8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

В данном номере журнала мы начинаем публикацию наиболее часто употребляемых терминов и их содержание в области профессиональной ориентации с целью ознакомления практических работников, занимающихся профориентационной тематикой в системе образования, а также для обеспечения системного представления этой сложной государственной проблемы.

Профессиональная ориентация — равноправное взаимодействие личности

и общественных структур в процессе профессионального самоопределения; комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями личности и с учетом потребности в кадрах на рынке труда.

Профессиональное самоопределение — процесс и результат формирования

у индивида готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательного и профессионального маршрута, обнаруживать внутренние и внешние проблемы, пользоваться ресурсами помощи и защиты в обнаружении и преодолении «пределов» (ограничителей свободы выбора).

Психолого-педагогическая поддержка — совместная деятельность педагога

(или педагога-психолога) и ребёнка, направленная на определение интересов ребёнка, целей, возможностей и средств преодоления проблем, мешающих самостоятельно достичь желаемых результатов. Представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь обучающимся в независимом индивидуальном выборе в рамках нравственного, социального, гражданского, личностного и профессионального самоопределения, а также в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности, которая направлена на компенсацию дефицита и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития индивида при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, связанных с проектированием будущего образовательного и профессионального маршрута.

Профориентационно значимая компетентность — готовность обучающегося: прогнозировать и планировать профориентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и интерпретировать содержание образования в контексте построения будущего образовательного и профессионального маршрута.

Профессиональная проба — завершённый технологический цикл учебно-трудовой и познавательной деятельности обучающихся, выполняемый в условиях максимально приближенных к реальным производственным условиям; средство развития интереса и способности обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки сознательности и обоснованного выбора профессии.

Мониторинг (в контексте данной исследовательской работы — в области педагогического процесса, направленного на профессиональное самоопределение обучающихся и их профессиональную ориентацию) — наблюдение за процессом реализации модели в динамике в целях выявления его соответствия желаемому результату.

Оцениваемые параметры мониторинга — отдельные значимые стороны, компоненты, аспекты, характеристики новой модели профориентационной работы с обучающимися, являющиеся основой для установления индикаторов.

Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика состояния профориентационно значимых элементов образовательного процесса и процесса взаимодействия учреждений общего и профессионального образования с профессионально-производственной средой, а также другими субъектами профориентационной работы.

Социальное партнёрство (в профессиональной ориентации) — взаимодействие всех сторон (образовательных организаций, профессиональных сообществ, рынка труда, государственных и местных органов власти), заинтересованных в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения обучащихся.

Ресурсное обеспечение профессиональной ориентации включает научно-методическую, информационную, материально-техническую, организационно-управленческую, нормативно-правовую, финансово-экономическую и кадровую поддержку на всех этапах профориентационной деятельности.

Научно-методическое обеспечение профориентации предполагает разработку учебных программ дисциплин и курсов по выбору обучающихся с профориентационной направленностью, современных учебных пособий, различных методических и дидактических изданий, электронных учебно-методических комплектов, наглядных, диагностических и справочных материалов, книг для родителей и др. Централизованное комплексное снабжение библиотек образовательных организаций, учреждений, центров и кабинетов профориентации современной специализированной литературой даст возможность построить работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения молодёжи на принципиально новой основе.

Информационное обеспечение предполагает создание республиканского информационно-образовательного портала по профориентации, в котором концентрированно представлен материал с профориентационной направленностью, адресованный обучающимся в образовательных организациях общего и высшего профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), родителям, различным категориям педагогических работников. Регулярно обновляемые материалы такого портала могли бы рассказывать о проводимых профориентационных мероприятиях (в рамках республиканских или районных месячников профориентации), приводить сведения о потребностях в кадрах, текущем состоянии и перспективах социально-экономического развития (как на уровне республики, федерального округа, так и на уровне всей страны), размещать профессиограммы профессий различного профиля, данные о медицинских противопоказаниях, образовательных организациях, их программах и правилах поступления в них, организациях, учреждениях, бизнес-структурах и возможностях построения профессиональной карьеры в них, технологиях поиска работы, размещать советы и рекомендации по профессиональному самоопределению, поиску работы и трудоустройству, технологиям эффективного поведения на рынке труда и др.

Организационно-управленческое обеспечение предусматривает создание сетевого взаимодействия образовательных организаций по линии «школа-колледж (техникум)» или «школа-колледж-вуз» территориальных ресурсных центров и кабинетов профориентации в городах и районах, клубов по профессиональным интересам, проведение летних и зимних школ и летних лагерей с профориентационной направленностью, конкурсов с профориентационно значимой тематикой, профессиональных праздников и олимпиад.

Финансово-экономическое обеспечение предполагает разработку и реализацию Республиканской целевой программы «Профориентация» с отдельным финансированием на создание и оснащение объектов для оказания профориентационных услуг различным группам населения, выделение средств для организации профориентационной деятельности как образовательными организациями общего среднего и высшего профессионального образования, так другими структурами, занимающимися разработкой  профориентационной программы (учреждения дополнительного образования, центры (службы) занятости и т.д.).

Кадровое обеспечение направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, психологов, специалистов по управлению профориентацией, социальных педагогов, тьюторов и других работников. Для повышения качества профориентационной работы, проводимой на местах, требуется в образовательных организациях дополнительно вводить должности профориентаторов (профориентологов), профконсультантов или закреплять функции ответственного по вопросам профориентации за администратором или опытным педагогом.

Межведомственная комиссия — коллегиальный совещательный орган, целью которого является создание комплекса условий для модернизации системы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодёжи, обеспечение её функционирования и совершенствования в целях удовлетворения социального заказа и содействия решению различного рода социальных и экономических проблем.

Основными функциями Комиссии в логике конструирования эффективной системы управления профессиональной ориентацией относятся планирование, организация, координация, мониторинг.

Управление — процесс, осуществляемый по определённой программе, предусматривающий достижение заданной цели. Включает подготовку и принятие системных решений относительно различных аспектов процесса профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодёжи, организацию практического внедрения принятых решений, оперативное регулирование, контроль за реализацией профориентационной программы на различных уровнях, учёт, подведение результатов, обработку и анализ управленческой информации, подбор, обучение профориентаторов.

Планирование — установление целей управленческого воздействия, определение этапов его реализации, исполнителей и необходимых ресурсов.

Координация — согласование действий, установление целесообразных отношений между различными субъектами профориентационной деятельности, определение направлений изменения системы, их коррекция, активизация воздействий органов управления на формирование профессионального самоопределения школьников.

К