8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

И.Г. Андреева, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов исследования РАО, г. Москва

e-mail: andreevaira1@yandex.ru

В рамках фундаментальных исследований Российской академии образования обозначен концептуальный подход социально-профессионального самоопределения учащейся молодёжи в аспекте ценностного отношения к здоровью, как направления в содержании образования, позволяющего реализовать процесс становления личности в соответствии с ФГОС.

HEALTH ISSUES IN THE CONTEXT OF THE YOUTH SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

I.G. Andreyeva, Doctor of Medicine, Leading Researcher, Education Development Strategy Institute of the Russian Academy of Education, Moscow

In terms of the fundamental research, the Russian Academy of Education emphasizes the conceptual approach to socio-professional self-determination of the youth in the aspect of their attitude to health that is viewed as a value. This trend in the content of education allows encouraging the process of personality development according to the Federal State Educa-tional Standards.

Формирование трудовых ресурсов возможно на основе социального и профессионального становления нового поколения специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности в условиях экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, научно-технологического кризисов, возрастания информационного потока и объёма востребованных знаний, увеличения скорости обращения информации, появления новых технологий. Какими быть трудовым ресурсам страны, во многом зависит от социально-профессионального самоопределения молодёжи, которое рассматривается не просто как выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а является своеобразным творческим процессом развития личности. Это сложный процесс становления индивидуальности, познания своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей. Формировать личность, её внутренние потребности в полноценной самореализации, её способность адаптироваться в условиях постоянно меняющегося социума, готовность и умение определяться в сфере профессиональной деятельности, находить нужные решения и грамотно их реализовывать — основная задача современной школы в условиях непрерывного образования [11]. 

Реализация ФГОС осуществляется в рамках государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе, обозначившей создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест на основе развития эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда, создания условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры [10]. Ориентация в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы не может быть успешной без здоровья как базовой ценности, обеспечивающей возможность полноценной трудовой и общественно-полезной деятельности.

Ценность здоровья является устойчивой мотивационной основой поведения личности в обществе. В контексте профессионального самоопределения вопросы здоровья находят своё отражение в рамках психолого-педагогического подхода (профессиональная пригодность, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, профессиограммы, профессиональные пробы). Однако здоровье, как устойчивая мотивационная основа поведения личности в обществе и элемент мировоззрения, в контексте социально-профессионального самоопределения не рассматривается. Не обозначена и взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья. А между тем, принятие новым поколением ценностей здоровья и здорового образа жизни позволит не только повысить потенциал трудовых ресурсов, обеспечить сохранение трудоспособности на всём протяжении профессиональной карьеры, но и отразится на основных показателях человеческого капитала — долголетии и качестве жизни. Значимость изучения данной проблемы определяется состоянием здоровья кадрового потенциала страны — молодёжи, которая определяет облик общества в будущем.  Формирование ценностного отношения молодёжи к здоровью, активной субъектной позиции оздоровительной направленности, основанной на осознании личностью непреходящей его ценности, — есть необходимое условие процесса социально-профессионального самоопределения в системе непрерывного образования.

Проблема состоит в том, что в процессе социально-профессионального самоопределения не формируется в должной мере ценностное отношение к личному (индивидуальному) и общественному здоровью, которое определяет не только профессиональную пригодность, профессиональный рост и успешность личности, но и трудовой потенциал страны. Индикатором состояния общества является здоровье молодёжи, ухудшение которого может привести к количественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества в целом. Приходится констатировать низкие показатели физического развития молодого поколения и высокую общую заболеваемость. По данным Росстата, 46% жителей России старше 15 лет имеют хронические заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти треть юношей по медицинским показаниям имеют противопоказания к службе в Вооруженных Силах.

Среди заболеваемости учащихся всех возрастов сохраняется рост хронических форм болезней системы кровообращения, крови и кроветворных органов, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и мочеполовой систем [8]. Отсутствие ценностного отношения к здоровью ведёт к пренебрежению факторами риска (гиподинамии, перееданию, психическому перенапряжению, курению и др.), которые провоцируют неинфекционные заболевания, приводящие к утрате трудоспособности, увеличению смертности в трудоспособном возрасте, что в конечном итоге отражается на состоянии трудовых ресурсов страны. По данным ЮНИСЭФ, отмечается рост первичной заболеваемости подростков 15-17 лет по отдельным нозоологическим формам (6751,8 случаев на 1000000 подростков): заболеваниям глаз, ожирению, травмам, заболеваниям мочеполовой системы, хромосомным нарушениям и порокам развития, психическим расстройствам, последствиям употребления алкоголя и ненаркотических веществ. Это свидетельствует о недостаточном уровне культуры здоровья и обусловливает необходимость решения данной проблемы на всех этапах непрерывного образования и, прежде всего, на этапе школьного образования в процессе социально-профессионального самоопределения.

Школьникам приходится делать выбор (профиля обучения, дальнейшего пути продолжения образования, будущей профессии), практически не учитывая особенности и потенциальные возможности здоровья как необходимого условия конкурентоспособности на рынке труда. Недостаточное понимание важности здоровья как условия успеха профессиональной деятельности, снижает конкурентоспособность — внутреннее напряжение и способность мобилизовать основные личностные ресурсы, которая может выступать как главный структурный компонент компетентности на ступени высшего профессионального образования.  Рассматривая конкурентоспособность через категорию «качества личности» [6], обозначим её составляющие: саморазвитие, самоопределение, самоактуализация, высокая мотивация достижения, адаптация к изменяющимся условиям, социализация, эмоциональная компетентность и рефлексия, поведенческая гибкость, толерантность, сотрудничество, целеустремленность и целеполагание, способность к принятию решений, активность, мобильность, настойчивость. Эти составляющие, отражающие определённую сторону понятия «конкурентоспособность», находятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к личностным результатам выпускника школы в русле Стандарта второго поколения.

Проведённые социологические опросы выпускников школы и учащихся вузов выявили слабую мотивацию к здоровью в контексте профессиональной деятельности. На вопрос «считаете ли вы, что направленность личности на здоровый образ жизни повышает её конкурентоспособность на рынке труда» только 56,5% молодёжи дали положительный ответ; 34,7% считают этот фактор не имеющим особенного значения, а 8,8% считают направленность личности на здоровый образ жизни и конкурентоспособность не взаимосвязанными [4]. При этом у большинства осознание важности здоровья является теоретическим, поскольку на практике действия по укреплению и сохранению своего здоровья не осуществляются. Причина заключается в отсутствии активного участия молодёжи в формировании ценностного отношения к здоровью на этапе школьного образования, следствие — низкая грамотность в вопросах здоровья, результат — высокий уровень хронической патологии, включая скрытый характер заболеваемости, распространённость состояний дезадаптации и функционального напряжения на отягощающем фоне саморазрушительного поведения — табакокурения, алкоголизации, наркотизации [3].

При организации педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения не учитываются вопросы здоровья с точки зрения социально-трудовых отношений, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, не акцентируется необходимость и важность здорового образа жизни для профессиональной деятельности с точки зрения её успешности.  Приведем пример: у лиц с ослабленным здоровьем больше шансов стать безработными, так как современному работодателю экономически выгоднее принимать здоровых сотрудников, исходя из того, что причиной невыхода на работу в 75% случаев является болезнь [6].

Сегодня нельзя не связывать состояние здоровья трудовых ресурсов с особенностями развития современного рынка труда, определяемого в своей долгосрочной перспективе рядом факторов: демографическими, внешнеполитическими (интеграционными), экономическими, социальными, миграционными, управленческими, образовательными. С учётом перечисленных факторов состояние здоровья является определяющим в выборе будущей профессии, успешности карьерного роста, уровне и качестве жизни, умении адаптироваться и выживать в современном мире. Так, демографические процессы, влияющие на долгосрочный устойчивый экономический рост российского общества и государства, позволяют констатировать будущее сокращение совокупного предложения на рынке труда более чем на 10% из-за снижения численности населения трудоспособного возраста с 2007 по 2020 гг. [7]. Несмотря на то, что сегодня, начиная с 2009 года, численность населения России стала увеличиваться за счёт сокращения естественной убыли, позитивная динамика всё ещё обеспечивается за счёт миграции; при этом следует помнить о сохраняющихся демографических рисках сокращения рождаемости в предстоящие годы и высоком уровне смертности лиц трудоспособного возраста (17-59 лет) от болезней, которые в условиях высокого уровня культуры здоровья можно было бы предотвратить (болезни органов пищеварения и дыхания, инфекционные и паразитарные болезни). Всё это влияет на экономические показатели, лишая производство квалифицированных кадров, снижая уровень человеческого капитала.

На фоне показателей естественного движения населения динамично развиваются миграционные процессы, также существенно влияющие на общую заболеваемость. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года расширяется использование миграционного ресурса, оказывающего существенное влияние на рынок труда, предполагается повышение уровня легальной занятости мигрантов с 20-26% в 2007 году до 70-80% в 2020 году, а также миграция трудовых ресурсов из перенаселённых регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы, привлечение к работе в России специалистов российского происхождения, проживающих за рубежом. Страны СНГ остаются главным миграционным партнёром России (Азербайджан, Армения, Республика Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина). Только с 2005 по 2009 годы в России количество мигрантов увеличилось в два раза (с 52700 тысяч до 100429 тысяч). При этом отмечается снижение уровня их образования. Основываясь на прямой зависимости состояния здоровья от уровня образования, можно прогнозировать рост заболеваемости и травматизма миграционных трудовых ресурсов как результат низкого уровня гигиенических знаний и профилактической деятельности [8]. Так, рост инфекционной заболеваемости (острые кишечные инфекции) и социальных болезней (туберкулез органов дыхания, педикулез) — наглядный пример отсутствия навыков гигиены как элемента культуры здоровья.

Особое место занимает вопрос здоровья выпускников, планирующих начать трудовую деятельность в условиях острой конкуренции на рынке труда сразу после 9-го (0,2%) и 11-го (3,8%) классов. Следует предположить, что  то отношение к здоровью, которое будет сформировано на этапе основного общего образования, станет основополагающим. Особенно это важно в связи с тем, что значительная часть социально-незащищённой молодёжи будет получать рабочие специальности по сокращённым программам в системе среднего профессионального образования, при отсутствии начального профессионального, которое в определённой степени служило социальным буфером. Ситуация осложняется также тем фактом, что более половины выпускников школ не имеют определённых профессиональных планов, обнаруживают тотальную неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь [5]. Результатом такой жизненной неопределённости становится появление «новых» профессиональных заболеваний, связанных с травмами, вызванными деформацией напряжения, а также ростом числа «невидимых» инвалидов, страдающих психическими заболеваниями и заболеваниями, проявляющимися хронической болью, что в целом ведёт к увеличению числа профессиональных заболеваний и инвалидизации трудовых ресурсов. В качестве справки обозначим масштаб проблемы: по данным ООН, количество людей с инвалидностью составляет около 10% населения Земли, при этом создание рабочих мест для инвалидов и их трудоустройство считаются экономически затратными, особенно в регионах с небольшой численностью населения и узким рынком труда. Компании, готовые трудоустраивать работников с ограниченными возможностями, сосредоточены, как правило, в крупных городах. В России 9,2% инвалидов от всего населения страны. Согласно статистическому прогнозу, их численность увеличивается примерно на 1 млн в год и уже к 2015 году может достичь 15 млн. В этой связи всё большее значение приобретает процесс формирования здоровой личности как субъекта будущей профессиональной деятельности.

Несомненно, что ведущая роль в становлении такой личности принадлежит школьному образованию, формирующему потенциал трудовых ресурсов через педагогическое сопровождение молодёжи в процессе профессионального самоопределения. Одной из важных задач педагогического сопровождения и поддержки школьников является создание системы нравственного доминирования здоровья: быть здоровым должно быть престижно, как престижно быть красивым и интеллектуально развитым, потому что духовное, физическое и психическое состояние организма — это условие, определяющее жизненный и профессиональный успех. Консолидирующим и решающим фактором, способным улучшить здоровье, независимо от ряда других факторов, является система образования как институт, способный изменить сознание и поведение современной молодёжи в отношении культуры здоровья.

Хорошо известно, что заболевания могут менять весь стиль жизни, жизненные установки, планы на будущее, нарушать жизненные цели и жизненную активность. В связи с этим формирование культуры здоровья в процессе социально-профессиональной деятельности является актуальной задачей школьного образования, решаемой на разных этапах обучения в условиях непрерывного образования. Школа, как один из важнейших социальных институтов, обладает потенциалом средств и способов, позволяющих учащимся самоопределяться в будущей профессиональной деятельности с учётом возможностей своего личного здоровья. Нельзя не учитывать, что формирование ценностного отношения к здоровью не происходит только при овладении знаниями, оно происходит в процессе воспитания, в процессе деятельности, в процессе овладения социальным опытом. Условием успешной социализации и самореализации является мотивация к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни [9]. К сожалению, сегодня только 8,2% учащихся планируют избрать профессию, полностью соответствующую здоровью [5]. Это свидетельствует о том, что на этапе социально-профессионального самоопределения не формируется  ценностное отношение к здоровью в контексте будущей профессиональной деятельности как условие профессионального успеха. Иллюстрацией являются данные исследований по самооценке здоровья учащихся, показывающие, что 83,6% школьников считают, что состояние здоровья не является препятствием для освоения и работы практически в любой профессии.

Формирование культуры здоровья учащихся возможно посредством классических форм и методов профессиональной ориентации (по С.Н. Чистяковой), т.е. в процессе ознакомления с миром профессий, проведения профессиональных проб, психофизиологической диагностики и др. Необходима также реализация потенциала естественнонаучных и гуманитарных предметов как системы знаний о здоровье (Андреева И.Г.) [2] в рамках Стандарта нового поколения. Ориентация на верный профессиональный выбор с учётом личного здоровья, профессиональной пригодности, гигиенических характеристик условий труда, профессиональной вредности и предъявляемых физиологических требований, обозначенных в профессиограммах, а также развитие умения добиваться положительных результатов в динамике состояния своего здоровья — есть необходимое условие готовности к социально-профессиональному самоопределению. Знания о здоровье, усвоенные на основе деятельности в процессе предметного обучения и умение реально оценивать свои задатки (физический и психический потенциал организма), должны стать важной составляющей процесса социально-профессионального самоопределения личности. В отличие от типа нервной системы, который генетически детерминирован и, в ряде случаев, создаёт стойкое препятствие к профессиональной деятельности, состояние здоровья личности, интерес и мотивация к определённой профессии, позволяют сознательно изменить физические показатели здоровья, добиться положительного результата, развивая индивидуальные особенности деятельности — задатки. Несомненно, что это требует базовых знаний и практических навыков в вопросах, касающихся индивидуального здоровья. К сожалению, приходится констатировать, что базовый уровень знаний о здоровье, представленный в предметном образовательном поле, остаётся мало востребованным учащимися. Сегодня возникла необходимость совершенствования в содержании образования научно разработанной системы педагогически адаптированных знаний о здоровье как основы культуры здоровья и необходимого условия процесса формирования социально-профессионального самоопределения учащихся. Учащиеся на этапе социально-профессионального самоопределения должны владеть естественнонаучными знаниями, уметь объяснять и применять их в конкретной жизненной ситуации, связывать информацию из различных источников и использовать её для обоснования правильного решения в вопросах здоровья в контексте профессиональной деятельности. Система знаний о здоровье в содержании образования является необходимым условием успешного формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодёжи в аспекте ценностных отношений к здоровью в условиях непрерывного образования и может быть реализована посредством принципа политехнизма. Знания о здоровье, включённые в содержание образования по принципу политехнического образования, должны пронизывать все учебные дисциплины, изучаемые в школе. Требуется взаимная увязка этих дисциплин, увязка их с практической профессиональной деятельностью. Исходя из необходимости образовательных потребностей личности, общества, достижений педагогической науки, учебный материал по вопросам здоровья при включении в содержание образования должен учитывать:

— актуальность изучаемых вопросов здоровья в области гигиены, санитарии, профилактики заболеваний и травм с учётом отражения современных научных достижений (ВОЗ);

  • возможность успешного усвоения содержания знаний о здоровье на основе включения учащихся в разнообразные виды учебной деятельности, имеющих практическую направленность (упражнения, решение творческих заданий, практические, лабораторно-практические работы, метод проектов) и оценки результатов обучения (учебных достижений обучающихся в области здоровья);
  • нормативно–правовую возможность реализации познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся как составляющих понятие здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения.

Всё это создаст возможности для развития способностей молодёжи к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии и явятся необходимым условием процесса социально-профессионального самоопределения в аспекте ценностного отношения к здоровью.

    Педагогическая поддержка профессионального самоопределения в аспекте ценностного отношения к здоровью предполагает дальнейшие исследования в рамках нового направления как в теоретическом (концептуальном), так и практико-ориентированном плане с целью:

— формирования умений учащимися самостоятельно конструировать индивидуальную траекторию обучения на основе понятия «личное здоровье» в процессе социально-профессионального самоопределения;

— использования в процессе непрерывного обучения современных источников и инструментов поддержки профессионального самоопределения в соотношении к понятию «здоровье»;

— реализации профориентационного потенциала школьных естественнонаучных и гуманитарных предметов в аспекте здоровья;

— учёта психофизиологических особенностей развития молодёжи, определяющих процесс профессионального самоопределения в контексте ценностного отношения к здоровью в условиях современного социума.

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, ФГОС, содержание образования, здоровье.

Keywords: socio-professional self-determination, Federal State Educational Standards, content of education, health.

Список литературы:

  1. Андреева  И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации /И.Г. Андреева // Педагогика . – 2012. — №10.
  2. Андреева И.Г. Человек и его здоровье в содержании образования // Педагогика. – 2011. — №10.
  3. Жданов С.И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности: дис. … канд. пед. наук// Оренбург: Уральский гос. ун-т физкультуры, 2009.
  4. Казаченок Ю.В. Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов//Вестник ЮУрГУ. 2011. №13.
  5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф.  Формирование профессионального определения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика.  2012. №6.
  6. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук // Ярославль: Изд-во Ярославского гос. педагогич. ун-та, 2008.
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р).
  8. Молодёжь в России. 2010: Стат. сб. /ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ М75 «Статистика России», 2010.
  9. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской̆ Федерации на период до 2020 года. Одобрено Коллегией̆ Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. №ПК-5вн).
  10. 10.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
  11. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. №1897).

   К