8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Е.А. Диденко, к.т.н., доцент, проректор по дополнительному образованию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

e- mail: Deadidenko@fa.ru

В статье рассматриваются проблемы непрерывного образования и важнейшая его составляющая – система дополнительного образования взрослых, вскрываются причины недостаточной её эффективности в современной практике образования, предлагаются новые подходы автора к повышению качества ДПО.

     Ключевые слова: национальная система непрерывного образования взрослых, учебные планы и программы ДПО, подготовка кадров, образовательные стандарты, работодатели, трудовая активность населения. 

      Создание национальных систем непрерывного образования взрослых признано важнейшей целью мирового развития образования. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 19-я Сессия которой проходила в Найроби с 26 октября по 30 ноября 1976 г., приняла Рекомендации о развитии образования взрослых. В дальнейшем основные положения о развитии системы непрерывного образования взрослых были сформулированы: в Декларации европейских министров профессионального образования и обучения (ПОО) и Европейской комиссии о расширении европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения, принятой в Копенгагене 29 и 30 ноября 2002 г.; Коммюнике о будущих приоритетах расширения сотрудничества в области профессионального образования и обучения 14 декабря 2004 г., Маастрихт;  Хельсинкском коммюнике по расширению европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения 5 декабря 2006 г.; Коммюнике об укреплении сотрудничества в области профессионального образования и обучения 26 ноября 2008 г., Бордо; Коммюнике о расширении европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения на период 2011-2020 гг. 10 декабря 2010 г., Брюгге.

      Признавая необходимость развития системы образования взрослых в целом, следует отметить особую важность для Российской Федерации создания и развития системы непрерывного профессионального образования, как подсистемы, обеспечивающий трудовую активность населения.

      В настоящее время программы профессионального образования разделены на основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы. Основные профессиональные образовательные программы достаточно подробно определены федеральными государственными образовательными стандартами. Организация и осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам регулируются законодательными актами и нормативными правовыми документами. Образовательная деятельность по основным профессиональным образовательным программам лицензируется и аккредитуется. Контроль и надзор за осуществлением образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам осуществляется достаточно эффективно.

      Совсем иная картина сложилась в области дополнительного профессионального образования. На законодательном и нормативном правовом уровне образовательная деятельность в области ДПО определена, в общем, без конкретных требований. Отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты и государственные требования к дополнительным профессиональным программам (ДПП). ДПП не лицензируются, и образовательная деятельность в сфере ДПО не подлежит государственной аккредитации. Нет установленной государственной формы документов о квалификации, выдаваемых слушателям, прошедшим обучение по ДПП. Документы о квалификации разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Отсутствует единая информационная система, учитывающая выдачу документов о квалификации в системе ДПО.

         Любой перечень тем и вопросов, оформленный по уставленным правилам для учебных планов и программ, может быть заявлен как программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки. Полезно ли такое бесконечное разнообразие для профессионального развития работников? Можно с уверенностью утверждать, что данное состояние дел в области ДПО не полезно и даже вредно.

          С сожалением, следует отметить, что в современной истории России, с 1991 года по настоящее время, не было принято ни одного постановления Правительства РФ по вопросам развития дополнительного профессионального образования. На проект Федерального закона «О дополнительном образовании», принятый в 2000 году Государственной Думой и Советом Федерации, было наложено вето Президента РФ.

          При этом можно отметить, что в течение того же периода, начиная с 2000 года, работодатели, а вслед за ними, и руководители государства, все чаще говорят о несоответствии компетенций выпускников вузов и СПО современным требованиям.  Словно не замечают, что отсутствие разрушенных в начале 90-х годов отраслевых систем повышения квалификации и является, в конечном итоге, причиной неудовлетворительного профессионального уровня подготовки кадров. Самым ярким примером отсутствия профессиональных кадров являются десятки неудачных запусков космических аппаратов, которые привели к убыткам, исчисляемым сотнями миллиардов рублей. Нет понимания очевидного явления в области профессионального образования: система высшего образования и система СПО никогда не обеспечат работодателей готовыми на 100% (почему выделено красным???) к профессиональной работе кадрами. Надежда на внедрение профессиональных стандартов и создаваемую в связи с профстандартами инфраструктуру не оправдается, все эти дорогостоящие нововведения не заменят отсутствие должным образом организованной работы в области ДПО.

          Что предлагается изменить в области организации и осуществления образовательной деятельности в области ДПО?

           Самое важное. Профессиональное образование после получения диплома о высшем образовании или диплома СПО должно стать не дополнительным, а продолженным, то есть для каждой основной профессиональной образовательной программы образовательными организациями, совместно с ведущими региональными работодателями, должны быть разработаны, как минимум, две программы повышения квалификации разной сложности и одна программа профессиональной переподготовки. Это создаст основу профессионального развития кадров с учетом региональных особенностей.

          Таким образом, профессиональное образование не заканчивается получением диплома, а только начинается и продолжается в течение всей жизни.

         Переход к непрерывному профессиональному образованию на законодательном уровне представляется достаточно простым. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установил, что каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу в соответствии с ФГОС. Достаточно ввести дополнительное положение, согласно которому, кроме основной образовательной профессиональной программы образовательной организации, необходимо разработать две программы повышения квалификации и одну программу профессиональной переподготовки. При этом программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут модернизироваться образовательными организациями по мере необходимости.

       В результате каждый вуз по каждой специальности и направлению подготовки формирует для обучающихся и выпускников, с учётом региональных особенностей, траекторию профессионального развития, включающую основную профессиональную образовательную программу и программы продолженного профессионального образования в виде программ повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

      Переход от существующей системы профессионального образования к системе непрерывного профессионального образования может быть постепенным и регулироваться введением соответствующих аккредитационных показателей или показателей мониторинга вузов, учитывающих наличие и качество продолженных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

     Важно отметить, что данная реформа не потребует финансовых затрат от государства в отличие от всех ранее предложенных проектов.

К