8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

С.Д. Солдатова, ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия), г.Якутск

e-mail: soldsvet@mail.ru

В статье освещена деятельность по организации научно-методического обеспечения, которая по своей форме, научной структуре является инновационной площадкой по работе с одарёнными детьми.

The Commonwealth of Academies of the Republic of Sakha (Yakutia)

S.D. Soldatova, leading researcher of The Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)

The article highlights the activities of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia) on the organization of scientific and methodological support of the Small Academy of Sciences of the RS (Y), which in its form and  scientific structure is an innovative platform for working with gifted children.

В Республике Саха (Якутия) успешно претворяется в жизнь Концепция по развитию системы работы с одарёнными детьми, которая разработана в целях обеспечения реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённой Президентом РФ 3 апреля 2012 г., ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании», принятый постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 23.05.1995 З№60-I статья 5, п.5 гарантирует: Республика Саха (Якутия) оказывает содействие одарённым и проявившим выдающиеся способности гражданам в получении ими образования повышенного уровня.

В республике  работа с одарёнными детьми началась с зарождением физико-математического движения в 60-х годах прошлого века. Открытие физико-математических классов и их развитие  связано с именем  Народного учителя СССР Алексеева Михаила Андреевича. Основная цель организации работы с одарёнными детьми: развитие интереса к интеллектуальной деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности творчески мыслить, а также укрепить в них уверенность в своих силах.

Но существует несколько проблем в работе с одарёнными детьми, одна из них – осуществление перехода от диагностики отбора (по уровню достижения) к диагностике прогноза и проектирования развития одарённых детей. В системе работы с одарёнными детьми, прежде всего, необходимо грамотное выявление и отбор одарённых детей, которое проходит через предметные олимпиады всех уровней, научно-практические конференции, выставки, конкурсы. Система поиска и развития одарённых детей представлена в республике специализированными школами для детей, проявивших выдающиеся способности: Республиканское хореографическое училище имени А. и Н. Посельских, Высшая школа музыки, художественные и музыкальные колледжи и общеобразовательные организации (16 лицеев и 25 гимназий).

Следующий этап работы — это создание благоприятных условий для  интеллектуального развития  в образовательном процессе и в свободной деятельности одарённых детей. В 1999 году по инициативе первого Президента республики М.Е. Николаева при Министерстве образования республики был создан физико-математический форум «Ленский край», который стал координатором системы работы  с одарёнными детьми по всем направлениям образовательной деятельности.  Создан национальный фонд возрождения “Барҕарыы”.

Исторически важным событием для системы образования стал указ Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова от 29 апреля 2015 года №470 “О Малой Академии наук Республики Саха (Якутия)”, которая была создана на базе физико-математического форума «Ленский край». В указе чётко определена цель Малой Академии: реализация системы выявления и развития молодых талантов, поддержка научного и технического творчества школьников, стимулирование массового участия молодёжи в научно-исследовательской и инновационной деятельности. Реализация поставленной цели будет способствовать созданию особых возможностей для развития детей и молодёжи Якутии, станет инновационной площадкой для внедрения образовательных моделей и технологий будущего.

       В сопровождении Указа главы вышло постановление Правительства РС (Я) от 15 января 2016 года №5 “О стипендиях и грантах Малой Академии наук Республики Саха (Якутия)”, которое утвердило Положение об установлении ежемесячной стипендии для 100 действительных членов в размере  по 3000 рублей, для 100 членов-корреспондентов — по 2000 рублей.

Пункт 2 данного Указа  обязывает Академию наук Р С (Я) обеспечить научно-методическое руководство Малой Академией наук РС (Я) и в связи с этим в  феврале 2016 года был заключён  Договор о сотрудничестве Академии наук РС(Я) и  Малой Академии наук Республики Саха (Якутия. Нужно отметить, что Академия наук РС(Я) имеет солидный опыт работы со школами: это проведение дней науки, руководство научно-исследовательской работой школьников, работа круглогодичного Лектория академиков, меценатская и попечительская деятельность академиков со школами и т.д. Сотрудники научно-исследовательских институтов и Северо-Восточного федерального университета ведут руководство научными исследованиями школьников, организуют консультирование, рецензирование научных работ, но все эти работы имели в большинстве случаев эпизодический характер.

В целях  привлечения научной общественности республики на выполнение данного указа при Объединённых учёных советах (их в Академии наук РС (Я) 4) были созданы научные секции. Разработано и утверждено Положение о  научной секции, где приведены структура и состав во главе с академиком, куда входят доктора наук, кандидаты, аспиранты по данному научному направлению, рекомендации на проводимую работу .

Создан научно-методический совет во главе с Главным учёным секретарём Академии наук РС (Я) Ю.М. Григорьевым для утверждения всех нормативных документов по работе с МАН,  новых методических пособий и рекомендаций, программ научных исследований летних школьных экспедиций и т.д. Министр образования  РС (Я) В.А. Егоров писал: “Наука сегодня и завтра будет всё больше требовать от учёных не только узкоспециализированных знаний в их области науки, но и способность работать с другими исследователями, специализирующимися в других сферах научного знания” [2]. Поддерживая данную мысль, научно образовательный центр Академии наук РС (Я) проводит для слушателей Малой академии наук занятия «Научная школа академика». В 2017 году проведены два занятия: доктора технических наук, академика В.В. Лепова и доктора исторических наук, академика А.И. Гоголева. Президент Академии наук РС (Я) доктор г-м.наук, профессор И.И. Колодезников  считает, что впервые в Российской Федерации заложена новая научная структура совершенно иного уровня, чем это было ранее. Действительно, малых академий наук много, но в Якутии создана совершенно другая, со своими действительными членами, членами-корреспондентами.

В целях повышения качества проводимых мероприятий, во избежание их дублирования, в  мае 2017 года был подписан план совместной работы ГАУ ДО РС (Я) “Малая академия наук Республики Саха (Якутия)”, ГБУ “Академия наук Республики Саха (Якутия)”, ФБГУН “Якутский научный центр СО РАН”. Одно из главных направлений Академии наук РС (Я) – организация научного руководства летними  экспедициями школьников, перед  которыми ставится задача: расширение и углубление знаний детей по экологии и биологии, повышение качества экологического образования, активизация исследовательской деятельности, вовлечение детей в деятельность по исследованию и улучшению состояния окружающей среды, раскрытие творческого потенциала детей, воспитание доброго и бережного отношения к природе.

В июле 2016 года начаты комплексные экологические исследования верхнего течения р. Татта на базе эколого-биологического лагеря “Үнүгэс” Ытык-Кюёльской СОШ №1.Участники экспедиции вместе со специалистами изучили почвенно-растительный покров и гидрохимическое состояние воды.

    Сотрудники отдела экологии северных городов Академии наук РС (Я) под руководством академика, д.б.н. Д.Д. Саввинова провели почвенные разрезы в долине р. Татта. Изучен их почвенный профиль и взяты пробы для анализа, подверглись наблюдению суточный ход изменения температуры воздуха и почвы на двух опорных площадках. Исследовательская работа участницы экспедиции Аделии Неустроевой «Динамика гидрохимического анализа воды верхнего течения малой реки Татта» заняла призовое место на республиканском этапе НПК «Шаг в будущее». По итогам работы данной экспедиции из семи докладов, представленных на зональный этап конференции “Шаг в будущее”, шесть докладов рекомендованы на республиканский этап.

Школьные научно-исследовательские экспедиции работали в 2016 году в Верхоянском районе “Верхоянье – полюс холода”, которыми руководил главный учёный секретарь Академии наук, докторфизико-математических наук Ю.М.Григорьев, где также работали сотрудники Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова и Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера СО РАН в п. Батагай, где провели эксперименты и обработку данных по радиоционному фону, по геоэлектрическому разрезу.По итогам работы экспедиции дети подготовили научные доклады.

Для обучающихся были прочитаны лекции на тему экспедиции: “Обзор научной литературы”, “Как сделать презентации”, “Основы термографии”, ”Метод SWOT   анализа, технология Canvas». Проведены эксперименты тепловизионного обследования различных зданий посёлка, Hackathon для участников лагеря, индивидуальные консультации для учителей, школьников по организации научно-исследовательской работы в полевых условиях и т.д.

С 2012 года при научно-исследовательском центре работает  «Научная школа по палеонтологии доктора биологических наук Г.Г. Боескорова».  Г.Г. Бескоров, д.б.н., принял участие в республиканской экспедиции школьников МАН-Школа НИР “Экспедиция школьников по долине Эркээни” в Хангаласском улусе в местности Еланка и по долине Эркээни с целью ознакомления с методами научного исследования по палеонтологии, геологии и экологии, реконструкцией его роли в историческом процессе планеты Земля (июль 2016 г.). Младший научный сотрудник отдела изучения мамонтовой фауны АН РС (Я) А.И. Климовский провёл семинар для членов кружка естественных наук по методике сбора, обработки и анализа данных мамонтовой фауны в п. Белая Гора Абыйского района. Руководитель кружка — учитель географии А.Д. Слепцова. 

Также в Белогорской гимназии им. Н.И. Ефимова А.И. Климовский организовал практическое занятие по определению костных останков, хранящихся в гимназии, составлен реестр материалов. Научно-исследовательская работа “Древние росомахи Абыйского улуса” ученицы Белогорской гимназии Арианы Никулиной, выполненная под научным руководством А.И. Климовского, заняла призовое место на НПК “Шаг в будущее”.

В рамках соглашения о сотрудничестве с МАН 15-16 декабря 2016 года проведено совместное мероприятие – V республиканская научно-практическая конференция для школьников «Научная палеонтологическая школа доктора биологических наук,                                                         заслуженного деятеля науки РС (Я) Боескорова Г.Г.».

C актовыми лекциями о современных находках и методах исследования данного научного направления выступили д.б.н. Г.Г. Боескоров, сотрудники отдела изучения мамонтовой фауны АН РС (Я) к.б.н. В.В. Плотников, мл. н.с. С.Д. Колесов.

1 место заняла Любовь Третьякова, ученица Алазейской СОШ Среднеколымского района — «Моя находка – шаг к познанию мамонтовой фауны на территории бассейна р. Алазея», 2 место – Спартак Пермяков, ученик Ойской СОШ Хангаласского района — «Находки ископаемых костей мамонтовой фауны на средней Лене», 3 место – Сахаайа Ермекеева, ученица Налимской СОШ Среднеколымского района — «Карта расположения мамонтовой фауны на территории с. Налимск Среднеколымского района». Отсюда видно, что география участников конференции расширяется, тематика исследований становится более актуальной.

Серьёзный опыт работы по организации научно-исследовательской работы школьников накоплен у Института биологических проблем криолитозоны СО РАН под руководством чл.-корр. РАН, д.б.н., академика АН РС (Я) Н.Г. Соломонова в Хангаласском улусе, где при Синской сош с ноября 2012 года работает Летняя школа научного уклона. Опыт работы педагогического коллектива по сотрудничеству с научным Институтом по организации исследовательской работы обучающихся был обобщён и распространён Научно-образовательным центром АН РС (Я).

В комплексной экспедиции участвуют кафедры естественных наук, экологии, исторических наук, дополнительного образования с целью изучения уникального ландшафта Ленских и Синских столбов, наскальных рисунков, исследования стоянок древних людей, сохранение  культуры и традиций приленских ямщиков, изучение истории родного края. Привлечение обучающихся к комплексному исследованию по изучению родной природы играет положительную роль в эстетическом, патриотическом воспитании, привлекает к процессу познания окружающего мира и бережного отношения к нему. Поисковые работы школьников под научным руководством ученых Института биологических проблем криолитозоны СО РАН прививают навыки первичной обработки научного материала, его анализа и обобщения.

Научно-образовательный центр принял участие в проведении регионального семинар–практикума «Организация исследовательской деятельности школьников по изучению гидроэкологии малой реки Татта»  в Ытык-Кюёльской СОШ №1 имени А.И. Софронова – Алампа Таттинского улуса – 16 марта 2016 года. На семинаре академик АН РС (Я) Д.Д. Саввинов выступил по проблеме организации исследовательской деятельности школьников. По итогам семинар-практикума была принята резолюция по привлечению обучающихся к изучению водной экосистемы малой реки Татта  с участием Академии наук РС (Я), работников инспекции охраны природы, работников станции юных натуралистов на базе Ытык-Кюельской  СОШ №1 имени А.И. Софронова в условиях летней передвижной  палаточной экспедиции.

По проекту Научно-образовательного центра АН РС (Я) 9-11 февраля 2016 года проведён республиканский семинар на тему: «Организация исследовательской деятельности школьников» для заместителей директоров по научно-методической работе, заведующих методическими отделами муниципальных управлений образованием, педагогов-организаторов научно-исследовательской деятельности школьников в условиях выполнения новых требований ФГОС. В проекте приняли участие 103 педагога из 19 улусов республики, вручены удостоверения   повышения квалификации (Лицензия №199 от 15.12.2010 г.). Перед участниками семинара выступили доктора наук, академики, которые имеют опыт работы с обучающимися по научно-социальной программе «Шаг в будущее». Во время работы семинара организовано распространение опыта по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.

В 2017 году, 21-22 февраля, проведён республиканский семинар «Экологическое образование: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации требований ФГОСТ». Приняли участие учителя географии, биологии, специалисты дополнительного образования. С лекциями выступили ведущие ученые-экологи республики, специалисты Министерства охраны природы РС (Я).

Таким образом, можно заключить, что Академия наук Республики Саха (Якутия) поддерживает политику Концепции по развитию системы работы с одарёнными детьми, считая, что приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности даёт возможность детям совершенствовать свою коммуникативную компетентность, способствует осознанию целостной картины мира на основе интегрированных знаний, поддерживает интерес к достижениям человечества, формирует умение и потребность к самообразованию и самосовершенствованию.

Ключевые слова: Малая академия наук, одарённые дети, научные исследования, научные секции, научно-методический совет.

Keywords: small academy of sciences, gifted children, scientific studies, scientific sections, scientific and methodological council.

Библиографический  список:

1. Бабаев Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости / под ред. В.И. Панова.М.,1997.

2. Вестник Малой академии наук Республики Саха (Якутия).г. Якутск,”ИРО и ПК им.С.Н. ДонскогоII»,2016, №2, С.5).    

3. Дейкина, А.Ю.Познавательный интерес:сущность и проблемы  изучения/А.Ю.Дейкина.-М.:Просвещение,2002.

4. Законы Республики Саха (Якутия) в сфере образования и воспитания (1994-2006) С. 19, Якутск, ООО «Офсет», 2006 г.

5. Обухов А.С. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя // Первое сентября. — 2008. №11 (1492). 10 июня.

7. Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы. М, — 2001.

  

К