8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

М.Э. Кушнир, экспертный центр «Траектория таланта», член правления Лиги образования, Apple Distinguished Educator-2000

e-mail: kushnir.me@gmail.com

В статье рассматривается роль внеурочного образовательного досуга в вопросах самоопределения и выбора траектории развития, а также описывается сетевой рекомендательный сервис, помогающий в подборе образовательного досуга.

Динамика рынка труда, размывающая понятие профессии и границы традиционно разных сфер деятельности, переносит акцент традиционной профориентации с выбора профессии на выяснение своих особенностей. Чем лучше человек узнает себя, тем выше вероятность, что он подберет для себя такую трудовую активность, которая позволит иметь не только зарплату, но и удовольствие от работы. Кроме того, знание себя позволяет надеяться на успешное прохождение ожидаемого кризиса вытеснения человека роботом с относительно простых для формализации трудовых функций. Таким образом, знание себя становится наиважнейшим результатом образования, ибо картина мира без себя в условиях искусственного интеллекта и механизированного разума становится не просто ущербной, но и опасной для постоянного серфинга в VUCA-мире.

Поскольку государственная система образования является одним из самых инертных социальных институтов, наряду с армией и тюрьмой, а ждать детям их разворота никакой возможности нет, разговоры об индивидуальных образовательных траекториях и самоопределении реализуются преимущественно в сфере неформального, информального и дополнительного образования. Там траектории никто пока не строит в явном виде, но они формируются по факту постоянного выбора, пусть даже без красивого графического отражения. Взрослые такой ситуативный трафик отражают в виде коллекции документов/сертификатов о прохождении курсов. Эти коллекции ближе к понятию «портфолио», чем к «траектории», хотя по сути это одно и то же в логике развития.

Ещё одной современной особенностью стало высвобождение ряда лиц из жестких трудовых графиков. У людей может не быть обязательного присутствия по месту работы, они могут быть фрилансерами, домработницами по самым разным причинам, быть временно безработными, самозанятыми… Это даёт возможность не отдавать детей в школу и организовывать образовательный процесс нестандартным образом. Наряду с недовольством школами, это стимулирует создание альтернативных школ и массовых мероприятий в логике образовательного досуга. Чем крупнее населённый пункт, тем сильнее в нём проявляются такие новые образовательные тенденции.

Спрос рождает предложение – родители начинают активно посещать такие развивающие мероприятия и альтернативные школы. Ситуация с ними очень динамичная, ибо зависит от конкретных ведущих. Традиционные справочные системы не справляются с динамикой изменений в графике, размещении и тематике таких занятий. Подобные проблемы логистики успешно решают цифровые технологии. Развиваются агрегаторы, собирающие в одном месте информацию о подобных мероприятиях. Это облегчает поиск и отслеживание актуальной информации для родителей/детей, а также облегчает ведущим занятие наполнения их контингентом.

Всё это замечательно и оптимистично, но самоопределение при поиске подобных мероприятий носит часто случайный характер. Трудно ожидать от рядового пользователя способности распознать, какое мероприятие и для чего ему может быть полезно. Чем больше состав предложения, тем сложнее выбрать их них подходящее. Чем больше пользователей, тем выше вероятность, что приходящий на мероприятие участник оказывается не в своей среде и, в лучшем случае, уходит недовольным, распространяя вокруг себя негативные отклики, которые могут быть несправедливы в отношении адекватных участников. А в худшем, мешает проведению мероприятия в силу неспособности справляться с неудовлетворённостью.

Возникает задача помощи в навигации пользователя по нарастающему многообразию вариантов образовательной занятости. Один из известных ответов на подобную задачу– институт тьюторов. Эта новая педагогическая единица призвана помочь человеку разобраться в себе, своих потребностях, предпочтениях и выбрать соответствующие мероприятия или иные активности для интереса и пользы. Однако количество тьюторов, готовых помочь, явно недостаточно для уже существующих активно ищущих пользователей. Многие из них достаточно рефлексивны, чтобы при минимальной поддержке самим разобраться в себе и выбирать подходящие занятия. Кто или что могло бы им помочь, кроме редких пока тьюторов?

На рынке множатся сетевые сервисы, которые декларируют поддержку в вопросах самоопределения. Чаще всего они позиционируются как сервисы профориентации. Некоторые это делают целенаправленно и именно под данным углом зрения. Некоторые рассматривают профориентацию как знакомый всем вид деятельности, который, к тому же, активно поддерживается в риторике СМИ и органов власти, но в большей мере помогают разобраться в себе и подобрать предложения для саморазвития. Это не противоречит традиционной задаче профориентации, поэтому в таком позиционировании нет лукавства, но основной акцент всё же не на выборе профессии, а на самоопределении и саморазвитии.

Именно такими сервисами занимается наша группа компаний «Государство детей».

Проект InLearno.ru (https://www.inlearno.ru) позиционируется как онлайн-клуб активных родителей и является, по сути, агрегатором образовательных мероприятий, активностей, которые можно искать, задавая относительно простые и очевидные критерии (по возрасту, месту проведения, дате и др.). Проект живет с 2014 года и получил развитие в 2017 году в отчужденном варианте как Навигатор дополнительного образования министерства образования и науки РФ. Любой регион может бесплатно скачать программный код и все сопутствующие материалы, чтобы развернуть его на своих ресурсах и наполнять региональными мероприятиями. Более 30 регионов уже развернули его и ведут работу по наполнению.

Проект Траектория таланта или inTalent (https://intalent.pro/) развивается 3-й год как сервис помощи в самоопределении и построении образовательной траектории. С самого начала на нём формировалась коллекция актуальных описаний современных профессий на основе интервью с ведущими специалистами. С тех пор коллекция постоянно пополняется новыми сферами деятельности и представленными в них профессиями.

К началу 2017/18 учебного года на сайте был развернут первый сервис для самоопределения в виде профориентации. Это была адаптация известной с 90-х годов методики профессора Н.С. Пряжникова «Кто? Что? Где?». Сервис был разработан при активном участии автора и получил поддержку на заседании Отделения профессионального образования РАО. Характерной особенностью сервиса являлось то, что выдаваемые после тест-игры списки профессий были не результатом тест-игры, а индикатором успешности указания предпочтений: если предлагаемые профессии не нравятся пользователю, значит, он неудачно указал свои предпочтения. Поскольку сервис сохраняет выбранную конфигурацию и позволяет многократно её корректировать, нужно вернуться и внимательнее указать свои пожелания, пока итоговый список профессий не покажется удовлетворяющим. Тогда его можно рассматривать как результат и как профориентацию.

Заслуживает отдельного упоминания феномен, который проявился с рядом взрослых пользователей тест-игры. Обычно в результате появляется 3 группы списков: подходящие, близкие, неподходящие. Первая группа формируется исключительно из желаемых ответов. У некоторых взрослых этот список пуст. Мы объясняем это тем, что список пожеланий противоречив. Для осознанно проходящего тест-игру взрослого это может означать неосознаваемую им ситуацию внутреннего кризиса, готовности к смене устоявшейся трудовой деятельности: он неосознанно смешивает признаки существующей работы и желаемые её признаки, а они входят в противоречие.

К началу 2018/19 учебного года на сайте запущен рекомендательный сервис. Для рекомендаций используются выявленные в ходе тест-игры предпочтения, которыми отмаркированы описания профессий и образовательные мероприятия на сервисе InLearno. В качестве рекомендаций на экран выводятся первые три, наиболее релевантные предпочтениям, мероприятия и статьи. В дальнейшем мы планируем анализировать выбранные пользователем мероприятия, чтобы корректировать рекомендации с учётом реальных действий пользователя, а не только его мнения о себе. Помимо ранее реализованной тест-игры планируется добавить альтернативные тестирующие процедуры.

Параллельно традиционному набору профессий из списка профессора Н.С. Пряжникова, был реализован сервис на основе Атласа новых профессий, который получил большой резонанс в обществе. В результате, на основе той же тест-игры можно получить своё соответствие списку из Атласа. Одно из направлений развития сервиса самоопределения мы видим в адаптации его к альтернативным наборам профессий, альтернативным карточкам, что позволит помочь в самоопределении по другим основаниям и целям.

Напоминаем читателям, что на сайте размещена презентация и методические материалы, которые позволят провести урок по профориентации с опорой на тест-игру. Н.С. Пряжников, М.Э. Кушнир Профориентация, или профессиональное самоопределение? Платформа-навигатор, 1(4) 2018, С .37

Ключевые слова: самоопределение, образовательный досуг, профориентация, развитие, сервис, рекомендательный сервис, агрегатор, Атлас.