8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Многие специалисты настаивают, что система школьного образования не должна ограничиваться только обучением детей базовым дисциплинам. Современные школы должны готовить учащихся к выбору будущей профессии, по крайней мере, начиная с 11-12 лет. А еще лучше, если к будущей профессии дети начнут готовиться в детском саду.

Согласно статистическим данным, практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. А в будущем мы будем менять профессию вдвое чаще – порядка 6-8 раз. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше.

Конечно же, с формальной точки зрения система профориентации уже существует в российских школах, и даже вроде бы пытается работать (речь идет о тех экскурсиях на предприятия, с помощью которых старшеклассникам пытаются рассказать о разных профессиях). Но практика показала, что до сих пор не выработано единой системы информации и инструментов, которые бы действительно помогали учащимся выбрать свою профессию.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ШКОЛАХ РФ

Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить, какую именно профессию они предпочтут в будущем.

Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того, к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор вуза и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и, в лучшем случае, ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.

А вместе с тем, профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьёзно взглянуть на своё будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.

Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект «Зеленая кисточка», направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.

Благодаря «Зеленой кисточке», любой школьник из любого региона РФ, принимающий участие в проекте в течение шести месяцев, имеет возможность познакомиться с прикладными аспектами таких профессий как инженер-эколог и специалист по охране труда. При этом дети учатся ответственно относиться к сохранению окружающей среды и ценить как собственную безопасность, так и безопасность других людей.

Остается только сожалеть, что представители других отраслей до сих пор не оценили всю важность профориентации школьников и не прислушались к мнению Владимира Путина. А он не один раз заявлял о том, что современной России жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия.

ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого обучающимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятыми в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы «окунуть» обучающихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.

Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

ввели предметы, помогающие выбрать профессию;

сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии;

приглашали на уроки представителей разных профессий;

проводили «работающее» тестирование на определение профориентации.

ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБУЧАЮЩИМСЯ ВЫБРАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИЮ

Специалисты считают, что наиболее эффективными инструментами профориентации сегодня являются:

определение навыков при сопоставлении профилей работы;

тесты, направленные на определение способностей обучающихся с целью повышения их мотивации;

коллекции видео с интервью успешных в своей профессии людей, анализирующие детали, которые помогли им добиться успеха, и подчеркивающие важность школьного образования.

Продуктивным упражнением, особенно среди учеников младшей школы, является создание среды, в которой дети могут играть разные профессии. Например, в классной комнате можно «открыть» магазин или ресторан, чтобы ребята получили представление о том, как нужно обслуживать клиентов или управлять бизнесом.

Ролевые игры – интересный и эффективный способ, который помогает направлять образование. Некоторые задания могут выполняться дома. Например, дети, которым нравится работать с животными, могут добровольно участвовать в благотворительных проектах, чтобы убедиться в том, что профессия ветеринара станет для них верным выбором.

Безусловно, сложно выработать единую систему профориентации по всей стране. Но вполне возможно делать на местах многое, что связано с профориентацией, принципиально и последовательно.

Открытый для школ доступ к информации о рынке труда также может оказать существенное влияние на социальную мобильность школьников и их выбор профессии. Если ученики знают, какую зарплату получают специалисты той или иной сферы деятельности, где и как много вакансий, они, скорее всего, сделают выбор, который бросит вызов стереотипным представлениям о «правильной» работе.

Реальность заключается в том, что современный мир совершенно не похож на то время, которое было два десятка лет назад. И сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет: как в силу каких-то личностных особенностей или стереотипов, так и из-за изменившихся условий на рынке труда. Постоянно создаются новые специальности (о которых родители не имеют никакого представления) и для молодых людей открываются новые рабочие места.

Кстати, при определении перспектив трудоустройства сегодня важны не только когнитивные способности, но и некогнитивные навыки, характер, настойчивость, способность справляться с неудачей, устанавливать связи и критически мыслить.

Навигатор образования