8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

О.В. Зубакина,  к.п.н., координатор по инновационной деятельности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

e-mail: OZubakina @ mail.ru. Москва

В статье представлен опыт вузов по реализации программ непрерывного образования на основе сетевого взаимодействия различных образовательных организаций в системе «школа-колледж-вуз».  Анализируется эффективность использования информационных образовательных технологий в профессиональном самоопределении школьников и учащейся молодёжи.

Pedagogical and information technologies in training students for professional self-determination

O.V. Zubakina, PhD, Innovation Activities Coordinator, Faculty of Psychology, Mos-cow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow

The article is devoted to experiences of higher educational institutions in terms of implement-ing lifelong education programs based on networking system “school-college-higher educa-tional institution”. The author analyzes information educational technologies and their effi-ciency in professional self-determination of students.

На протяжении всей истории человечества знания всегда были и продолжают оставаться важным фактором национальной безопасности государства, условием интеллектуального и экономического развития общества и, безусловно, личностного развития. В настоящее время, с ростом  интенсивности  информационных процессов,  в течение жизни одного поколения изменяются структура рынка и квалификационные требования к специалисту.  Успешный переход к информационному обществу, где основу экономики составляют не материальные товары и услуги, а, знания, может быть обеспечен благодаря развитию системы непрерывного образования — учения длиною в жизнь (lifelong learning). Главной производственной силой общества, построенного на знаниях, становится новая категория – работники знаний, а уровень развития  информационного общества определяется способностью общества создавать новые знания.

Личная мотивация к учению и наличие разнообразных образовательных ресурсов являются ключевыми факторами непрерывного образования. Термин «образование длиною в жизнь» (lifewide learning) объясняет не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие форм.

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ говорится, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2]. Исходя из этого, логично рассматривать непрерывное образование как формальное, неформальное и информальное [3]. Формальное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и связано с получением документов об образовании/дипломов. Неформальное образование – может быть получено в различных организациях: домах творчества, клубах, секциях и т.д. Информальное образование – напрямую не связано с организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Его можно рассматривать как самостоятельно организованную познавательную деятельность личности: общение, в том числе и в социальных сетях, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, а также использование средств массовой информации и Интернет.

Современное образование должно стать ключевым фактором профессионального  и личного успеха. Перед обществом стоит задача   адаптации образовательных систем к современным реалиям современного мира, когда «непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости» [4].

Исходя из этого, непрерывное образование важно рассматривать как средство социальной адаптации и успешной самореализации личности (от школьника до людей «третьего возраста»), а также как способ и средство защиты личности от непрерывных вызовов цивилизации. Непрерывное образование – это непрерывный процесс обучения, направленный на подготовку личности к жизнедеятельности в изменяющихся условиях, тесно связанный с процессом профессионального и личностного  самоопределения. 

Европейской комиссией были определены шесть ключевых принципов непрерывного образования, которые способны обеспечить успешность непрерывного образования:

  1. Новые базовые знания и навыки для всех.
  2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
  3. Инновационные методики преподавания и учения.
  4. Новая система оценки полученного образования.
  5. Развитие наставничества и консультирования.
  6. Приближение образования к дому.

Необходимо использование инновационных форм обучения и воспитания, новых организационно-финансовых моделей обучения для создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективность процессов самоуправления, самоорганизации, саморегуляции личности при непрерывном образовании. Основными моделями непрерывного образования в едином образовательном пространстве должны стать модели, ориентированные на рынок труда и широкий спектр участников, способствующие социально-экономическому развитию и демократизации общества.

Радикальные изменения в социально-экономической жизни мирового сообщества и нашей страны, связанные с появлением рынков труда, рабочей силы, капитала, интеллектуальных ресурсов и образовательных услуг активизируют процессы создания системы социального партнёрства. Сегодня важным фактом в становлении и развитии социального партнёрства является необходимость активного взаимодействия всех заинтересованных сторон в получении качественного «продукта» — высококвалифицированного профессионала, творческой, социально активной личности, способной к адаптации в постоянно меняющемся мире в условиях быстро растущих объёмов информации, готовой к самоопределению и самореализации на протяжении всей жизни.

Задача современной школы — не только развить у выпускника компетенции, необходимые для включённости в информационное общество, но и сформировать у молодых людей потребность в их постоянном обновлении и совершенствовании. К таким важным в современном мире компетенциям следует отнести: компьютерную и финансовую грамотность, предпринимательские навыки, языковые компетенции и социальные навыки, такие как, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации, уверенность в себе, ответственность, умение учиться.

В настоящее время в ряде образовательных организациях высшего образования создаются условия для организации системы непрерывного образования по основным образовательным программам среднего профессионального, высшего образования, а также различным дополнительным общеобразовательным профессиональным программам. В соответствии со статьей 10 п. 7. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся предоставляется реальная возможность обучения по индивидуальным планам с учётом имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, одновременного освоения нескольких образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Сотрудничество школы, вуза и других образовательных организаций необходимо для обеспечения деятельности по сопровождению профессионального самоопределения  школьника с учётом потребностей рынка труда,  а также  способностей обучающихся.  Развитие необходимых компетенций в области компьютерной и языковой грамотности, предпринимательства и социальных навыков: уверенность, ответственность, умение рисковать, включённость в информационное общество, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации – задачи, стоящие перед всеми партнёрами, осуществляющими педагогическую поддержку молодёжи в профессиональном выборе. В соответствии с этим государство должно взять на себя ответственность за предоставление гражданам возможности получения и/или обновления необходимых компетенций в любом возрасте с учётом потребностей региона на новом этапе профессионального самоопределения и поддержать инициативу развития подобного партнёрства. Это может быть реализовано через развитие системы неформального образования с использованием инновационных методик обучения.

В условиях информационного общества образовательные системы должны гибко адаптироваться к современным условиям, что особенно важно для решения гендерных проблем и проблем людей «третьего возраста». Для решения этих проблем необходимо постоянно повышать квалификацию работников сферы образования, в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), и электронного обучения (ЭО). Методы обучения в системе непрерывного образования должны меняться в сторону развития личной мотивации обучаемого и формирования осознанной потребности учиться в течение всей жизни. Для обеспечения качества непрерывного образования необходимо максимально приблизить получение образования к дому, предоставив обучаемому возможность изучать выбранные дисциплины, курсы в любом отдалённом месте в удобное для него время, используя электронное обучение и дистанционные  образовательные  технологии.

В системе непрерывного образования вузов создаются различные модели партнёрства с различными участниками педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников и студентов на основе использования современных информационных технологий. Для нас совершенно очевидно, что социальное партнёрство — это форма социального взаимодействия, особая идеология сотрудничества, основанная на определённых взаимоотношениях между людьми, организациями, способными согласовывать свои интересы с интересами других партнёров и государства в целом. Созданные и реализуемые модели партнёрства направлены на оказание школьникам и студентам психолого-педагогической и информационной поддержки в профессиональном самоопределении.

Целью социального партнёрства вузов является обеспечение интересов субъектов — участников процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения молодёжи. Необходимость создания и развития отношений социального партнёрства по оказанию педагогической поддержки школьникам и студентам в профессиональном выборе обусловлена процессами глобализации и интеграции России в Европейский союз, Болонским и Копенгагенским процессами, переходом к экономике, основанной на знаниях и устойчивыми демократическими преобразованиями в нашей стране.

Создаваемая в вузах система социального партнёрства с различными структурами, обеспечивает возможность получения непрерывного образования, включая реализацию дополнительных общеобразовательных программ: дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, высшего образования. Такими социальными партнёрами являются: общеобразовательные школы, методические центры, окружные управления образования, центры занятости и профориентации, различные организации работодателей, профессиональные сообщества, родители и учащиеся.

Потребность государства в конкурентоспособных специалистах, способных к адаптации в постоянно меняющемся мире в условиях быстро растущих объёмов информации, может быть реализована благодаря эффективной организационно-педагогической и информационной поддержке (ОПиИП) школьников в профессиональном самоопределении. Целями такой поддержки старших школьников на этапе довузовской подготовки, осуществляемой с помощью сети Internet являются:

  • повышение готовности подростков к профессиональному самоопределению, независимо от места жительства, благодаря привлечению различных категорий социальных партнёров (в том числе и территориально отдалённых), которые обеспечивают активность школьника в решении социально-значимых проблем;
  • расширение информационного пространства подростков, развитие их коммуникативных компетентностей (контакты с представителями различного возраста, статуса, профессий) благодаря использованию ИКТ, что обеспечивает их личностную ответственность за свой профессиональный выбор.

Качество педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодёжи зависит от эффективности системы информационной поддержки: использования электронных учебно-методических комплексов, интерактивных форм организации образовательного процесса, применения технологий web 2.0, доступ к которой должны иметь все партнёры-участники данного процесса. За счёт использования информационных технологий и возможности осуществления сетевых коммуникаций между партнерами-участниками, повышается информированность школьников и студентов, которая стимулирует их мотивацию к профессиональному выбору и построению карьеры.

По результатам исследований Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA и Организацией экономического сотрудничества и развития — OECD (PISA, TIMSS, PIRLS и др.), определена необходимость ориентации школьного образования на развитие жизненно важных навыков обучающихся, позволяющих им свободно адаптироваться во взрослом мире, быть готовыми к жизни в изменяющемся информационном обществе.

Перед российским образованием встаёт задача подготовки сегодняшних школьников к личной успешности в новой экономике, построенной на знаниях. Решение этой задачи требует нового подхода к формированию будущего профессионала, способного работать в команде, управлять   информацией, полученной из различных источников знаний, включая цифровые образовательные ресурсы, критически мыслить и способным принимать правильные решения. Изменение целевых и стратегических ориентиров в области   образования должно обеспечить личностно- и социально-ориентированный результат. Для экономики, построенной на знаниях, вопрос мотивированности обучающихся на выбор профессии является особенно актуальным.

Одной из приоритетных задач системы образования является предоставление всем обучающимся ощеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. В условиях реализации профильного обучения учащихся старшей школы трудности решения данной задачи проявляются особенно остро. В силу ряда причин (нехватка педагогов, отсутствие материальных возможностей и т.п.) многие общеобразовательные организации (прежде всего, в сельской местности) не в состоянии предоставить своим ученикам данный вид образовательных услуг.

        В рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня при реализации программ довузовской подготовки создаётся эффективная система профессионального самоопределения школьников — предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников с использованием Интернета. Организация обучения учащихся в режиме e-Learning предоставляет им возможность выстраивать свою траекторию обучения по индивидуальному плану, независимого от:

  • места нахождения источника информации;
  • наличия непосредственно по месту жительства школьника квалифицированных учителей по выбранному им курсу;
  • предпочтений одноклассников в выборе дисциплин, изучаемых на профильном уровне.

Эффективность работы партнёров обеспечивается за счёт использования новых педагогических и информационных технологий. Так, обучение в сотрудничестве может быть реализовано через организацию форумов, чатов и\или обмен файлами по электронной почте, научно-практическая деятельность обучающихся и метод проектов – через форумы, веб-квесты, электронную почту. Дискуссии по различной проблематике могут быть организованы через блоги, форумы и видеоконференции, а генерирование новых идей, так называемые мозговые штурмы и атаки — через чаты, видеоконференции. Использование возможностей Internet для сетевого взаимодействия подростков с различными категориями социальных партнёров позволяет каждому из них проверить себя в различных сферах профессиональной деятельности и приобрести личный практический опыт. Для обеспечения эффективности поддержки могут широко использоваться социальные сети (Одноклассники, В Контакте и др.)  и технологии Web 2.0 (блоги и wikipedi). Участвуя в блогах, школьники имеют реальную возможность общения в интерактивном режиме с представителями различных профессиональных сообществ.  В ходе такого общения подростки получают интересующую их информацию: о личных и профессиональных качествах, необходимых специалистам данной сферы деятельности, о путях получения той или иной профессии.  Возможности wikipedi могут быть использованы для формирования и развития базы знаний подростков о мире профессий, с учётом потребностей регионального рынка труда.

При организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в режиме он-лайн увеличивается персонифицированное общение педагога и обучающегося в процессе совместной работы. Школьники учатся работать с информацией, получаемой из различных источников, включая цифровые открытые образовательные ресурсы и ресурсы на бумажных носителях, что снимает ограничения при выборе профессии и способствует уточнению профессиональных планов и построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории. 

В результате обучающиеся анализируют полученную информацию, критически осмысляют её, учатся формулировать собственную точку зрения и отстаивать свою позицию, принимая право на собственное мнение каждого участника образовательного процесса. Сетевые педагоги используют в образовательном процессе технологии обучения в сотрудничестве, организуя в сети Интернет работу в малых и больших группах, объединив в них школьников или по уровню знаний, /или по интересам и выбранной позиции, точке зрения на определённую проблему, или по другим критериям. В результате такой работы обучающиеся объединяют свои усилия для решения общей задачи, генерируют новые идеи, у них формируются и развиваются умения выслушать, понять и принять мнение другого, что в конечном итоге развивает коммуникационные компетенции и обеспечивает успешную работу в команде.

При наличии партнёрской сети возможны различные модели организации педагогической и информационной поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников с использованием Internet.

Вариант №1Внутришкольная модель

Этот вариант реализуется среди школ-социальных партнёров, имеющих все необходимые ресурсы: учебно-методические, кадровые, информационные, технологические, которые обеспечивают их готовность к организационно-педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старших школьников. Учителя школ согласовывают с авторами — разработчиками курсов — календарно-тематическое планирование и используют электронные учебно-методические комплексы для расширения информационного поля школьника и формирования необходимых компетенций своего профессионального выбора. Для повышения качества организационно-педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников учителя получают все необходимые консультации.

Вариант №2 – сетевая модель

В ходе эксперимента этот вариант может быть реализован в том случае, если по месту жительства подростка отсутствует возможность получения педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников. В данном случае школы-партнёры (при наличии компьютерного класса и возможности выхода в Internet), обеспечивают подростку доступ к необходимым электронным УМК. Координацию работы школьника с сетевым преподавателем осуществляет педагог-куратор, назначенный директором школы из числа учителей, имеющих необходимые компетенции в области информационных технологий.

Вариант №3 – модель ресурсного центра

Организационно-педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения старших школьников по данному варианту осуществляется в том случае, если у одного социального партнёра (например, школы) отсутствовали необходимые собственные ресурсы (кадровые, информационные, технологические), но у другого партнёра они имеются. В этом случае данный социальный партнёр, имеющий необходимые ресурсы, выступает в качестве ресурсного центра, на базе которого (в очном режиме и/или режиме on-line) осуществляется работа по повышению готовности старших школьников к профессиональному самоопределению.

При этом по каждому из указанных вариантов проводится предварительная работа:

    • мониторинг готовности школьников и учителей работать с интернет-ресурсами, их аппаратном и программном обеспечении;
    • мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению;
    • обучение школьников и учителей технологиям работы в системе дистанционного обучения;
    • обучение учителей эффективному использованию педагогических и информационных технологий в осуществлении организационно-педагогической и информационной поддержки старших школьников в профессиональном выборе.

Перед сетевыми педагогами и педагогами-кураторами встают серьёзные задачи – научить ребят правильно общаться в сети, создавать в совместной деятельности новые знания и уметь их отстаивать. В связи с этим важным моментом   обучения общению в  сети, в соответствии с этическими нормами,  является организация надпредметных форумов, чатов, которые сетевые педагоги и педагоги-кураторы должны организовывать в сети, используя при этом новостные форумы, форумы, имеющиеся в разделе «Обучающимся». Конечно, для реализации качественного интернет-обучения нужно решить много вопросов: этических, психологических, финансовых, вопросов организации сетевых коммуникаций, но благодаря организации системы социального партнёрства различных образовательных учреждений, эта работа успешно продвигается.

Приведём пример тренинга по тайм-менеджменту, который проводился нами с использованием Internet по теме «Система целей».

Перед началом тренинга школьникам предложено обсуждение в блогах: Ваше представление о тайм-менеджменте и его роли для Вас?

Для этого в блоге были размещены ссылки на Internet-ресурсы и учебные пособия, содержащие теорию и материалы по теме «Управление временем». После получения из различных источников необходимой информации школьникам было предложено выполнить задания и упражнения.

По условию первого задания школьникам предлагалось разместить в Wiki, в разделе «Тайм-менеджмент», полученную информацию по истории вопроса «Управление временем». После изучения в Wiki всей информации, размещенной по данной тематике всеми участниками, школьники комментировали её в блогах.  Затем, получив по электронной почте инструкцию (её можно разместить и на сайте), выполняли Упражнение  №1 «Дерево целей». При выполнении заданий школьники могли получить необходимую консультацию у участника поддержки. Образец выполнения задания был также размещён.

На рис. 1 представлена схема, которую школьник должен был заполнить, выражая своё мнение о том, как влияет та или иная жизненная роль на его профессиональный выбор.

Рис.1

Влияние жизненных ролей на выбор профессиональных целей

  

  

  

После заполнения данной схемы школьникам предлагается представить «Дерево целей моего профессионального выбора» на основе самооценки своей готовности к выбору будущей профессии по трём критериям: информационному, мотивационно-потребностному и деятельностно-практическому и затем, после обсуждения в микро- блогах, результаты выполненной работы размещались на сайте и комментировались всеми участниками в малых форумах.

После обсуждений участникам необходимо было заполнить таблицу по целям   в области профессионального самоопределения и обсудить в малом форуме с участниками группы (по выбранному направлению профессиональной деятельности: Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный образ) результаты проделанной работы. Для этого им предлагался следующий алгоритм: 

  • обменяться с участниками других малых групп информацией по выполнению задания по созданию «Дерева целей»;
  • сформулировать общие для всей группы трудности, с которыми пришлось столкнуться при выполнении данной работы и разместить их перечень в общем форуме;
  • ознакомиться с проблемами других групп и высказать в общем форуме своё мнение о проведённом мероприятии.

Подростки, участвующие в различных видах интерактивной деятельности: тренингах, деловых играх, общении в социальных сетях с представителями различных профессиональных сообществ, при осуществлении эффективной поддержки,  смогли снять существующие у них психологические барьеры (закомплексованность, боязнь задавать вопросы при прямом контакте face-to-face;  страх быть неправильно понятым и т.д.),   научились самостоятельно принимать решения в  выборе сферы будущей профессиональной деятельности и быть ответственными за сделанный выбор. Таким образом, применение различных интерактивных форм и методов предоставляло им возможность стать реальными участниками событий, связанными с областью профессиональных интересов, способствовало их активности в приобретении новых личностно значимых знаний, которые необходимы для успешного профессионального выбора.

С 1 октября 2013 года в Москве успешно реализуется просветительско-образовательный проект «Университетские субботы». Большой акцент в проекте делается на использование информационно-коммуникационных технологий и развитие соответствующих навыков у участников проекта.   

Основными целями проекта являются: популяризация науки и научных достижений; повышение образовательного уровня школьников и студентов колледжей города Москвы; развитие творческих способностей; организация интеллектуального досуга школьников, студентов колледжей, родителей и населения города; развитие профориентационных и базовых компетенций школьников и студентов; повышение готовности школьников и молодёжи к выбору профессии. Мероприятия проекта «Университетские субботы» посещают школьники, студенты колледжей, техникумов, учителя школ, преподаватели СПО, родители, население столицы, которые знакомятся с различными достижениями науки и практики, участвуют в мастер-классах, круглых столах и организуемых дискуссиях, связанных с выбором профессии XXI века.

Ведущие преподаватели и профессорско-преподавательский состав вузов в интересной и увлекательной форме знакомят всех участников с новейшими научными   достижениями в области экономики, управления, статистики, юриспруденции, лингвистики и информационных технологий. Каждый школьник — участник проекта — имеет возможность принять максимально объективное, взвешенное решение о своей будущей профессии, основанное на результатах психологического профориентационного тестирования, дающего объективные   представления о профессиональных склонностях человека и личном выборе области профессиональных интересов, полученном при проведении профессиональных проб.

Интегрирование среднего профессионального образования в систему непрерывного образования обеспечивает непрерывность образовательного процесса в системе «школа-колледж-вуз-работодатель». Школьники, слушатели программ довузовской подготовки и студенты активно участвуют в составлении и корректировке своей индивидуальной профессиональной траектории, так как  отчетливо осознают, что в нынешнем столетии спросом будет пользоваться не просто профессиональная квалификация, а высокий потенциал к овладению профессиональными квалификациями, способности, в генерировании нового знания.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное самоопределение, образовательная траектория, система непрерывного образования, сетевое взаимодействие, вариативные модели сотрудничества  в системе «школа-колледж-вуз» в области непрерывного образования, образовательные организации  непрерывного образования.

Keywords: lifelong education, professional self-determination, educational trajectory, lifelong education system, networking, model varieties of cooperation in the system “school-college-higher educational institution”, educational organizations of lifelong education.

Список литературы:

  1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — 0-13 Москва: Проспект, 2014. -160с.
  3. European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000, параграфы 5, 24 и 25, стр. 2 и 8; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000, параграф 33.
  4. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. С. 1–17.
  5. Кельнская хартия — цели и стремления непрерывного образования. Саммит «большой восьмёрки», Кёльн, июнь 1999 г. Образование в меняющемся обществе. Заключительный документ встречи министров образования «большой восьмёрки», Токио, 1-2 апреля 2000 г.
  6. Куц В.А.  Непрерывное образование как защита от   непрерывных вызовов цивилизации http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2141
  7. Скворцов В.Н. Новая роль университетов и образовательных центров в непрерывном образовании населения. Университет как центр непрерывного профессионального образования в регионе: диагностика условий и риски развития // Непрерывное образование, как социальный факт / Под науч. ред. Н. А. Лобанова, В.Н. Скворцова. СПб., 2012.
  8. Пережовская А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 13-16.

К