8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Е.В. Титов, д-р пед. наук, профессор кафедры экологии и промышленной безопасности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, г. Москва

Е.О. Черкашин,  канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, г. Москва

Сфера экологии как среда социально-профессионального самоопределения подрастающего поколения включает социальный, природный, антропогенный и соматический компонент и воздействует на учащихся опосредованно и непосредственно.

SPHERE OF ECOLOGY AS A FIELD FOR SOCIAL AND CAREER SELF-DETERMINATION OF YOUNG GENERATION

EV   Titov, Doctor of  Pedagogical Science, Professor of the Ecology and Industrial Safety Department Moscow State Technical University named after Bauman

EO  Cherkashin, Candidate of  Pedagogical Science, Senior Researcher Federal State Scientific Institution “Institute of the Content of Education and Teaching Methods” Russian Academy of Education, Russia

Sphere of ecology as a field for social and career self-determination of young generation includes social, natural, anthropogenic and somatic components and influences students’ minds directly and indirectly

Современная цивилизация характеризуется включенностью в общественные отношения, непосредственно или опосредованно связанные с Природой, практически всего населения Земли. Существенно возросла «экологическая цена» решений в различных областях профессиональной деятельности, что обусловлено усложнением и развитием общественных отношений, в совокупности составляющих сферу экологии (экологическую сферу общества).

Общественные отношения, призванные удовлетворять потребность граждан в экологическом благополучии и безопасности и составляющие сферу экологии, занимают в социальном становлении подрастающего поколения особое место. При этом всё более очевидной становится необходимость осознанной активности личности по выявлению и отстаиванию отчётливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жёстко нормативных решений, то есть в ситуациях самоопределения, что обуславливает социальную и личную значимость готовности подрастающего поколения к самоопределению в сфере экологии. Особенности развития психики в подростково-юношеском возрасте позволили рассматривать социально-профессиональное самоопределение в сфере экологии в качестве важного фактора социального становления старшего школьника, а время учёбы в старших классах считать наиболее результативным периодом для формирования такого качества личности старшеклассников, как готовность к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Действуя в сфере экологии, молодые люди осознанно и преднамеренно реализуют свой личностный выбор, выступая в качестве субъекта социального становления и обеспечивая формирование готовности к самоопределению.

Сфера экологии – сложное, многоаспектное явление, которое рассматривают как междисциплинарную область знаний, предметную область деятельности, область общественных отношений, совокупность статусов и субъектных позиций, среду социального становления. Правомерность такого подхода подтверждается работами философов (В.Р. Бгангба-Церера, Н.М. Мамедова, А.Д. Урсул), педагогов (А.Н. Захлебного, С.Н. Глазачева, Б.Т. Лихачёва, И.Т. Суравегиной), психологов (А.А. Алдашевой, С.Д. Дерябо, В.И. Медведева, В.И. Панова, В.А. Ясвина), экологов (Н.Ф. Реймерса, В.А.Ситарова, В.В. Пустовойтова) социологов (И.А. Сосуновой), правоведов (С.А. Боголюбова, Ю.Е. Винокурова, Н.В. Кузнецовой).

Как область знаний, сфера экологии является не простой совокупностью добытых и усвоенных знаний, а системой, которая развивается в междисциплинарном аспекте. При этом экологические знания являются средством преобразовательной деятельности, направленной на саморазвитие, самоидентификацию, личностный рост и социальное становление подрастающего поколения.

Как предметная область деятельности, сфера экологии направлена на познание и преобразование свойств живых систем и среды их обитания, антропогенного воздействия на них, личностных и общественных отношений, связанных с познанием и преобразованием природы. При этом сфера экологии интегрируется с политической, экономической, производственной, культурной, правовой и другими сферами социальной практики.

Как область общественных отношений, сфера экологии представляется в виде совокупности социальных позиций (статусов), связанных посредством системы прав и обязанностей. А понятие «позиция» является опорным для определения содержания понятия «самоопределение в сфере экологии»

Являясь средой социально-профессионального самоопределения и социального становления, сфера экологии обеспечивает подрастающему поколению формирование и отстаивание собственной позиции при выборе профессии и разрешении жизненных и профессиональных ситуаций экологического содержания.

Как среда самоопределения и социального становления, в которой старшеклассники вырабатывают и реализуют свои позиции, сфера экологии является многокомпонентным образованием, воздействующим на личность совокупностью различных факторов.

С учётом представлений Т.А. Акимовой, Е.А. Климова, В.И. Панова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Хаскина и В.А. Ясвина была разработана четырёхкомпонентная модель сферы экологии как среды самоопределения и социального становления. Согласно данной модели, сфера экологии, как среда социально-профессионального самоопределения подрастающего поколения, включает социальный, природный, антропогенный и соматический компонент. 

Социальный компонент влияет на формирование личности старшеклассников посредством восприятия ими социальных норм и ролей как непосредственно – в ходе аудиовизуального контакта, наблюдения, общения и совместной деятельности (источник – окружающие люди, их образ жизни, поведение, взаимоотношения, деятельность, опыт), так и опосредованно – через вербальные и знаковые модели. Источником информации для старшеклассника являются окружающие его люди (родственники, друзья, знакомые и др.), издания средств массовой информации, нормативно-правовые и учебные издания, произведения искусства и природные объекты, изменённые с целью передачи культурных ценностей.

Природный компонент влияет на готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии как непосредственно – через зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения школьников в ходе аудиовизуального контакта и наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы, так и опосредованно – через модели объектов и явлений живой и неживой природы (рисунки, фотографии, видеофильмы и др.). Источником информации являются объекты и явления живой и неживой природы.

Антропогенный компонент влияет на готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии как непосредственно – через зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения в ходе аудиовизуального контакта и наблюдений за объектами и явлениями природы в условиях антропогенного воздействия, так и опосредованно – через демонстрационные, имитационные и исследовательские модели (вербальные, знаковые, натурные и др.) антропогенных и изменённых человеком природных объектов и явлений. Данный компонент оказывает воздействие на формирование личности школьников в ходе деятельности, обеспечивающий удовлетворение экзистенциальных, физиологических и социально-экономических потребностей. Источником информации выступают антропогенные и изменённые человеком природные объекты и явления.

Соматический компонент влияет на готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии как непосредственно – через кинестетические и интроцептивные ощущения, так и опосредованно – через модели (кардиограммы, рентгенограммы, анамнезы и др.), полученные в ходе медико-биологических исследований физиолого-биохимического состояния организма старшеклассников. Источником информации выступает собственное тело старшеклассника и его состояния.

Перечисленные компоненты сферы экологии как среды профессионального самоопределения и социального становления старшеклассников, оказывают на них неодинаковое и неоднозначное влияние, которое определяется социальной ролью, задаваемой содержанием конкретной ситуации, и наличной позицией.

Как мы полагаем, значимость компонентов сферы экологии в аспекте формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии определяется наличной субъектной позицией, которая может быть пассивной и активной.

Сфера экологии, как среда социального становления и самоопределения, выступает для старшеклассника в качестве комплекса условий деятельности экологической направленности, в которую он включается или нет. В этом аспекте сфера экологии может быть рассмотрена в качестве комплекса различных отношений социального, природного, антропогенного и соматического характера, воспринимаемых им непосредственно и опосредованно. Действуя в сфере экологии и осуществляя свой личностный выбор осознанно и преднамеренно, старшеклассники, как субъекты деятельности, включаются в ситуации самоопределения, которые по содержанию являются проблемными.

Если позиция учащихся как субъектов социально-профессионального самоопределения характеризуется как пассивная, то она формируется и проявляется преимущественно под влиянием соматического компонента сферы экологии, который воздействует на старшеклассника через восприятие им собственных ощущений, отражающих состояние собственного организма.

Вторым по значимости компонентом сферы экологии, влияющим на старшеклассника как субъекта социально-профессионального самоопределения, характеризующегося пассивной позицией в сфере экологии, является социальная составляющая. Находясь под влиянием ближайшего значимого социального окружения (родственников, друзей, знакомых и др.), характеризующийся пассивной позицией старшеклассник неосознанно воспринимает поведение ближайшего окружения в качестве модели для выстраивания собственных взаимоотношений, деятельности и образа жизни.

Третьим по значимости компонентом сферы экологии, влияющим на старшеклассника как субъекта социально-профессионального самоопределения, личность которого характеризуется пассивной позицией в сфере экологии, выступают антропогенные факторы. В повседневной жизни школьников окружают созданные людьми объекты (здания, сооружения, транспортные средства, предметы быта и т.д.) и изменённые людьми природные объекты и явления (зелёные насаждения, одомашненные животные и растения, синантропы и т.д.). Старшеклассники имеют возможность непосредственно наблюдать за влиянием людей на климат, почву, растительный и животный мир. Зачастую школьники сами принимают участие в преобразовании живой и неживой природы, далеко не отдавая в этом отчёта.

И, наконец, наименьшее по значимости влияние на готовность старшеклассника к социально-профессиональному самоопределению, отличающегося пассивной позицией в сфере экологии, оказывает природный компонент, что определяется городским образом жизни, характеризующимся оторванностью от природы. При этом мы, разумеется, не принимаем в расчет стихийные бедствия и катастрофы природного происхождения, которые, безусловно, могут оказать сильное воздействие на готовность старших школьников к социально-профессиональному самоопределению  в сфере экологии.

Особенность влияния на учащихся как субъектов социально-профессионального самоопределения, который характеризуется пассивной позицией, двух последних (экологических) из перечисленных компонентов сферы экологии, заключается в затруднении восприятия старшеклассником этого влияния, что объясняется отсутствием у школьника достаточных экологических знаний и причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и собственным здоровьем.

Если позиция старшеклассника как субъекта социально-профессионального самоопределения в сфере экологии характеризуется как активная, то для её развития и реализации приоритетное значение начинают играть экологические (природный и антропогенный) компоненты сферы экологии как среды социально-профессионального самоопределения, а действие социального компонента воспринимается как второстепенное, которому отводится подчинённое положение. Причем молодой человек, характеризующийся активной позицией в сфере экологии, воспринимает соматический компонент как составную часть природного компонента сферы экологии, воспринимая значение и состояние этих двух компонентов взаимосвязано. 

Таким образом, общественные отношения, призванные удовлетворять потребность граждан в экологической безопасности, занимают особое место в социально-профессиональном самоопределении подрастающего поколения. При этом самоопределение можно рассматривать как процесс, в котором старшеклассники направляют свою активность на усвоение культурных норм и освоение социальных ролей в экономической, профессиональной, политической и др. сферах общества, принимая ответственность за формирование и реализацию собственной позиции в сфере экологии в жизненных и профессиональных ситуациях.

Ключевые слова: сфера экологии, социально-профессиональное самоопределение, социальный, антропогенный, соматический и природный компоненты.

Keywords: sphere of ecology, social and career self-determination, social, anthropogenic, somatic and natural components.

К