8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Л.В. Степанова, к.п.н., доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, доцент, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: Pedagog_2010@mail.ru

А.С. Степанова, студентка 1 курса группы «Проектный менеджмент в образовании» (ПМО-16) Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: ainkass@mail.ru

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPIL AT EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

L.V. Stepanova, Ph.D., AssociateProfessor, Department of Pedagogy of the Pedagogical Institute, Associate Professor,  Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)

A.S. Stepanova, 1st year student, group of «Project Management in Education» (MIP-16) Pedagogical Institute, FGAOU IN «North-Eastern Federal University. Ammosov «,  Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)

В статье рассмотрены особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, также дана характеристика различных приемов развития творческих способностей у детей в начальной школе, представлена типовая модель внеурочной деятельности для младших школьников.

The article describes the features of the development of creative abilities of younger schoolboys in after-hour activity, analyzed psychological and pedagogical literature on the research problem, as the characteristic of the different methods of development of creative abilities of children in elementary school.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослыми на разных этапах детства. Так, Я.А. Пономарёв утверждал, что творчество – это взаимодействие, ведущее к развитию. Творчество в самом широком смысле автор рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности [1].

Творчество – самовыражение личности в деятельности, результатом которой считается создание материальных и внутренних ценностей. В его базе лежат такие характеристики как воображение, интуиция, креативность [5]. Оно развивает у человека способности, знания и умения. Л.С. Выготский утверждал, что воображение и фантазия могут проявиться в любой сфере деятельности ребенка: в игре, в учении, при разговоре, или переживаниях [2]. Творческие задания очень важны в учебном процессе, так как они вызывают интерес у ученика и желание самому учиться.  Поэтому перед начальной школой стоит задача – развить творческое воображение ребенка с помощью специально построенного общения, помогающего развивать творческие способности; увлечь воображение младшего школьника.

Направления, формы и методы внеурочной деятельности практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ обучающихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. [3].

В соответствии с задачами реализации внеурочной деятельности школьников начальных классов, можно развивать творческие способности через игровую и трудовую деятельность, общение с различными представителями социума, участие в программах по здоровому образу жизни [4].

В этом возрасте дети готовы к познанию новых видов деятельности, с интересом изучают возможности участия в различных формах организации внеучебной деятельности (кружок, клуб, экскурсии, творческие мастерские, проектная и поисковая деятельность, конкурсы). Там дети учатся работать в коллективе, слушать и видеть другого товарища, развивают в себе лидерские качества. У них формируются понимание смысла труда, положительное отношение к труду и заинтересованность в участии в нем, закладываются основы безопасности жизнедеятельности и др.

Вся внеурочная деятельность образовательной организации может проходить в рамках единой воспитательной темы, разные аспекты, вопросы которой должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, независимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

— исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

— информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

— применение новой информации;

— оценка результатов применения [6,7].

Нами проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Исследование проводилось в 4 «а» классе Средней общеобразовательной школы №2 Намского улуса Республики Саха (Якутия). Класс был разделен на две подгруппы, первая посещала внеурочные занятия в течение недели, вторая – нет.

Этап I – констатирующий. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Этап II – формирующий эксперимент, целью которого было проведение работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Этап III – контрольный. Цель контрольного эксперимента: анализ результатов эксперимента и выявление динамики развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Для определения уровня развития воображения младших школьников мы использовали методику «Незаконченные рисунки».

Этот тест разработан для выявления способности к воображению, целостному восприятия рисунка и интенсивность воссоздающего воображения.

Ребенку предлагаются незаконченные рисунки. Его задача заключается в том, чтобы последовательно и правильно назвать предметы, которые изображены на картинке. На эту работу учитель дает одну минуту. После этого подсчитывается число правильных ответов, данных обучающимся за отведённое ему время.

Проявленный уровень воображения оценивается в баллах:

5 баллов – высокий уровень воссоздающего воображения.
За отведённое время правильно названы все представленные картинки.

3-4 балла – средний уровень воссоздающего воображения.
За отведённое время правильно названо 4 — 6 картинок.

1-2 балла – низкий уровень воссоздающего воображения. 
За отведённое время ученик назвал правильно только 3 рисунка.    

                                                                                Таблица 1

Результаты диагностики уровня воображения по методике «Незаконченные рисунки»

Уровень

Экспериментальная  группа %

Контрольная группа %

Высокий

28% (5 чел.)

22% (4 чел.)

Средний

55% (10 чел.)

61% (11 чел.)

Низкий

17% (3  чел.)

17% (3 чел.)

Результаты свидетельствуют, что высокий уровень воссоздающего воображения показали 28% обучающихся экспериментальной группы и 22% контрольной группы. Они за отведённое время правильно назвали все картинки. Средний уровень показали, более половины обучающихся как экспериментальной группы – 55%, так и контрольной – 61%.. Одинаковый результат показали дети с низким уровнем воссоздающего воображения, он составил 17% в обеих группах.

Таким образом, выявлено, что уровень развития воссоздающего воображения младших школьников экспериментальной и контрольной группы условно можно отнести к среднему.

В течение недели было проведено 5 внеурочных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей.

                                                                           Таблица 2

Система занятий по внеурочной деятельности

№ занятия

Содержание занятия

Тема занятия

        1

Нетрадиционные техники рисования

Монотипия

         2

Пластилинография

Модульная пластилинография

3

Театрализованная деятельность

Пародии на звезд

4

Бумагопластика

Движущиеся оригами

5

Бумагопластика

Квиллинг

После формирующего эксперимента, на контрольном этапе, мы провели повторную диагностику с помощью той же методики, но уже с другими рисунками, чтобы выявить динамику развития творческих способностей у детей во внеурочной деятельности.

                                                                            Таблица 3

Результаты повторного тестирования по методике «Незаконченные рисунки»

Уровень

Экспериментальная группа

                %

Контрольная группа %

Высокий

(5 баллов)

           61%

        22%

Средний

(3-4 балла)

          39%

         67%

Низкий

(1-2 балла)

            –– 

        11%

Ребятам предлагался альбомный лист с рисунками. Их задача состояла в том, чтобы последовательно и правильно, за отведённое на это время, назвать предметы, которые изображены на картинках.

После нашего эксперимента число обучающихся, проявивших высокий уровень воображения, в экспериментальной группе возросло с 28% до 39%, это на 11% выше, чем перед экспериментом. Проявивших средний уровень уменьшилось на 16%, показаний низкого уровня в этой группе не выявлено, все успешно справились с заданием.

В контрольной группе изменения незначительны. Количество обучающихся, воображение которых соответствует высокому уровню, осталось прежним — 22%. Средний уровень 67%, до эксперимента составлял 61%, проявивших низкий уровень снизилось на 6% и сейчас составляет 11%.

Таким образом, этот тест выявляет у детей способности к воображению, целостному восприятию рисунка и интенсивность воссоздающего воображения. Данные таблицы 3 показывают, что экспериментальная группа хорошо справилась с этим заданием.

С помощью нетрадиционных техник рисования урок изобразительного искусства в школе становится увлекательным и интересным предметом для детей, позволяет им ощутить незабываемые положительные эмоции, дает возможность проявить фантазию, улучшает моторику пальцев, а это значит, развивается их воображение, память, мышление.

Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, начальная школа, внеурочная деятельность, модель, организационные формы деятельности.

Keywords: creative abilities, junior schoolchildren, primary school, after-hour activities, model, organizational forms of activity.

Библиографический список:

  1. Пономарев Я.А. Психология творчества. Наука-М., 1999. – с. 32.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Академия – М., 2011.- С. 55-56.
  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Педагогический поиск — М.:, 2009. – С. 144.
  4. Григорьев Ю.В. Методический конструктор  «Внеурочная деятельность школьников».  Просвещение. – М., 2011. – С. 225 .
  5. Евладова Е.Б.  Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. — №3. – С. 15-26.
  6. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Московский психолого-социальный институт – М., 2011. – С. 170.
  7. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся Просвещение – М., 2016. – С. 96.

К