8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

      Уважаемые читатели! Предлагаем вам интересное, на наш взгляд, интервью. Корреспондент журнала побеседовал по актуальным вопросам проблемы «отцов и детей», а точнее, об образовании …родителей с академиком РАО Сергеем Владимировичем Дармодехиным.

    Корреспондент: Сергей Владимирович, с чем связана такая высокая  актуальность  подготовки родителей к воспитанию детей?

       С.В. Дармодехин: Особая значимость этой проблемы обусловлена  многими обстоятельствами.  Семья, родители являются стратегическим институтом общества, который вместе с обществом во многом определяет качество будущих поколений, а значит, и будущее нашей страны. Особенности современной воспитательной ситуации, риски и вызовы, с которыми сталкиваются наши дети, требуют не только новых, современных подходов к их воспитанию, но и профессиональной подготовки родителей к исполнению своих обязанностей.

     Известно, что в соответствии с Конституцией нашей страны воспитание является равным правом и обязанностью родителей. Кроме того, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что  данное право является преимущественным, то есть приоритетным перед  всеми другими лицами,  в том числе  и перед педагогами. Поэтому, чтобы воспитывать и обучать детей, они получают профессиональное образование. А вот для родителей  системного обучения для реализации их важнейших обязанностей, к сожалению,  не предусмотрено.

     Напомним, что   воспитательная ситуация с детьми сегодня весьма сложная, а система отечественного воспитания после преобразований 90-х годов ещё только восстанавливается. Тогда система целенаправленного воспитания в школах была ликвидирована и, по сути, замещена  стихийной социализацией детей. Школа практически отказалась от воспитательной функции, возложив всю ответственность на семью и родителей.  Укоренялось  представление о том, что всё, что связано с воспитанием детей, включая и родительское просвещение,  – это сугубо внутреннее дело семьи. Семья осталась без профессионального педагогического сопровождения, что крайне негативно повлияло на уровень семейного воспитания. Это усугублялось тем, что внеклассное и внешкольное воспитание трансформировались в дополнительные образовательные услуги, предоставляемые во многом на коммерческой основе. А воспитательная инфраструктура была во многом перепрофилирована или приватизирована. Сегодня ситуация в сфере воспитания меняется в лучшую сторону, но проблема компетенции  семьи в вопросах воспитания детей остаётся.  Несмотря на принимаемые меры, родителям всё-таки не хватает необходимых знаний и навыков  для выполнения  воспитательных функций.

       Корр: Понятно, что необходима специальная система подготовки родителей. Но что мешает ее создать?

С. Д.: Получить необходимую подготовку только путём самообразования  для многих родителей вряд ли возможно. Отмечу, что в последние годы принят ряд  значимых государственных решений, направленных на укрепление института семьи и модернизацию отечественного воспитания. В частности, в Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,  Концепции государственной семейной политики в РФ до 2025 года,   Стратегии развития воспитания  в РФ на период до 2025 года  поставлены актуальные задачи по улучшению положения детей и их воспитания, повышению компетенции родителей в вопросах воспитания детей.

      И, тем не менее, на сегодняшний день  не удалось создать  целостную федеральную систему такой подготовки родителей. Существующая нормативно-правовая база не дает конкретных ориентиров  для социальной практики по данному направлению. 

     Корр: И что же реально происходит на  практике?

     С. Д.:   Отметим, что в нашей истории уже был определённый опыт организации родительского просвещения и в советский период, и в начале 2000-х годов, когда федеральные и региональные органы образования достаточно активно занимались родительским всеобучем. Со временем этот опыт был во многом утрачен. Сегодня его явно не хватает. Школы постепенно возвращаются к обучению родителей. Однако отстаёт индивидуальная  работа, недостаточно учитываются их особенности, воспитательная ситуация в семье. Системно не изучаются запросы родителей, лучший опыт родительского просвещения.

    Сегодня целенаправленная подготовка  к воспитанию детей обеспечена,  главным образом,  родителям из приёмных семей. По этим вопросам органами образования принят пакет необходимых документов, распоряжений, рекомендации. В целом же, многие категории родителей не получают должной  подготовки. В своей воспитательной практике они опираются в основном на семейные традиции, поддержку родительских общественных организации, информацию в интернете, средствах массовой информации. Надо сказать, что социальные сети предлагают немало различных продуктов, в том числе и на коммерческой основе. Но разобраться в этих потоках информации может далеко не каждая семья. Следует иметь в виду, что такая информация может оказаться не только не качественной, но и небезопасной. 

      Важным импульсом для активизации работы с родителями стало  поручение Президента страны В.В. Путина в декабре 2014 года по  организации психолого-педагогических  курсов родителей. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на  2016-2020 гг., реализуется комплексный проект «Российский родительский университет», которым предусмотрена поддержка  информационно-просветительской работы с родителями. Минобрнауки России поставлены задачи по  совершенствованию взаимодействия родителей и школы, повышению их взаимной ответственности. Мы надеемся, что принимаемые меры в перспективе дадут положительные результаты.

Корр.: Сергей Владимирович, какие подходы могут быть положены в основу построения системы подготовки родителей?

      С. Д.:   В настоящее время учёными, экспертами осуществляется поиск  концептуальных подходов  к построению целостной системы родительского просвещения. Институт родительства должен занять своё стратегическое место в отечественной системе воспитания, стать реальным ресурсом развития общества. Ведь без участия семьи и родителей невозможно создать  эффективную отечественную систему воспитания, а самое главное – воспитать достойного, высоконравственного человека,  активного гражданина  страны.

      По нашему мнению, система подготовки родителей должна встраиваться в общую  Стратегию  партнёрских  отношений   родителей  с другими социальными институтами, которая  представлена в Концепции государственной семейной политики. В соответствии с нашим подходом, проектируемая система  подготовки должна быть ориентирована не только  на педагогическое, но  на междисциплинарное, многофункциональное  сопровождение родителей с целью вооружения их  комплексом  психолого-педагогических,  медико-социальных, правовых, других знаний и навыков, необходимых им в процессе  воспитания детей.

       Корр: Вы сказали, что нормативно-правовая база по обсуждаемой нами проблеме не развита. Какие меры следует предпринять в этом направлении?

      С. Д.: Прежде всего,  необходимо на основе анализа профильного законодательства подготовить предложения по правовому обеспечению  системы  подготовки родителей.  На наш взгляд, важно определить гарантии родителям  по обеспечению их преимущественного права на надлежащую подготовку к воспитанию детей. В конкретном плане следует регламентировать систему обучения родителей, порядок формирования учебных программ, формы организации обучения, состав  субъектов, научно-методическое и ресурсное обеспечение,  другие вопросы. Целесообразно внести соответствующие изменения  в Семейный кодекс РФ, в ФЗ «Об образовании в РФ», другие профильные законы и подзаконные акты.

        Важно также  упорядочить понятийный аппарат, используемый в этой сфере. В настоящее время  нет единого подхода к терминологии. Применяются такие словосочетания, как «обучение родителей», «просвещение родителей», «повышение родительской культуры», «родительские компетенции», «родительский всеобуч», «психолого-педагогическое сопровождение родителей», «сопровождение семей, взявших на воспитание ребенка». Было бы целесообразно также уточнить понятие «семейное воспитание», обратив особое внимание на его междисциплинарный характер. Наконец, пора  законодательно определить и понятие «семья», что необходимо для решения многих правовых вопросов, связанных с развитием социального института семьи и родительства. В Семейном кодексе это понятие не определяется.

Кор.: Какими могут быть механизмы реализации системы просвещения родителей?                  

     С. Д.: Основным организационным  звеном системы подготовки могут  стать родительские университеты при образовательных организациях, школах, где учатся дети, при предприятиях, где работают родители, в домах по месту жительства семьи, при различных многофункциональных центрах поддержки семей и детей, а также при общественных организациях. Это будет удобно и доступно для родителей, позволит расширить их участие в родительских университетах. Здесь целесообразно проводить установочные лекции, практические занятия, оперативные консультации.

       При этом обучение в  основном может быть дистанционным с использованием  социальных сетей, интернет-сайтов, телеканалов, СМИ, других современных возможностей. Эффективность реализации проектируемой системы определяется её опорой на отечественные традиции и опыт, современные технологии трансляции знаний, многообразие инфраструктуры, используемых форм и методов обучения.

       Предстоит выстроить систему общественно-государственных субъектов, принимающих участие в создании и реализации системы подготовки родителей, определить их функции, обеспечить интеграцию действий. Это большая работа, требующая значительных усилий, а также соответствующих решений органов власти и общественных организаций. Координирующую роль могла бы играть система образования, как наиболее компетентный государственный субъект.

     Важная роль в организации учёбы принадлежит общественным объединениям родителей, таким, например, как Национальная родительская ассоциация. Это непосредственная организация обучения, консультаций,  участие в проведении опросов родителей с целью выяснения их потребностей, оценка эффективности, обеспечение общественной экспертизы и контроля,  просветительская работа с первичными организациями родителей.     

     Особенно важно на эти задачи системно сориентировать предприятия и профсоюзные организации, где работают родители, а также жилищно-коммунальные организации по месту их жительства. Они когда-то занимались семейными и детскими  проблемами. В частности, в советский период в соответствии с постановлением Совнаркома, принятым еще до войны, от 1 до 2 % доходов домоуправлений отчислялись на культурно-массовую работу, в том числе на работу с детьми и родителями, на  содержание детских комнат и площадок, оплату лекторов,  постоянного штата детских учреждений в  жилых домах. Конечно, в этой работе было немало формализма, но она приносила и большую пользу. Поэтому было бы целесообразно вернуться к этому опыту в новых условиях, в том числе и в целях обучения родителей.       

          Корр.: Какие  требования к системе подготовки родителей важно учесть?

        С. Д.:  Прежде всего, обучение родителей должно быть добровольным. Важно не повторять прошлые ошибки,  когда массовости пытались добиться в основном  за счёт административного ресурса. В то же время, целесообразно предусмотреть обязательное обучение для родителей, не выполняющих  надлежащим образом свои обязанности, ограниченных в родительских правах, допустивших правонарушения детей,  не выполняющих алиментные обязательства, другие сложные категории родителей.

          Система обучения должна быть доступной, дифференцированной,  учитывать возможности родителей,  остроту семейных проблем. По своему содержанию — соответствовать реальному опыту родителей, уровню их  специальных знаний и навыков, актуальным запросам.  Необходимо создавать условия для формирования мотивов учебной деятельности родителей, осознания её значения  для  семьи. Важно, чтобы обучение было полностью бесплатным. Коммерческие предложения уже наводнили интернет. Поэтому сразу же надо уйти от хорошо знакомого нам понятия «услуги».

           Создание и реализация системы — это проблема не только одного Министерства образования. Это проблема всего общества, всех ведомств.  Потому что нет таких государственных и общественных институтов, которые бы не имели отношение к проблемам семьи, родителей и детей. Главное здесь — определить их конкретные функции, включить их в нормативные документы, обеспечить интеграцию действий в процессе обучения родителей.     

          В процессе организации обучения родителей необходимо учитывать специфику их жизнедеятельности. Особенно сложно это сделать в условиях сельской местности. Как обеспечить инфраструктуру, подобрать кадры преподавателей и консультантов, изыскать ресурсы?  Как помочь школам в организации обучения родителей, обязать участвовать в этих процессах учреждения культуры, местные органы власти, привлечь общественные организации? И таких вопросов немало. В процессе взаимодействия с родителями нельзя допускать вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.          

     Корр.: Сергей Владимирович, в системе родительского образования особое место занимает  информационно-методическое обеспечение?      

   С. Д.:    В целях информационно-методического обеспечения системы целесообразно создать комплекс обучающих программ;  осуществить анализ и систематизацию лучшего опыта; создать межведомственный официальный интернет-портал для родителей; организовать выпуск периодического доклада о состоянии работы с родителями и развитии системы их обучения. В этой работе особую роль может сыграть Национальная родительская организация (НРА).

      К сожалению, сегодня мы имеем недостаточное представление о состоянии работы с родителями, о региональных и муниципальных системах обучения родителей, их эффективности, актуальных потребностях родителей, реальном уровне их компетенции, других важных вопросах.
Поэтому в рамках создания системы следует предусмотреть  комплексное изучение этих вопросов на основе мониторинга органов образования, других социальных институтов. Некоторые вопросы, связанные с родительским просвещением, целесообразно включить в систему показателей Росстата.

    Корр.: Очевидно, родительское просвещение должно стать всеобщей заботой, всероссийским проектом?

     С. Д.: Работе с родителями, повышение их компетенции  следует придать  масштабы     общенациональной инициативы,  которая бы объединила не только родительскую общественность, но и потенциал всего общества, позволила бы сконцентрировать  усилия на решении стратегических задач совершенствовании партнёрских отношений  семьи, государственных и общественных институтов, повышении психолого-педагогической культуры родителей, создании федеральной системы их подготовки к выполнению своих обязанностей.     

        По нашему мнению, решению этих задач будет способствовать разработка межведомственной Дорожной карты, включающей  весь комплекс вопросов создания системы подготовки родителей к воспитанию детей. Это позволит интегрировать усилия всех государственных и общественных институтов.

    Корр.: Подготовка родителей к выполнению своих обязанностей является составной частью отечественной системы воспитания детей и во многом зависит от её состояния, методологических оснований,  уровня стратегического развития. Какие процессы происходят сейчас в этой сфере?

С. Д.: Чтобы лучше понять современные процессы, происходящие в сфере воспитания, проведём небольшой исторический экскурс. Как известно, вначале 1990-х гг. в ходе образовательных реформ произошла смена  парадигм, определяющих организацию и содержание воспитания учащихся. Была упразднена советская политизированная система школьной и внешкольной воспитательной деятельности. Однако вместе с идеологией  был  отвергнут предыдущий опыт воспитательной работы, её эффективные механизмы и методы. Вопросы воспитания потеряли своё прежнее значение и в системе государственной политики. Школа пошла по пути рыночных отношений, «коммерческой педагогики», «воспитательных услуг», ей навязывали идеологию «смены менталитета личности», «минимальных стандартов гражданственности». Внеклассное и внешкольное воспитание трансформировались в дополнительные  образовательные услуги, предоставляемые во многом на коммерческой основе. Воспитательная инфраструктура была перепрофилирована или приватизирована. Система образования  практически  отстранилась от воспитания учащихся, возложив эту функцию и ответственность за неё исключительно на семью и родителей.

     Корр.: Период «полного» отрицания воспитания оставил глубокий негативный след и многие современные проблемы воспитания связаны именно с ним?

  С. Д.: «Антивоспитательная» политика уже в середине 1990-х гг. всё-таки была признана ошибочной. Это произошло под настойчивым влиянием общественного мнения, а также в связи с интенсивным нарастанием детской беспризорности, преступности, наркомании, других асоциальных явлений. Однако процессы утверждения воспитательной функции школы происходили сложно и противоречиво. Существенное давление продолжали оказывать на них ряд зарубежных стран, навязывавших свои образовательные стратегии и стандарты, противоречившие нашим   отечественным традициям и лучшему опыту воспитания (мы не имеем в виду его идеологическую составляющую). Поэтому в те годы возобладала т.н. «образовательная  парадигма», сформированная в методологии «примата школьного обучения над воспитанием» и неприятия  полноценной системы организации воспитательной деятельности.    Педагогическая «теория воспитательных систем» (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), игравшая важную методологическую роль в советской школе, в условиях рыночных отношений оказалась невостребованной. По сути, произошла подмена стратегических целей воспитания практико-ориентированными, прагматическими образовательными задачами, во многом заимствованными из зарубежных источников. Воспитательная деятельность в рамках такой парадигмы практически замещается учебной деятельностью, теряет присущие ей самостоятельность, приоритетный статус, организационные механизмы, стратегическое и организационное влияние на жизнедеятельность школы.

Корр.: Сергей Владимирович, а ведь официально утвержденной концепции или стратегии воспитания у нас не было почти четверть века?

С. Д.: «Возрождение» полноценного воспитания в нашей стране связано с реализацией Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., утверждённой Правительством РФ  в мае 2015 г. Этот документ стал  стратегическим прорывом  и фундаментальной основой  государственной политики в области воспитания. Её важнейшее достижение — наделение воспитания статусом  «стратегического общенационального  приоритета». Такой подход формирует новую воспитательную ситуацию в стране, придаёт воспитательной деятельности с детьми  принципиально новый статус, когда она реально становится прерогативой государственной политики, консолидирует усилия гражданского общества, министерств и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Речь идёт о новом уровне воспитательной активности семьи, общества, государства, формировании целостного воспитательного пространства, охватывающего не только образовательную, но и другие сферы жизнедеятельности детей, реализации целей и задач воспитания не отдельным ведомством, воспитательным потенциалом всего общества, определении своего участия и конкретной программы действий каждым социальным институтом. Ведь все они по определению имеют отношение к решению тех или иных проблем

Для успешной реализации поставленных целей и задач  принципиальное значение имеет вопрос о статусном соотношении воспитания, обучения, образования. Приведем самые авторитетные мнения, утверждающие, по сути,  примат воспитания над образованием:

В.В. Путин: «Получить знания – это непросто, современные — особенно, широкие знания, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи». ( kremlin.ru>events>president> /news/54846). 

Д.С. Лихачев:  «Образование, подчинённое задачам воспитания… — вот…то, что нам нужно в ХХI веке». (Лихачев Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. – М: Российский фонд культуры, 2006 – С. 77). «Главная цель средней школы — воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию.  (Цит.по Положевец П. Первые сто строк // Учительская газета, 26 марта 2013 года).

Такое понимание сущности статуса воспитания  направлено на  формирование новой воспитательной ситуации в системе образования, когда воспитание человека является первичным по сравнению с получением знаний (В.В. Путин), когда главная цель средней школы  — воспитание, а образование подчинено задачам воспитания (Д.С. Лихачев).

  Корр.: В чём выражается современная статусная роль воспитания, его многозначность и приоритетность? 

   С. Д.: Опираясь на вышеприведенные подходы, а также на  Стратегию развития воспитания, можно сделать вывод, что приоритетный статус  воспитания находит отражение в следующих присущих ему значениях:

— обладает статусом общенационального приоритета, обеспеченным необходимыми условиями для его полноценной реализации;

  выступает более широким, универсальным  понятием, чем образование, подчиняющим его воспитательным целям;

— рассматривается как доминирующий в системе образования целенаправленный междисциплинарный процесс, базисное основание всей жизнедеятельности  школы; 

— реализуется на основе общественно-государственной системы, обладающей необходимой организацией, структурными механизмами, технологиями и  методами;

— охватывает не только  учебный процесс, но  и другие сферы жизнедеятельности детей;

— интегрирует потенциал не только образовательных организаций,  но и других субъектов  развития воспитания.

     Корр.: Как реализуются новые прогрессивные тенденции в воспитательном процессе, какие проблемы сдерживают их развитие?

   С. Д.:  Последние годы Министерство образования и науки РФ существенно активизировало работу практически по всем направлениям воспитательной деятельности. Об этом свидетельствуют решения министерства и проводимая работа в регионах.     Однако её реализация на основе  новых представлений о развитии воспитания, его целях, организации, содержании сдерживается различными противоречиями, обстоятельствами, инерционными факторами. Постоянно возрастающие риски и вызовы несут всё новые опасности для детей, требуют поиска новых, адекватных инструментов и методов воспитания, высокой компетенции всех участников работы с детьми. Важно,  чтобы государственная политика в области воспитания  и система её реализации были современными и эффективными, отражали актуальные  потребности подрастающих поколений, учитывали внутренние и внешние особенности  развития страны.

    В сфере воспитания накопилось немало сложных,  «запущенных» проблем, которые требуют системного и глубокого исследования,  поиска эффективных путей развития возрождающейся воспитательной функции. Важно разобраться в сложившейся воспитательной ситуации в стране, систематизировать негативные тенденции, представляющие опасность для развития подрастающих поколений и требующие корректировки воспитательных стратегии и программ.

К