8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Н.С. Пряжников, д.п.н., профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

М.Э. Кушнир, руководитель методической службы «Траектория таланта», член правления Лиги образования, сертифицированный Apple тренер образовательных программ, Apple Distinguished Educator-2000

Понятия «профориентация» и «профессиональное самоопределение» в данной статье не противопоставляются, а лишь уточняется соотношение между ними. Ставится проблема создания таких новых средств помощи, которые позволили бы самоопределяющемуся подростку действовать самостоятельно и многократно обращаться к соответствующим средствам. В качестве варианта такого средства мы предлагаем экспертную онлайн процедуру с элементами игры («тест-игру») «Кто? Что? Где?», созданную на основе авторской карточной методики с аналогичным названием, эффективно зарекомендовавшей себя в профконсультационной практике, но, к сожалению, имеющей и некоторые ограничения (сложность процедуры, необходимость специальной подготовки консультанта и др.). Предлагаемая онлайн технология имеет главным своим преимуществом простоту и понятность для подростка, а также — небольшое время для использования. Методика может применяться и с группой школьников (на базе компьютерных классов).

Методика предназначена для педагогов и психологов, работающих с самоопределяющимися подростками на базе школ и психологических центров.

The notion of «professional career guidance» and «professional self-determination» in this article is not opposed, but merely clarifies the relationship between them. Professional self-determination is regarded as the highest level of assistance teenager when he prepared for independent and informed decision of their career objectives, and in a broader sense, the problems relating to self-determination in social space where the choice of profession-only condition in order to become a full citizen of the country. Raise the problem of the creation of such new means of assistance that would samoopredeljajushhemusja a teenager to act independently and repeatedly refer to the relevant funds. Alternatively a tool we offer expert online guaranteed with elements of the game («test») «who? A what? Where, based on the author’s card technique with the same name, effectively proven in profkonsultacionnoj practice, but, unfortunately, has some limitations (the complexity of the procedure, the need for special training consultant, etc.). The proposed online technology has the main advantage of simplicity and clarity for a teenager, as well as a small time to use. The technique can be used with a group of students (based on computer classes).  Designed for teachers and psychologists working with school-based adolescent samoopredeljajushhimisja and psychological centres.

Designed for teachers and psychologists working with school-based adolescent samoopredeljajushhimisja and psychological centres.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, онлайн-технологии.

Keywords: vocational, professional self-determination, online technology.

В теории развести профориентацию и профессиональное самоопределение не сложно. Еще Е.А. Климов говорил об «ориентировании» школьника в мире профессий и о «само-ориентировании»: первое соотносимо с «профориентацией», а второе – с «профессиональным самоопределением» [1, c. 37-95].  Мы считаем, что «самоопределение» — это высший уровень ориентационной деятельности ученика. Верх успешности профориентационной помощи, когда удаётся не только заинтересовать школьника профориентационной проблематикой, но и обучить его самостоятельно и осознанно делать профессиональные выборы и планировать свою трудовую жизнь [4, c. 25-31]. По сути, это — формирование полноценного субъекта не только профессионального самоопределения, но и субъекта построения всей своей жизни, если исходить из того, что профессиональная линия развития, хотя и является «стержневой» и определяющей успех и удовлетворенность от жизни, но всё же не может рассматриваться вне контекста здорового досуга, семьи, приобщения к культурным ценностям [1; 5; 6; 8; 9].  Однако, выйти на такой уровень — создание условий для развития субъекта самоопределения — оказывается не так просто.  Условно можно выделить следующие важные причины («помехи»), мешающие формированию субъекта самоопределения:

  • недостаточное время для профориентационной работы в школах и во многих психологических центрах;
  • неготовность многих педагогов и психологов к решению такой задачи, несомненно, более сложной, чем давать школьникам готовые рекомендации о выборе профессии на основе традиционного тестирования;
  • несформированный запрос со стороны школьников и их родителей на такую помощь, когда от профконсультантов ожидают лишь готовых рекомендаций или помощи в «трудоустройстве» и др.

Понятно, что сразу эти «помехи» не устранишь, ведь это предполагает существенный пересмотр всей кадровой политики страны, где школьная профориентация должна занять своё особое место [6]. Более реалистично в этой ситуации было бы сконцентрироваться на разработке новых методик, позволяющих школьникам самостоятельно решать свои профориентационные проблемы. Большие возможности появляются здесь при использовании онлайн технологий, в частности, простых и компактных методик, работая с которыми школьник может делать первые шаги в прояснении своих профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций [7]. Естественно, нельзя сводить всю профориентационную работу только к подобным технологиям, но они могут оказаться незаменимыми, особенно в контексте указанных выше недостатков существующей на данный момент практики профориентации.

Настоящее время характеризуется ожесточёнными спорами о будущем образования. Одним из важных факторов, осознаваемых сейчас всё большим числом людей, является переход от работы как способа выживания к работе как способу самовыражения. Ещё есть те, кто ходит на работу от звонка до звонка, чтобы потом заняться тем, к чему лежит душа. Однако достаточно громко звучит голос о том, что на работе человек проводит слишком большую долю жизни, чтобы выбирать её не по душе, а исключительно ради  зарплаты. Одним из признаков «поколения Z», как бы не относиться к популярной у лекторов «поколенческой» модели, является отсутствие стремления к стяжательству, стремление жить сегодняшним днём. Как минимум, это слышимая в обществе логика, которая имеет всё больше сторонников.

В дискуссии об образовании тоже всё ярче заметна «вилка» между образованием как внутренним стремлением к познанию мира и как способом приобретения требуемых для рынка труда компетенций. Если первая трактовка выглядит более философской, то вторая предельно прагматична. Тем не менее, сам дискурс размывает всю массу обучающихся между этими полюсами и не может не влиять на логику выбора будущей роли на рынке труда. Тем самым, неизбежно изменение отношения к профориентации. Тем более, что само понятие «профессии» как устойчивого рода трудовой деятельности становится всё более расплывчатым: умирание профессий, размывание профессий, рождение новых, нарушение традиционной иерархической структуры… Публичные провокационные инициативы типа «Атлас новых профессий» заставляют задумываться о перспективе и динамике рынка труда в ближайшей перспективе. Это приводит к нарастанию нервозности при выборе профессий, расширению игроков на рынке поиска своей образовательной траектории и перспективной ниши на рынке труда, как бы ни относиться к понятию «перспективности»: для кого-то творческая самореализация, для кого-то высокая стабильная зарплата, для кого-то удовлетворение публичных амбиций…

В этих условиях хотелось бы найти «золотую середину» между проверенными практиками профориентации и современными средствами цифрового мира, способов коммуникации, общественных страхов и направлений поиска решения.

В группе компаний «Государство детей» (InLearno) наработан большой опыт организации доступа к занятиям в сфере дополнительного образования – Навигатор дополнительного образования iNLearno.ru. Он позволяет организаторам дополнительного образования зарегистрироваться и получить доступ к огромной Интернет–аудитории, а пользователям портала – получить информацию обо всех зарегистрированных мероприятиях и организациях. Однако, по мере роста предложения, становится всё сложнее искать нужное и интересное — простых рубрикаторов по очевидным критериям типа возраста, территории и подобных общих показателей становится недостаточно.

Возникла довольно очевидная мысль, что для облегчения поиска интересных развивающих образовательных мероприятий можно использовать диагностику в логике профориентации. Это позволяет не только выявить перспективные для диагностируемого сферы профессионального будущего, но и использовать выявленные предпочтения для подбора дополнительных развивающих мероприятий – помочь в построении индивидуальной образовательной траектории, на базе уже существующего каталога – с минимальной его доработкой. Так родилось новое направление в группе компаний – «Траектория Таланта». И пока Навигатор развивался, даже получил поддержку на федеральном уровне как тиражируемое по регионам решение, «Траектория Таланта» искала продуктивные методики диагностики.

Первым реализованным инструментом стала экспертная онлайн-система «Кто? Что? Где?» с игровыми элементами, которую для простоты назвали «Тест-игра для профессионального самоопределения». В первоначальном авторском варианте карточная методика «Кто? Что? Где?»  использовалась с 90-х годов и получила положительные отклики у профконсультантов-практиков в различных Центрах профориентации молодежи (Волгоград, Новосибирск, Омск, Томск, Ярославль …) [5, c. 188-198].

Однако, карточный (ручной) вариант обладает некоторыми недостатками, в частности:

1) предполагает самостоятельное изготовление психологами и педагогами стимульного материала (карточек), что затрудняет процесс подготовки и практического внедрения; 

2) методика требует много времени на проведение и сложна по процедуре, что предполагает дополнительную профессиональную подготовку консультантов.

Разработанная на основе первоначального (карточного) варианта методика значительно упрощена по процедуре, в частности, мы отказались от соотнесения каждого выбираемого действия и сферы труда с желаемыми для подростка качествами, заменив это соотнесение упрощенной процедурой выбора самих качеств.

В онлайн версии методика становится для подростка существенно более доступной и менее затратной по времени, уже не требует специальной подготовки консультанта и изготовления карточек. Онлайн версия при вдумчивом использовании может использоваться вообще без консультанта, хотя при наличии консультанта подросток может обратиться к нему с уже полученными результатами для совместного обсуждения: это заметно повышает диагностические возможности методики. Онлайн версия, размещенная в сети Интернет, предполагает неоднократное обращение подростка к методике для переоценки ранее обозначенных предпочтений. Итерационная логика методики повышает её диагностический потенциал.

Сама процедура работы в онлайн версии выполнена просто и понятно, что подтверждалось в ходе её апробации в школах и колледжах, а также — при демонстрации перед специалистами образовательных организаций. Простая и удобная форма работы включает в себя игровые элементы, имеет хороший дизайн, что также позитивно оценивается подростками.

По сравнению с более сложными методиками данная онлайн система имеет определённые преимущества, в частности:

1) информационная база включает более 100 профессий и видов трудовой деятельности, что повышает точность и конкретность выборов; 

2) сами профессии путем многоэтапного экспертирования соотнесены с трудовыми действиями, с основными сферами труда (типичными организациями) и с группами основных качеств человека.

В то же время, не следует относиться к данной онлайн системе как к полной и окончательной психодиагностике профессиональных намерений – она должна рассматриваться как предварительный этап профдиагностики, позволяющий в доступном для подростка режиме сделать первый шаг в понимании самого себя и своих намерений.  В таком понимании данная методика может занять важное место в общей схеме профориентационной помощи самоопределяющейся личности.

Простая и понятная форма работы является важным мотивирующим фактором для дальнейших шагов подростка в решении своих профориентационных проблем. А отсутствие повышенных требований к консультанту в сочетании с освобождением его от необходимости печатать карточки делает онлайн-версию существенно более удобной к применению в школах и колледжах, чем исходная настольная версия.

Изначально между «Траекторией Таланта» и автором методики было согласовано, что «профориентация» в логике создаваемого сервиса является понятной «упаковкой» для детей и родителей гораздо менее понятного для них «самоопределения»: нам важно выявить образовательные склонности и предпочтения, чтобы на их основе помогать строить индивидуальную образовательную траекторию через предложение конкретных образовательных активностей, которые накоплены в смежном информационном сервисе – Навигаторе.

В результате «тест-игра» появилась как версия карточной реализации методики, причём в игровом интерфейсе на основе сознательно упрощённой сортировки списков на желательное/нежелательное. Это сделано по двум причинам:

  • во-первых, не отпугнуть скучным тестированием; 
  • во-вторых, затянуть на повторные интеракции для изменения указанных предпочтений.

Главным достоинством карточной методики было подталкивание диагностируемого к осознанным рассуждениям о своих предпочтениях через вопросы консультанта по поводу логики разложения карточек диагностируемым. Здесь, в условиях отсутствия консультанта, нужен иной побудительный мотив для размышлений. Здесь мотивом возвращения и переоценки предпочтений может являться неудачный подбор профессиональных предложений: если итоговый подбор возможных профессий не нравится, значит, предпочтения указаны неудачно – их нужно поменять и посмотреть на новый результат.

Кроме того, предпочтения могут меняться со временем относительно того конкретного момента, когда сервисом пользовались. Возможность возврата к методике, её многократное использование позволяет переосмыслить предпочтения в другом состоянии, настроении, возрасте… Такая итерационная логика существенно повышает и точность диагностики и доверительное отношение к ней.

Пока в логике сервиса «тест-игра» не создан рекомендательный модуль, позволяющий по обозначенным при диагностике предпочтениям формировать ранжированный список образовательных предложений, он попадает исключительно в категорию инструментов профориентации. Впрочем, и после реализации рекомендательных эвристик существующие профориентационные возможности останутся в силе.

Такая множественная направленность полученного решения, наиболее явно проявляющаяся пока только в сфере профориентации, подтолкнула нас к подготовке побочного социального продукта на абсолютно безвозмездной основе: урок-презентации по профориентации в современных условиях. По этой презентации любой учитель, разделяющий логику презентации, может провести по ней урок с использованием «тест-игры». Он же может помочь своим ученикам разобраться с собственными желаниями. Для облегчения подготовки такого урока урок-презентация дополнена файлом с подробными комментариями к каждому слайду урок-презентации, а также коротким роликом (6 мин.) с изложением ключевых идей. Логика презентации и нашей работы также отражена в публикациях на сетевом информационном ресурсе Newtonew [2; 3; 4].

Предлагаемая «тест-игра» — экспертная онлайн методика «Кто? Что? Где?»  — создаёт условия для повышения поисковой активности самого школьника, для самостоятельного и осознанного выбора привлекательных трудовых действий, сфер приложения своих сил, для проявления и развития своих качеств. Даже, несмотря на краткосрочный характер процедуры, данная методика является средством для развития субъекта самоопределения. Одновременно она может рассматриваться в качестве составной части более обширной профоринтационной работы с обучащимися. И в этом смысле мы не противопоставляем профориентацию и профессиональное самоопределение, подчеркивая их взаимосвязь, но всё же, отдавая предпочтение «самоопределению».

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
  2. Кушнир М.Э. Ископаемый язык профессий (https://newtonew.com/opinion/iskopaemyy-yazyk-professiy) (дата обращения 20.11.2017)
  3. Пряжников Н.С. Что мы выбираем, когда выбираем профессию? (https:// newtonew.com/opinion/choose-life-or-profession)  (дата обращения 20.11.2017)
  4. Кушнир М.Э. Отвечая на вопросы о профессиях (https:// newtonew.com/opinion/professions-feedback) (дата обращения 20.11.2017)
  5. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд. центр «Академия», 2014а. – 416 с.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд. центр «Академия», 2014б. – 288 с.
  7. Пряжников Н.С., Гусев А.Н., Тюрин К.С., Самборская Л.Н.  Проектирование информационно-поисковых онлайн технологий в профессиональном консультировании (на примере экспертной системы «Выбирай и поступай — ВИП»)// Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 95-113 DOI
  8. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение. Словарь терминов. – М.: Академия, 2014. – 128 с.
  9. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.