуацию в стране, характеризует состояние образования и рынка труда, а также развитость профессиональных и организационных структур, в которых она функционирует.  Так, например, согласно отчету ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития) о профориентации в Корее, в этой стране на организацию профориентационной работы большое влияние оказывают корейские ценности, происходящие преимущественно из конфуцианских традиций, таких, как  уважение к старшим, почтительность и повиновение власти, умение переносить трудности, «сохранять лицо» в любых ситуациях и не выдавать своих эмоций [3]. А в отчетах Евросоюза и Всемирного Банка отмечается, что в среднеразвитых странах большую роль в экономической деятельности играет плохо регулируемый неформальный сектор экономики, в котором люди работают на полулегальной основе. При этом в данных странах существуют профориентационные практики, которые приспособились к ситуации, так как работа в секторе экономики является единственной возможностью для профессиональной деятельности значительной части населения [8].

Только с развитием и диверсификацией экономики страны появляются ресурсы для полноценной профориентационной деятельности.  Исследования Всемирного Банка показывают, что страны со средним уровнем дохода, как правило, имеют менее развитые  системы профориентации, чем высокоразвитые страны, особенно это проявляется в объёме предоставляемой информации о карьере, которая является системообразующим фактором профессиональной ориентации. Недостаточность информации о карьере в среднеразвитых странах обусловлена отчасти низким уровнем развития государственных ресурсов, отчасти более ограниченным диапазоном профессионального выбора, и отчасти, тем фактом, что большинство людей заняты проблемой экономического выживания, а не вопросами развития карьеры и профессионального роста [9].

Развитие системы профессиональной ориентации также обусловлено уровнем развития рыночной экономики, демократических институтов и политических свобод. В плановой экономике безработица официально не существовала, а профориентация носила преимущественно формальный характер, ограничивалась госзаказом и подменялась обязательным распределением студентов на рабочие места по окончании обучения. Система профессиональной ориентации в развитых демократических государствах основывается на признании  прав человека принимать независимые решения в отношении своего профессионального выбора, связывая свои личные цели с социально-экономическими потребностями общества.

Профессиональная ориентация, с одной стороны, рассматривается как неотъемлемая часть государственной политики, а с другой стороны, направлена на оказание помощи индивиду в самореализации через профессиональную деятельность. Как важный инструмент государственной политики, эффективная система профориентации и социально-профессионального самоопределения способствует развитию системы образования и профессиональной подготовки за счёт обеспечения её взаимодействия с рынком труда, оптимизирует и корректирует соотношение между спросом и предложением на рынке труда, способствует реализации идеи социальной справедливости, в том числе, за счёт обеспечения равных карьерных возможностей и содействия социальной интеграции граждан.

Эта миссия профессиональной ориентации согласуется с задачами непрерывного образования и государственной политики в сфере рынка труда и концепцией профессиональной востребованности в течение всей жизни. В этой связи возникает потребность обеспечения доступа к профориентационной поддержке на протяжении всей жизни человека, а не только в период перехода от учебной к профессиональной деятельности или в ситуации потери работы, что, в свою очередь, неизбежно влечёт не только расширение сферы деятельности, но  и кардинальные изменения к подходам оказания профориентационной помощи.

Если с расширением сферы деятельности ограничиваться предоставлением профориентационной помощи и поддержки исключительно в рамках государственных структур и традиционными методами индивидуальной консультации и психометрического тестирования, то это неизбежно приведет к значительному увеличению себестоимости профориентационных услуг. Поэтому необходимо разнообразить методы и  искать инновационные формы работы, расширяя спектр организаций-участников профориентационного процесса. С этой точки зрения необходимо делать акцент на развитие навыков самостоятельной работы и умения управлять своей карьерой, что согласуется с новыми подходами в теории профессиональной ориентации, делающими акцент на непрерывности профориентационного сопровождения, рассмотрения его как части образовательного процесса и поощрении самостоятельности индивида.

Профориентационная поддержка предполагает активное обучающее воздействие, которое проявляется не в том, чтобы сказать человеку, что делать, а в том, чтобы помочь ему приобрести необходимые знания, навыки и умения, включая навыки управления карьерой, для совершения оптимального профессионального выбора и перехода к трудовой деятельности.

Исследования ОЭСР о человеческом капитале показывают, что навыки управления карьерой, развитию которых уделяется особое внимание в рамках оказания профориентационной помощи на современном этапе, могут играть важную роль в обеспечении экономического роста страны [2]. Расширенное видение человеческого капитала включает в себя такие категории как планирование карьеры, поиск работы, навыки управления карьерой. Меньше половины доходов населения в странах ОЭСР зависит от уровня образования и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения, тогда как оставшаяся часть доходов происходит из способности людей формировать и использовать навыки планирования и управления карьерой и поиска работы. Существует тесная взаимосвязь между этим расширенным видением человеческого капитала и концепцией непрерывной профессиональной востребованности, и, следовательно, профессиональная ориентация обладает значительным потенциалом для того, чтобы внести существенный вклад в государственную политику по развитию человеческого капитала.

По данным голландских учёных, занимающихся исследованиями экономической эффективности системы образования и профессиональной подготовки, стоимость неверного профессионального выбора в долгосрочной перспективе составляет несколько миллиардов евро [9]. Поэтому карьера должна рассматриваться как связующее звено между жизнью и работой, а планирование карьеры, в свою очередь, связано с планированием жизни, которое можно назвать менеджментом жизни. Развитие карьеры должно сочетаться с общим планированием жизни. Профориентационная работа должна быть направлена на развитие навыков планирования жизни, которые помогут людям справиться с трудностями в различных жизненных ситуациях. Выбор профессии должен осуществляться на основе личных интересов и склонностей человека и способствовать полноценной его реализации в обществе, чтобы в процессе продуктивной деятельности на общественное благо стать независимым, успешным в личной жизни, получать  от неё удовлетворение и обеспечить стабильность своего существования [4].

С этой точки зрения эмпирические данные о результатах эффективной профориентационной поддержки могут представлять интерес для представителей правительственных структур и существенно повлиять на оказание государственной поддержки и выделение финансирования на профориентационную деятельность.

Отчеты Всемирного Банка и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) констатируют, что ещё ни в одной стране не существует полноценной системы непрерывной профессиональной ориентации [9]. Но имеющийся опыт международных практик позволяет выделить её основные характеристики.

      1. Ведение профориентационной работы и обучение карьере в общеобразовательных учреждениях не только для того, чтобы помочь учащимся выбрать профиль обучения, но и чтобы заложить основы для их непрерывного обучения и карьерного развития. Профориентация может быть выделена в отдельную учебную дисциплину, а может быть включена в программу преподавания школьных предметов. Занятия по профориентации могут проводиться в форме семинаров и воркшопов с активным привлечением работодателей, родителей и других участников и вовлечением учащихся в практическую деятельность через профессиональные пробы, визиты на предприятия, имитацию профессиональной деятельности через создание школьных мини-предприятий, посещение рабочих мест или полноценную трудовую деятельность. Для обеспечения преемственности в рамках непрерывного образования вводится система ведения портфолио, приучающая обучающихся к регулярному анализу, планированию и управлению процессом обучения.
      2. Введение в школах ставки советников по профориентации, задачей которых является предоставление учащимся информации о мире труда и оказание им помощи в выборе направления обучения и профессиональной деятельности на основе их индивидуальных особенностей.
      3. Привлечение специалистов служб занятости или подобных им учреждений, не имеющих отношения к системе образования, к профориентационной деятельности в школе с целью предоставления более полной информации о рынке труда и гарантии беспристрастности в оказании профориентационной поддержки. При этом необходимо составить ясную модель взаимодействия между школой и службами занятости, чтобы избежать нежелательных недоразумений и дублирования функций.
      4. Работа с молодыми людьми, не вписавшимися в официальную систему образования и профессиональной подготовки и покинувшими её, не обладая какой-либо квалификацией или профессиональными навыками. Профориентационная работа с этой категорией населения обязательно должна базироваться на индивидуальной основе с учётом совокупности их личных, учебных, социальных и профессиональных потребностей.
      5. Продолжение оказания профориентационной поддержки в рамках высшего образования, которая включает в себя помимо набора стандартных функций, курсы управления карьерой, приобретение профессионального опыта, заполнение личного портфолио, начатого ещё в школе.
      6. Интеграция государственных служб занятости в стратегию непрерывного образования и особенно непрерывной профориентации. В настоящий момент, как правило, эти службы нацелены на оказание помощи в трудоустройстве людям, оставшимся без работы. Но у этих служб имеется большой потенциал для расширения своей сферы деятельности, включая предоставление информации о карьере, организацию работы горячих линий через веб-сайты и call-центры, предоставление базы данных о профессиях, возможностях обучения, повышения квалификации и трудоустройства.
      7. Проведение работодателями мероприятий по развитию карьеры для своих служащих в форме воркшопов по планированию карьеры с последующим регулярным анализом перспектив карьерного роста и потребностей в курсах повышения квалификации или прохождения дополнительного образования. Это наиболее актуально для крупных корпораций и предприятий, чем для предприятий малого и среднего бизнеса и является важным компонентом обеспечения непрерывности профориентационной поддержки. Чтобы заинтересовать работодателей, необходимо использовать различные инструменты государственного регулирования, например, освобождение от налогов затрат на обучение персонала или системы корпоративной социальной ответственности, или системы менеджмента качества. Также интересен опыт Австрии, Нидерландов и Великобритании, где профсоюзы играют важную роль в обеспечении своих членов профориентационной помощью и поддержкой.
      8. Оказание профориентационной поддержки в процессе образовании взрослых людей в тех случаях, когда человек после длительного перерыва хочет вернуться в профессию или сменить направление профессиональной деятельности. В процессе общения со специалистом по карьерному консультированию выявляется, каких знаний и компетенций ему не хватает для работы по выбранной профессии, определяется, какие есть возможности для дополнительного обучения и переподготовки, и составляется учебный план с перспективами последующего трудоустройства.
      9. Профориентационная поддержка людей пенсионного возраста. Во многих странах существует проблема недостаточного пенсионного обеспечения и для её решения продлевается срок выхода на пенсию. Однако существует и другое направление решения данной проблемы — привлечение пенсионеров к добровольному посильному труду с целью поддержания их социальной активности и предоставления им дополнительного заработка. С этой точки зрения профориентация может обеспечить постепенный и более гибкий переход от активной трудовой деятельности к выходу на заслуженный отдых.
      10. Предоставление качественной информации о карьере и профессиональных возможностях является залогом успешной профориентационной поддержки и правильного профессионального выбора.  Государство должно играть ведущую роль в обеспечении финансирования, сбора, опубликования и распространения информации о карьере. В случае, если данная  информация готовится негосударственными структурами, необходимо контролировать её достоверность. При этом необходимо обеспечить согласованность между информацией об обучении с информацией о профессиях, то есть показывать, как выбор профиля обучения может повлиять на последующую профессиональную деятельность или какие есть возможности обучения для работы в выбранной сфере профессиональной деятельности. Для этого необходимо тесное сотрудничество между Министерством образования и Министерством  труда и использование информационных технологий, которые позволят не только обеспечить необходимое взаимодействие, но и предоставить всем желающим возможность ввести данные о своих личностных особенностях и профессиональных предпочтениях и получить информацию о различных вариантах профессионального выбора. В качестве примера организации данного вида деятельности можно привести Национальную систему информации о карьере в Австралии.
      11. Индивидуальные формы поддержки являются необходимым компонентом профессиональной ориентации. Если изучить информацию о карьере можно самостоятельно, то, чтобы соотнести её с личными потребностями и затем преобразовать в профессиональный план, потребуется индивидуальная консультация специалиста. Однако, подобного рода консультацию можно получить и дистанционно, не приезжая в офис профконсультанта. Для этого используются горячие линии поддержки и интернет-технологии. Например, в Великобритании телефонная линия помощи Learndirect была запущена в 1998 году. За пять лет работы было получено пять миллионов звонков [9]. Рациональное использование горячих телефонных линий, интернет-технологий и электронной почты в сочетании с живыми встречами с консультантами расширяет спектр оказания профориентационных услуг и предоставляет возможность потребителям этих услуг выбрать наиболее комфортный формат работы.
      12. Развитие технологий самостоятельной работы в организации системы профориентационной поддержки является необходимым требованием современной жизни. Прежде всего, это развитие онлайн-технологий, позволяющих выкладывать диагностические методики в открытый доступ, чтобы затем, на встрече со специалистом, можно было  определиться, будет ли достаточно одной консультации или потребуется более длительный период времени для оказания полноценной профориентационной помощи.

Государственная поддержка играет важную роль в обеспечении стратегического управления системой профессионального самоопределения, но при этом необходимо сотрудничество и других заинтересованных сторон: общеобразовательных заведений и учреждений профессионального обучения, работодателей, профсоюзов, общественных организаций, студентов, родителей, специалистов по профориентации. Координационные механизмы необходимо вводить на национальном уровне для объединения соответствующих групп заинтересованных сторон и различных профессиональных структур.

Законодательная база является ещё одним важным инструментом управления профессиональным самоопределением. Значение законодательного регулирования, как инструмента государственной поддержки, существенно возрастет, если будут определены и прописаны права потребителей профориентационных услуг. Это необходимо для усиления механизмов координации и руководства, чтобы сформировать видение и разработать стратегию обеспечения непрерывности профориентационного процесса.

С точки зрения обеспечения непрерывности профориентации, особенно важным представляется обеспечение преемственности между учебным портфолио учащегося и его будущим профессиональным портфолио,  что позволит объединить учебную и профессиональную информации, включить обзор рынка труда в школьные программы по профессиональной ориентации, будет способствовать обучению карьере и её дальнейшему развитию.

В настоящее время развитие карьеры следует понимать как постоянно развивающийся учебный процесс на протяжении всей жизни, который состоит из следующих трёх компонентов:

• Самоанализ, который помогает выявить личные ценности, развить сильные стороны своего характера, реализовать свой потенциал и профессиональные устремления, что, в свою очередь, приводит к осознанию собственной значимости, приносит удовлетворение жизнью и позволяет наладить баланс между работой и другими сферами жизни.

• Осознание возможностей, что означает анализ имеющихся возможностей получения образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, оценку их с точки зрения собственных жизненных целей и путей их достижения.

• Принятие решение и профессиональное обучение, в процессе которого формируются навыки преодоления трудностей в неожиданных жизненных ситуациях [1].

Услуги, предоставляемые в рамках непрерывной профориентационной поддержки, такие, как программы обучения карьере, профориентационное консультирование или услуги по трудоустройству должны объединять указанные выше три основные направления и, таким образом, способствовать развитию человеческого потенциала и сильной базы трудовых ресурсов в обществе.

Новое значение профессиональной ориентации, которое объединяет жизненные и профессиональные планы, требует более качественного предоставления услуг по профориентации и государственной политики, направленной на улучшение качества предоставляемых профориентационных услуг.

Для качественного предоставления услуг необходимо, чтобы те, кто непосредственно оказывает профориентационную помощь и поддержку, действительно обладали необходимыми знаниями и квалификацией.

Подготовка специалистов по профориентации должна включать обучение консультированию, менеджменту и экономически эффективным и гибким методам работы. В поддержку такого диверсифицированного обучения возникает потребность в разработке профессиональных стандартов, которые позволят как объединять, так и дифференцировать различные специализации в профориентации и обеспечить структуру развития карьеры для специалистов по профориентации.

Таким образом, многие страны и правительства всё чаще признают, что эффективная система профессиональной ориентации не только способствует личностному и карьерному росту каждого человека, но также вносит свой вклад в социально-экономическое развитие общества в целом.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, политика, профессиональная востребованность на протяжении жизни, политика непрерывного образования, рынок труда.

Keywords: career guidance, politics, sustained employability, lifelong learning policies, labour market.

К