8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Р.И. Егорова, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Пединститут,  г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

e-mail: erimig@mail.ru      

The role of the school museum in the self-determination of students

R.I. Egorova, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Pedagogical institute, Yakutsk,

The Republic Of Sakha (Yakutia)

В статье раскрываются воспитательные возможности музея сельской школы как субъекта профориентации. Автор показывает роль сельского школьного музея в самоопределении личности, в выборе профессиональной деятельности и жизненного пути. Делится опытом профориентационной работы сельского школьного музея, рассматривая самоопределение учащейся молодёжи как социальную проблему. Описывает использование музейной педагогики в качестве профинформационного поля. В этой связи историческая память содействует накоплению, акку­муляции положительного народного опыта.

Article reveals the educational opportunity of the Museum of the rural school as a subject of vocational guidance. The author shows the role of the rural school museum in the self-determination of the individual, in the choice of professional activity and life path. He shares the experience of vocational guidance work of the rural school museum, considering the self-determination of students as a social problem. The author describes the use of museum pedagogy as a profile information area. In this regard, historical memory contributes to the accumulation of positive people’s experience. 

Основная цель профориентации состоит в создании реальных условий для профессионального самоопределения учащейся молодёжи с учётом индивидуальных способностей, интересов, а также и потребностей государства в квалифицированных кадрах. По мнению Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжникова, субъектами профориентации могут быть: мировая экономика, государство, органы управления, конкретная самоопределяющаяся личность, семья, психолого-педагогическая наука, центры и службы психолого-педагогической помощи населению, образовательные учреждения, фирмы, организации, предприятия [2, С.22-23]. В этой связи Н.С. Пряжников рассматривает организацию профориентационной работы в три этапа: довузовский (профориентация направлена на формирование профессионального самоопределения), вузовский (профориентация решает задачи формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся), послевузовский (профориентация должна обеспечить формирование профессиональной компетентности специалистов различного уровня подготовки) [3]. Согласно исследованиям С.Н. Чистяковой, Н.Ф Родичева, Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – длительный процесс осознанного построения перспективы своего профессионального развития, важнейшим из которых является этап профессиональной ориентации обучающихся [5]. При этом организация профориентации в рамках разных социальных институтов предполагает определенные цели, задачи, свои специфические средства, реализация которых в конечном итоге способствует становлению системы профессиональной ориентации как одного из факторов развития общества.

Четко осознавая, что успешная профессиональная ориентация зависит от учёта личных интересов, склонностей, направленности и индивидуальных особенностей личности, Едейская средняя общеобразовательная школа имени З.П. Саввина Намского улуса Республики Саха умело использует возможности школьного Музея материнской славы для подготовки молодых кадров. В 1962 году при Едейской восьмилетней школе Намского района Якутской АССР по инициативе директора школы Никифора Михайловича Ларионова был организован Историко-этнографический музей. К созданию музея всем миром привлекались жители села Ымыяхтах. С большим энтузиазмом, придавая должное значение музею, активными участниками стали выпускники школы того времени – студенты профессиональных учебных учреждений. В апреле того же года в музее оформили семь разделов, содержащих 442 экспоната: посуда, одежда и украшения, охота, ископаемые кости животных, верование якутов, деньги, домашняя утварь. На базе Историко-этнографического музея создан Музей материнской славы в честь матерей-героинь села Ымыяхтах.

23 октября 2006 года на педагогическом совете утверждена Программа деятельности Музея «Удьуор утума» («Родословное»), «Гражданско-правовое образование школьников», «Школьный Музей материнской славы — центр гражданско-правового воспитания школьников». Центр включает следующие направления: «Взаимодействие школьного музея с научными государственными организациями», «Взаимодействие школьного музея с администрацией наслега», «Взаимодействие школьного музея с общественными организациями, Советом ветеранов села, общественной организацией «Үөдэй түмсүүтэ»)», «Взаимодействие школьного музея с родителями и общественностью села: школьная научно-практическая конференция «Удьуор утума», «Взаимодействие школьного музея с научными организациями: НВК «Саха», ГОУ ВО Саха государственная педагогическая академия».

Таким образом, Музей материнской славы имеет большое значение в осуществлении социального партнёрства с субъектами допрофессиональной подготовки: школьниками, школой, семьёй и другими социальными институтами как системы оказания последовательной помощи в познании и оценке индивидуальности учащейся молодеёжи в отношении будущей профессиональной деятельности и жизненного пути.

В этой связи мы поддерживаем своих коллег, которые социальное партнёрство понимают как совместную коллективно распределённую деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках специально планируемых акций. По отношению к профессиональной ориентации социальное партнёрство можно классифицировать как партнёрство внутри системы профориентации между социальными группами данной профессиональной общности; партнёрство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства; партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [4, С. 153].

В настоящее время в Музее материнской славы проводятся экскурсии, частыми гостями музея бывают студенты педагогических колледжей и СВФУ.

Намский педагогический колледж, в лице директора, выпускницы Едейской школы, к.т.н. Е.В. Ядреевой, а также преподавателя данного колледжа Д.М. Татариновой. Они также являются попечителями Музея материнской славы и школы. Студенты колледжа планово посещают Музей села, помогая в его оформлении и постигая новое знание, лелея прошлое, старое, забытое. Также проводятся выездные поездки студентов Педагогического института СВФУ, в рамках которого будущие педагоги посещают музей. Содержательные уроки-экскурсии проводятся по темам в соответствии с Программой деятельности музея: «Матери-герои» («Герой ийэлэр»), «Родословная» («Аҕа ууьа — хаан удьуордааһын»), «Ветераны ВОВ» («Сэрии ветераннара»), «Ветераны тыла» («Тыыл ветераннара»), «Имена в истории села» («Нэһилиэк киэҥ туттар дьонноро»), «Природа и окружающая среда» («Үөдэй сирэ-уота, айылҕата»), «История села» («Нэһилиэк историята»), «Социальное развитие села» («Нэһилиэк социальнай сайдыыта»), Этно-экологическая экспедиция «Аартык», «Встреча поколений» – выпуск юбилейной серии школьной газеты «Тускул» о выпускниках прошлых лет. Многие экспонаты демонстрируются на уроках в школе, а также проводятся музейные уроки в самом музее, поскольку он имеет по-настоящему историко-этнографическое содержание. Образовательный процесс строится на основе образовательных программ, предметом же музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты. Знакомство обучающихся с музейными коллекциями через активные формы познания стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает их духовный мир, дает больше возможностей для формирования нравственно-патриотических ценностей, а также воспитания патриотических чувств, любви к родине не у одного поколения молодёжи.

В этой связи особенную ценность для будущего всего человечества представляют народные традиции воспитания. Центральное место, главная экспозиция музея посвящается матерям, родившим и воспитавшим более 10 детей в семье как решающей фигуре народной педагогики. Село Ымыяхтах славится матерями-героинями не только в улусе, но и в республике, их 14 семей. Как метко сказано Г.Н Волковым, что «…культ матери — священный культ. Нравственное здоровье нации — в мудрости матери, в её золотом сердце» [1. С.136]. Содержательные экспонаты «Матери-герои» («Герой ийэлэр»)  рассказывают о прекрасных матерях, их великом опыте воспитания, об их детях-тружениках, порядочных гражданах села, улуса, республики, страны. Поскольку в большой семье родителям помощь и опора – это их старшие дети, которые поддерживают младших братьев и сестёр. Поддерживая взгляды и высказывания этнопедагога Г.Н. Волкова «… народное воспитание отличается целым рядом особенностей, главная из которых — естественность» [1. С.298], мы обращаемся к музейному материалу, посвящённому матери-героине – Татьяне Васильевне Яковлевой, родившей и воспитавшей 15 детей. Действительно, дети большой семьи воспитываются на родительском примере, подражая им без понуканий и нотаций, об этом доказывают воспоминания самих, уже повзрослевших детей. Так, старший сын многодетной семьи Татьяны Васильевны и Дмитрия Дмитриевича Яковлевых – Виталий Дмитриевич, 1950 г.р., – вспоминает: «Наш отец более 30-ти лет работал в строительстве плотником, бригадиром, наставником буквально до выхода на пенсию. У нас, у четырёх сыновей из шести, после окончания школы, когда вставал вопрос о трудоустройстве, о выборе будущей профессии и о трудовой деятельности, не задумываясь, мы решили идти по стопам своего отца. Мы всегда гордились своим отцом, возведенными с его участием домами и производственными объектами и т.д., а также каждый из нас после себя оставлял для развития родного села свой потомственный вклад в строительстве, как наш отец». Далее, из воспоминаний Виталия Дмитриевича, мы узнаем о том, что их мама, Татьяна Васильевна, 1929 г.р., тоже была труженицей с организаторским талантом. Будучи совсем юной, имеющей только 4 класса образования, в 1946-47 гг. её назначили заведующей сельским клубом колхоза «Будённый». Как творческая личность, Татьяна Васильевна воспитала своих 15 детей исключительно на личном примере, показала, как нужно жить, любить и трудиться. Быть организованной, преданной любимому делу-призванию, уважительно и по-доброму относиться ко всему окружающему. Вместе с тем Татьяна Васильевна учитывала индивидуальные особенности своих детей, их интересы и потребности. Как мать, создавала детям дома комфортную психологическую обстановку, условия для самореализации, всегда добрым словом, советом поддерживала их, относилась доверительно, с уважением к своим детям и их притязаниям, намерениям. Все 15 детей большой семьи имеют среднее и высшее профессиональное образование, среди них —  учителя, воспитатели, специалисты сельского хозяйства, бытового обслуживания, хореограф, строители, трактористы и т.д. Как последователи своих родителей-тружеников, многие дети награждены нагрудными знаками улуса и села: «Пятилетка эдэр гвардееһа» («Молодой гвардеец пятилетки»), «Пятилетка ударнига» («Ударник пятилетки»), «Коммунистическай үлэ ударнига» («Ударник коммунистического труда»), «Чемпион-бостуук» («Чемпион-пастух»), «Чемпион-тутааччы» («Чемпион-строитель») и т.д. Например, Алексей Дмитриевич – Заслуженный учитель РФ, Отличник образования РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, победитель конкурса учителей РФ, соавтор трёх книг. Творческие личности – Виталий Дмитриевич, Акулина Дмитриевна в свободное от работы время пишут стихи, являются авторами инсценировок и рассказов. Антонина, Екатерина, Юрий – спортсмены республиканского уровня по лыжному спорту. Дети, внуки и правнуки Татьяны Васильевны и Дмитрия Дмитриевича Яковлевых по сей день живут и  трудятся на родной земле. Цитируя великого Г.Н. Волкова: «Мать оказывается ответственной и за внуков – продолжение следует: бабушка – старшая мать, великая мать, коренная мать …» [1. С.137]. Из воспоминаний Виталия Дмитриевича узнаем, что Татьяна Васильевна поддерживала своих внуков в учебе и в образовании, а внуки всегда могли рассчитывать  на помощь бабушки и дедушки, если была таковая необходимость. Связь между поколениями, диалог культур предполагают избегать проблемы «отцов и детей», а опыт семейной духовной культуры, в котором большую роль играет старшая, великая, коренная мать,  становится реликвией, гордостью, примером для подражания из поколения в поколение. У почтенной семьи Яковлевых из 40 внуков более 10, уже имея высшее профессиональное образование, работают в разных уголках республики на ответственных должностях. Например, старшая внучка – Ньургуйаана — заместитель главного врача в родном улусе, Валерия – химик-технолог Удачнинского ГОКа АК «Алросса», Виктория – к.ф.н., старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований РС (Я), Валентина – главный экономист кооперативного  союза «Аартык», Үргэл – работает торговым менеджером после окончания Санкт-Петербургской лесотехнической академии, Мотя – старший преподаватель Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, Алена, Лидия, Варя – учителя, Ваня – финансист с высшим образованием. Более 10 внуков продолжают обучение в высших и еще около 10 — в средних профессиональных образовательных организациях. Младшие внуки и более 10 правнуков являются хорошистами и отличниками, учатся в школе.

Тем самым, обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что в самоопределении учащейся молодёжи, в самореализации и самовыражении основную роль определяет семейный очаг как крепкая опора, основательный оклад, надежный тыл и личный пример трудолюбия, человеколюбия, отношений в жизнедеятельности.

В большой семье Яковлевых дети росли во взаимоуважении друг другу и взаимопонимании между собой и другими людьми. Сам процесс и уклад жизни семьи обязывает каждого члена семьи правильно и нравственно жить в коллективе, имея социально значимую цель, участвуя в общей совместной деятельности.

Поскольку у Татьяны  Васильевны и Дмитрия Дмитриевича методы воспитания в семье – это личный пример, совместная деятельность, беседы, поддержка, защита ребенка. Отец с сыновьями вместе охотились и рыбачили, мама большой компанией собирала дикорастущие ягоды и травы, а дома с малышами оставалась почтенная, всеми любимая бабушка, Акулина Тимофеевна. Такие традиции, дружба между родителями и детьми, как вспоминает Виталий Дмитриевич, строили отношения в семье на чувствах родства, любви и доверия, сплачивали детей и всю семью. В этом заключался смысл жизни семьи из поколения в поколение.  За особые заслуги в воспитании детей, большой вклад в общественную жизнь и личный пример в ведении здорового образа жизни в 2008 году  семья Татьяны Васильевны и Дмитрия Дмитриевича внесена в Книгу «Золотая семья Якутии», в 2009 году —  в Книгу Почета лучших семей республики Саха Якутия, а также в 2009 году Дмитрию Дмитриевичу присвоили Знак села Едейцы «Ытык аҕа» (Почтенный отец).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, Музей материнской славы Едейской общеобразовательной школы – это золотой запас,  уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственно-эсте­тические силы, неисчерпаемые душевные россыпи и энер­гия творческого ума. Обращение к истории – средство познания действительности. Проведённые музейные уро­ки призваны помочь школьникам пережить и ос­мыслить свершения прежних времён, использо­вать всё положительное, что было в прошлом в воспитании детей, чтобы они наследовали и приумножали мате­риальные и духовные ценности, созданные человечеством. Благодаря содержательной, образовательной информации Музея материнской славы,  посетители, а это школьники, студенты, учащаяся молодежь, а также приезжие гости имеют возможность знакомиться с секретами поистине народного воспитания в многодетных семьях, в дальнейшем умело использовать его, а также стремиться к тому, чтобы подрастающие поколения не только сохранили бесценный опыт старших, но и обога­тили его.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, социальное партнёрство, школьный музей.

Keywords: vocational guidance, self-determination, social partnership, school museum.

Библиографический список:

1. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т.1. — 460 с.

2. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии// Мин-во образование и науки РФ сост. В.И. Блинов, С.Н. Чистякова, З.К. Дулаева. М.: ФИРО. 2013.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — М.: ВАКО, 2006. – 288 с.

4. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Коллективная монография / под ред. С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. – Электрон. текст. дан. (1 файл 8,6 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. – 190 с. –

5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Пряжников Н.С., Умовская И.А. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя. — М.: Просвещение. — 2008. — 111 с.

К