8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Социальное партнерство все в большей мере выступает в качестве базового механизма педагогического сопровождения профессионального самоопределения в масштабах территориального окружения организации профессионального образования. Оно призвано обеспечивать интеграцию информационно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов общего и профессионального образования для решения профориентационных проблем обучающихся общеобразовательных организаций.

Авторы данной статьи представляют опыт Петрозаводского автотранспортного техникум по включению детей и молодежи образовательных организаций Республики Карелия в процесс учебно-исследовательской, проектной деятельности и научно-технического творчества. Интересным для практики профессиональной ориентации представляется то, на базе техникума создается принципиально новое Республики Карелия образовательное пространство — интерактивная образовательная площадка знакомства с профессиями. На данных площадках созданы условия  для получения школьниками основной и старшей школы опыта знакомства с реалиями регионального рынка труда и возможностей продолжения образования в техникумах и колледжах доступного территориального окружения.

Перспективным направлением в деятельности профориентационной деятельности техникума является создание игрового интерактивного пространства, предусматривающего имитацию действий по выбору профессии и построении трудового пути, в том числе использования собственной игровой валюты при прохождении испытаний. Опыт создания такого инструмента освоен в типовых «городах профессий», построенных на коммерческих и развлекательных механизмах, привычных для жителей мегаполиса. Попытка создания подобного механизма в масштабах профориентационной площадки регионального техникума выступает, несомненно, яркой педагогической находкой.

Представляется весьма интересным оценить возможности использования игровой интриги взаимодействия школьников в ходе выполнения заданий на локациях профессиональных проб для аналогичных профориентационных проектов в других типах поселений и других регионах.

В качестве пожелания авторам данной статьи рекомендуется более подробно остановиться на возможных эффектах трансляции накопленного ими опыта. Несомненно, он интересен в плане педагогической результативности: достижение профориентационных результатов осуществляется за счет интеграции усилий в целях более полного учёта интересов, склонностей и способностей обучающихся в процессе  педагогического сопровождения профессионального самоопределения, возможность осуществления новых, ранее недоступных форм профориентационной работы. Однако заслуживают внимания и управленческие эффекты (например, повышение доступности профориентационных ресурсов для всех субъектов, формирование единой территориальной системы организационного педагогического сопровождения профориентационной работы), экономические эффекты (возможное повышение уровня инвестиционной привлекательности организаций профессионального образования, их конкурентоспособности), социальные эффекты (опосредованное влияние на проблемы молодежной безработицы, создание прецедентов общественного управления профессиональной ориентацией, вовлеченности волонтеров из числа студентов и преподавателей).

С учетом высказанных пожеланий статья Валиуловой И.А. и Лурье О.П. «Профи-парк как инновационная профориентационная площадка» рекомендована для публикации в журнале «Платформа-навигатор: развитие карьеры».

Ведущий аналитик Центра развития

образования РАО ФГБУ «Российская

академия образования» Родичев Н.Ф.