8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Перемены в российской системе общего образования за последние десятилетия привели к изменению содержания и технологий обучения многих учебных предметов, но практически не затронули содержание предметной области «Технология», а также методы и формы подготовки обучающихся к выбору инженерных профессий.

Ориентация содержания технологической подготовки на традиционные материалы и технологии их обработки позволяют формировать навыки самообслуживания и общей культуры труда, но уже не соответствуют ни требованиям современного постиндустриального общества и соответствующего ему мира техники и технологий, ни запросам потребителей (обучающимся, их родителям, институтам профессионального образования, работодателям).

Поэтому активное в последние два года обсуждение вектора развития технологического образования школьников направлено на приведение содержания учебного материала в соответствие с требованиями постиндустриального, технологического общества, учет запросов разных целевых групп потребителей результатов технологической подготовки школьников.

Перспективную идею применения современных технологий и методов, способов и формы организации обучения на уроках технологии и во внеурочной деятельности, использования возможностей дополнительного образования естественнонаучной и технико-технологической направленности предлагает коллектив разработчиков под руководством генерального директора ООО «Линтех» Ю.К.Аурениуса.

Она заключается в интеграции «основ наук» и практической деятельности в инновационных областях человеческой деятельности,  расширяющей возможности «профессиональных проб» в условиях партнерства образовательных организаций с субъектами экономической сферы, вовлечения обучающихся в событийно-соревновательную активности, в том числе – при  комплектовании групп соревнующихся из подросков с разным уровнем подготовки и с включением в нее подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Авторы статьи предлагают решения и в области внеурочной деятельности, предполагающие реализацию форм и методов, связанных с  выполнением заданий, предполагающий самостоятельную работу с информацией; проектную деятельность; «образовательное путешествие» и т.д.

Наибольший интерес представляют описанные авторами решения, предполагающие интеграцию общелобразовательной составляющей с достижением обучающимися результатов в ходе включения их в процедуры достижения компетенций JuniorSkills. При этом школа самостоятельно определяет, какие модули, (компетенции), будут представлены в программе.

Авторы отражают в статье условия реализации данных предложений по интеграции, включающих обеспечение школ или ресурсных центров технологической подготовки специальными образовательные комплексы, включающие в себя всё необходимое для организации вовлечения в инженерное творчество подготовку обучающихся к участию  в региональных и национальных чемпионатах профессионального мастерства. Одним из потенциальных способов повышения мотивации подростков является заключение отложенных договоров с представителями работодателей.

В качестве пожелания авторам статьи следует отметить, что необходимо акцентировать внимание читателя на том, в какой мере предлагаемые решения соотносятся с требованиями ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности, достижению ими предметных, метапредметных и личностных результатов. Также было бы целесообразным рассмотреть способы решения проблемы, связанной с отсутствием технологической подготовки обучающихся как обязательной составляющей в старшей школе, но, одновременно, с необходимостью выполнения индивидуального проекта, оговоренного стандартом.

В целом, в статье представлен один из возможных подходов к включению педагогического сообщества в партнерские отношения с территориальным окружением, позволяющим дать ответ на «большие вызовы», обозначенные в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 642 от 1 декабря 2016 года), а также к выполнению поручений президента РФ, касающихся совершенствования профориентационной работы в стране, обновлению содержания общего образования.

В педагогическом смысле описанные подходы создают предпосылки для того, чтобы в дальнейшем  рассмотреть технологическую подготовку и вовлечение в инженерное творчество с позиций развития всех типов организационной культуры (традиционной, ремесленной, профессиональной, проектно-технологической)  и раскрытия всех компонентов технологической культуры (включающей культуру труда, графическую культуру, проектную культуру, предпринимательскую культуру и пр.).

С учетом высказанных пожеланий статья М.С. Цветковой, Ю.К. Аурениуса, Т.А. Ювентин-Фавста, А.А. Ботовой «Концепция перспективной модели инженерного развития в образовательной среде» рекомендована для публикации в журнале «Платформа-навигатор: развитие карьеры».

Ведущий аналитик Центра развития

образования РАО ФГБУ «Российская

академия образования» Родичев Н.Ф.