8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Е.П. Шевчук, к.п.н., старший преподаватель кафедры специальных

педагогических дисциплин Брестского государственного университета имени

А.С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь

e-mail: shef2204@tut.by

В статье предложена программа специального элективного курса «Профессиональный выбор», реализация которого в профильной школе, по мнению автора, будет способствовать формированию профессионального  самоопределения личности  современного старшеклассника как ориентации на стремление к профессиональной самореализации, базирующейся на непреходящих нравственных ценностях.

Theoretical and practical backgrounds for forming value orientations of senior school students’ professional self-determination (by means of elec-tive course “Professional Choice”)

E.P. Shevchyk, PhD, Senior Lecturer, Chair of Special Pedagogical Disciplines, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, the Republic of Belarus

The author suggests the program of special elective course “Professional Choice” for pro-file school. The course will encourage senior school students’ professional self-determination and professional self-realization. Moral values are considered as backgrounds for students’ profes-sional orientation and encouragement.

Выбор профессии является одним из важнейших процессов, определяющих жизненный путь личности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, расширяет круг своего общения, осваивает новые способы поведения и решения жизненных проблем, перед ним открываются новые стороны своего «Я», постигаются жизненные смыслы, обогащающие его внутренний мир и составляющие базис его нравственной жизни. На основе представлений о себе обучающимися строится не только поведение, но и интерпретируется собственный опыт. Образ «Я» школьника, с нашей точки зрения, можно считать внутренним фильтром, который определяет его мировосприятие, характер его отношений с миром и людьми, помогает в становлении способности осознавать себя целостной личностью, в развитии самопознания.

Важным условием углубленного самопознания является обогащение ценностно-смысловой сферы личности. Ценности, перешедшие в личный план, выступают критерием самооценивания, определяют направленность самопознания и саморазвития. В этой связи ценностно-ориентационная деятельность должна расширить восприятие учениками абсолютных нравственных ценностей жизни и углубить осознание их значимости для себя; ориентировать их на цели саморазвития; стимулировать осознание самореализации как смысла жизни, источника удовлетворённости реалиями бытия [1]. Осознанию значимости процесса познания себя, как доказано многими исследователями, способствует проведение психолого-педагогических тренингов, развивающих умения и навыки, самоанализа, самопроектирования.

В качестве педагогических механизмов стимулирования самопознания старшеклассников с целью формирования ценностных ориентаций на этапе профессионального самоопределения нами были выделены: организация ценностно-смысловой, рефлексивно-сотворческой деятельности; организация психолого-педагогических тренингов и рефлексивно-деловых игр, развивающих навыки самоанализа, проектирования путей личностного роста.

Элективный курс «Профессиональный выбор» был экспериментально апробирован в 11-х классах гимназии  №2 г. Бреста. На основе теоретического анализа и в результате опытно-экспериментальной работы нами была разработана программа курса, включающая следующие темы:

1-2. Жизненные ценности личности как основополагающая составляющая профессионального самоопределения.

3-4. Самоактуализирующаяся личность как субъект нравственного и профессионального выбора. 

5. Индивидуальный стиль деятельности, профессиональные интересы, склонности и их формирование.

6. Профессионально важные качества, необходимые в выбранной профессии, и потребность в их развитии. Профессиограммы.

7. Профессиональная адаптация и особенности общения в коллективе, умение работать в команде. Межличностное взаимодействие.

8. Планирование профессионального пути.

9-10. Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии. Индивидуальные профессиональные консультации.

Предложенный элективный курс был нацелен на решение следующих задач:

– ознакомить старшеклассников с ориентировочной основой ценностно-смысловой, рефлексивно-сотворческой, проектировочной деятельности;

– предоставить возможность овладеть приёмами освоения сложного процесса самопознания, духовного роста, самосовершенствования;

– актуализировать потребность в постоянном личностном развитии.

Особое внимание нами уделялось нравственной составляющей профессионального самоопределения старшеклассников, так как проблема развития нравственных качеств личности приобрела особую значимость в настоящее время и нуждается в рассмотрении. В процессе работы мы обращались к профориентационному потенциалу предметов гуманитарного цикла, обладающих большими возможностями в решении данной проблемы.   

В результате анализа существующего многообразия подходов к проблеме психолого-педагогических основ процесса формирования профессионального самоопределения и нравственного становления личности мы остановились на рассмотрении данного вопроса с позиции теории развития, основу которой составляют положения гуманистической персонологии, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, культурологического подхода. Особое внимание в процессе работы по оказанию психолого-педагогической поддержки старшеклассниками в процессе осуществления ими выбора будущей сферы профессиональной деятельности мы уделяли планированию поэтапных действий в реализации данного процесса. Вследствие этого нами были выделены следующие параметры, положенные в основу  работы данного курса:

  • информированность о мире профессий и умение соотнести полученную информацию со своими личностными особенностями; умение планировать свою профессиональную жизнь;
  • стремление к максимальной жизненной и профессиональной самореализации;
  • постоянная рефлексия нравственных ценностей и соотнесение их с возможностью нахождения полноценной реализации в трудовой деятельности.

В содержание первого параметра нами были включены: знания  о  путях приобретения профессии; о требуемом уровне образования для различных профессий; о требованиях, предъявляемых к современному профессионалу как работодателем, так и обществом; о совершенствовании профессиональных навыков; о построении карьеры. Речь шла не только о выборе профессии, но и о прогнозировании дальнейших жизненных этапов. «Только человек, владеющий информацией о мире профессий в целом: его сферах, законах развития, а также специфическими знаниями: какие области мира профессий соответствуют его интересам, способностям, знаниям, какие шаги необходимо сделать, чтобы осуществить свой выбор, может принимать обоснованные реальные решения» [3, с. 36].

Мы предоставили старшеклассникам возможность поразмышлять над тем, что представляет собой выбор профессии, если рассматривать его не только как профессиональную реализацию, а как жизненный путь. Существует достаточно распространённое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. В связи с этим мы предложили для обсуждения следующие вопросы:

– Какой вы представляете себе свою будущую жизнь? Какое место в ней занимает ваша профессиональная деятельность?

– Попробуйте определить, что конкретно вы выбираете: деятельность или образ жизни? Как вы считаете, на чём основывается ваш выбор?

После выполнения задания учащиеся пришли к выводу, что жизненный и профессиональный выбор находятся в тесной взаимосвязи. Выяснились различные причины, определившие их выбор профессии. К сожалению, некоторые называли такие варианты, как: «подсказали родители», «посоветовали друзья», «где-то читал, слышал».

Процесс конкретизации параметра, характеризующего стремление личности к максимальной жизненной и профессиональной самореализации, включал в себя элементы дискуссии по следующим вопросам:

  • Какими нравственными качествами, по вашему мнению, должен обладать каждый человек вообще и профессионал в частности?
  • Что, с вашей точки зрения, важнее: нравственные или профессиональные качества? Можно ли их разделить?
  • Как вы считаете, какие качества преобладают в вашем выборе?
  • Как вы думаете, можно ли быть профессионалом своего дела и при этом безнравственным человеком? Какой смысл вы вкладываете в понятие «безнравственный человек»? Ответ аргументируйте.

В процессе рефлексивно-сотворческой работы по осознанию личностного смысла ответов на предложенные вопросы был сформулирован вывод о синонимичности жизненного и профессионально выбора; что выбор профессии нельзя рассматривать как нечто отдельное, ни с чем не связанное, и что он является существенной частью индивидуального жизненного выбора.

Для нас было особенно важным акцентировать внимание старшеклассников на нравственном аспекте проблемы, в связи с чем во время дискуссии по данным вопросам мы часто обращались к литературным произведениям, авторы которых затрагивают соответствующие проблемы: А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Булгаков «Записки молодого врача», Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» и др.

Как продолжение в разрешении данной проблемы мы использовали такую форму работы как тренинг, в процессе которого нами использовались различные формы работы: индивидуальная, в парах, в микрогруппах, – а также различные виды деятельности участников: письменные и устные высказывания, рисунки, игры и проблемные ситуации, индивидуальные задания и др. Индивидуальное творчество обучающихся создавало условия для проявления процессов самопознания, самоотношения и самореализации.

На первых занятиях коллективный анализ мы проводили в форме обсуждения по кругу, когда каждый участник по очереди высказывал своё мнение. Такая форма работы способствует развитию аналитических способностей школьников, ставит их в субъектную позицию по отношению ко всему, что происходит на занятии [3; 9]. В основную часть тренинга входили: информационный блок, упражнения, индивидуальная работа участников, работа в парах и микрогруппах, а в заключительную часть – различные формы коллективного анализа, круг «обратной связи». Поддержка педагога выражалась в том, что мы стремились активизировать аналитическую работу учеников с их представлениями о себе в прошлом, переживаниями и поступками, оценками наиболее значимых событий; создавали условия для сравнения каждым старшеклассником себя с собой же, но предыдущим, для видения себя в будущем. Это позволяло по-новому увидеть своё «Я», формируя целостное представление о себе.

Делая акцент на рефлексию нравственных ценностей и соотнесение их с необходимостью стремления к полноценной реализации в трудовой деятельности, мы постоянно обращались к психолого-педагогическим тестам: «Вопросник САМОАЛ», «Жизненные ценности», «На распутье» [2] и др. – для получения данных об изначальном состоянии и рефлексии процесса формирования ценностных ориентаций профессионального самоопределения старшеклассников.

Например, при изучении темы «Жизненные ценности личности как основополагающая составляющая профессионального самоопределения» были определены следующие направления обсуждения:

  • возможен ли компромисс между своими ценностями и требованиями социальными, материальными при выборе профессии;
  • каковы приоритеты одних ценностей над другими или собственных ценностей над ценностями других людей;
  • способы определения своих ценностей и выбор жизненного профессионального пути в соответствии с ними;
  • стабильность и изменчивость структуры ценностей.

В процессе работы старшеклассникам была предоставлена возможность сравнить собственную иерархию жизненных ценностей с классификацией, предложенной В. Франклом и классификацией ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера [8]. Мы также предложили им заполнить «Анкету изучения жизненных ценностей», адаптированную белорусскими учеными на основе известного теста Г. Олпорта [2]. Анкета включает в себя 34 варианта ответов, продолжающих утверждение: «Главное в жизни – это чтобы…». Авторами выделено 17 типов ценностей, таких как: альтруистические, нравственные, признание со стороны окружающих, саморазвитие, материальные блага, учёба, профессиональная и учебно-профессиональная деятельность, самостоятельность, творчество, наличие цели и смысла жизни и др.

Так как у старшеклассников некоторые определения вызвали затруднения, мы провели небольшую дискуссию по поводу того, какой смысл ими вкладывается в отдельные понятия. После выполнения задания для обсуждения были предложены следующие вопросы:

– Изменилось ли ваше мнение о себе и о выбранной профессии после выполнения задания? Как вы считаете, какую пользу вам может принести знание структуры ценностей?

– Возможен ли, по вашему мнению, компромисс между личностными ценностями и требованиями социальной среды, материальными предпочтениями при выборе профессии? Что для вас в данный момент будет являться определяющим при совершении профессионального выбора?

В процессе работы элективного курса нами также использовалась рефлексивно-деловая игра, зарекомендовавшая себя как одна из эффективных форм работы со старшеклассниками, позволяющая создать ситуацию личностного развития через расширение образа «Я» и способствующая становлению общности, построенной на взаимном доверии, ответственности, способности к конструктивному сотрудничеству [4; 7; 9]. Это особая организация социокультурного пространства, ставящая как организационно-деловые цели, так и цели личностного развития.

В качестве одного из вариантов работы нами проводилась рефлексивно-деловая профессиональная игра «Отдел кадров», предоставляющая возможность рассмотреть поведение человека в определённых ролях [5]. В сценарий игры были внесены следующие коррективы: так как мы заранее установили, что одними из наиболее интересующих старшеклассников являются проблемы взаимоотношений с родителями, педагогами (в том числе и по поводу состоявшегося или ещё нет профессионального выбора), было решено использовать следующие пары ролей: ученик–родитель, ученик–учитель, одноклассник–одноклассник (друг). Для нас представляло особую значимость дать старшеклассникам возможность почувствовать, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. После выполнения задания мы предложили участникам ответить, какая роль им казалась наиболее легкой в исполнении, и как в зависимости от этого менялись их взгляды. 

Во время данного занятия в процессе осуществления ценностной сотворческой деятельности мы стремились определить соответствующие ценности, которые конкретизировались в целях. Смысл постановки определённых целей заключался в том, чтобы сконцентрировать внимание обучающихся на определённых результатах. Поэтому на следующем занятии мы сопоставили цели и возможности их реализации в избранной профессии, предоставив старшеклассникам возможность познакомиться с вариантами профессиограмм, составленных для 99 современных профессий [6].

Каждая профессиограмма включала в себя следующие составляющие: доминирующий способ мышления; межличностное взаимодействие; доминирующий и дополнительный интерес; доминирующие виды деятельности; качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности; способности; личностные качества, интересы и склонности; качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;  перечень профессий, которые могут подойти человеку с соответствующим типом личности. В профессиограммах также приводились сведения об истории профессии и перечень учебных заведений, в которых её можно получить.

Эффективное и устойчивое развитие образа «Я» происходит в условиях освоения старшеклассниками различных форм социальной деятельности. Она обеспечивает им выход за рамки своей обыденной жизни, даёт понимание и «открытие» себя и других в процессах сотрудничества, совместных переживаний, решения жизненных проблем. Следовательно, варьируя содержательные аспекты игр, педагог может моделировать коммуникативные пространства, в которых старшеклассник будет чувствовать себя принятым и признанным, будет осваивать новые формы поведения, захочет проявить актуализированные в игре качества, расширяющие его образ «Я» вне игровой ситуации.

Завершающие занятия курса были посвящены индивидуальным консультациям по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Мониторинг результатов экспериментальной работы позволил нам сделать следующие выводы:

– повысилась способность старшеклассников адекватно анализировать свои личностные качества и поступки; умение соотносить требования, предъявляемые профессией, и личностные качества. В процессе работы элективного курса выпускники осуществляли планирование действий по самопознанию и ориентации на будущую профессию, дополняемые самоконтролем и самокоррекцией;

– осознание одиннадцатиклассниками личностного смысла будущей профессиональной деятельности выразилось в наличии самостоятельного выбора будущей профессии и в умении прогнозировать, планировать своё будущее.

В современных условиях проблема формирования ценностных ориентаций профессионального самоопределения личности приобретает особую значимость, а реализация  в выпускном классе элективного курса «Профессиональный выбор» будет способствовать развитию профессионального самоопределения старшеклассников, содействовать реализации их личностного потенциала. 

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессионально важные качества, индивидуальная работа, элективный курс.

Keywords: value orientations, professional self-determination, professional choice, pro-fessionally significant qualities, individual activities, elective course.

Список литературы:

1. Вязникова, Л.Ф. Ценностные ориентации образования: проблемы конструирования психолого-педагогической реальности / Л.Ф. Вязникова // Философия образования как философия человека: история и современность. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2015. –  C. 158-163.

2. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М. Кухарчук, Е.Л. Седова, В.В. Лях. – Минск : Бел. навука, 2000. – 222 с.

3. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение (Методы активизации) / Н.С. Пряжников. – Мозырь: Белый ветер, 1998. – 150с.

5. Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Пряжников. – М. : Первое сентября, 2004. – 223 с.

6. Романова, Е.И. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.И. Романова. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

7. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. – М.: НИИ Шк. технологий, 2005. – 142 с.

8. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Ком, 1998. – 608 с.

9. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. – №2. – С. 113 – 118.

К