8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Атабиева А.А. аспирант, «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», asyaatabieva@mail.ru

В статье представлены результаты анализа проведенного анкетирования школьников 9-10 классов г. Москвы. В ходе анкетирования обучающихся выявлены их интересы, намерения профессионального выбора, а также факторы, влияющие на профессиональное самоопределение.

In article are presented results of the conducted research of school students. The basic concepts of professional self-determination and professional formation of students are opened.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, самореализация, профессия, выбор профессии, , школьники.

Key words:  professional self-determination, professional formation, self-realization, choice of profession, research, school students.

Для человека выбор профессии является одним из главных способов существования в социальном мире и соотносится с жизненными ценностями. В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, С.Н. Чистяковой и Родичева, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова подробно рассмотрено профессиональное самоопределение (теоретико-методологическое обоснование, методические подходы, технологии и др.)

С.Н. Чистякова рассматривает «профессиональное самоопределение как процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей». [1] Пряжников Н.С. понимает профессиональное самоопределение, как активный поиск индивидуализированного отношения личности к объектам, раскрывающим ее деятельность в целенаправленной избираемой деятельности, и помимо этого, «нахождение смысла в самом процессе самоопределения». [2]

В своих работах Е.А. Климов утверждает, что профессиональное самоопределение формирует морально-нравственную зрелость, так как выбор профессии должен происходить не только по расчету и логическим основаниям. А также автор трактует профессиональное самоопределение как неограниченный и постоянный поиск возможностей развития. [3] Э.Ф. Зеер понимает профессиональное становление как развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности. [4]

Данными положениями автор статьи руководствовался в ходе проведения анкетирования обучающихся 9-10 классов в общеобразовательной организации г. Москвы.

Анкетирование проводилось на выявление готовности обучающихся к профессиональному выбору и социализации в обществе. Анкетированием было охвачено 90 обучающихся. Из них 40 учеников 9 класса и 50 — 10 класса.

В данном анкетировании не использовалась 100% шкала, так как ученики предоставили несколько вариантов ответа.

По полученным результатам в 9 классе 77% обучающихся не выбрали профессию. 56% школьников выбрали профессию. 15% учеников не уверены в собственном выборе. В 10 классе 53% обучающихся выбрали профессию. 70% респондентов не определились с выбором профессии. 23% учеников сомневаются в своем выборе.   

Большая часть девятиклассников предпочитают творческую сферу деятельности и юриспруденцию – 87%. 72% —  проявляют интерес в филологической сфере и 65% обучающихся интересуется математикой. Самые низкие показатели заинтересованности у школьников — это спортивная сфера деятельности — 52 %. Ученики 10 класса интересуются и хотят развиваться в юридической сфере – 82%. 76% учеников предпочитают профессию «адвокат». 72% учеников выбирают профессию: «прокурор», «историк», «лингвист» и «экономист». 66% обучающихся выделяют такие профессии как: корпоративный юрист, судья, маркетолог. 54% учеников предпочтение отдают таким профессиям, как: режиссер, управление персоналом, психолог, криминалист, переводчик, искусствовед, эколог, а также обучающиеся выбрали работу в области международных отношений,  антиквариата, госслужбы, киноиндустрии, исскуства, литературы.

В 9 классе 75% — выбрали профессию самостоятельно и только 62% учеников сделали выбор по совету родителей (родственников). 37%, школьников прислушались к совету друзей. В 10 классе 84% сделали выбор профессии самостоятельно. 72% старшеклассников сделали свой выбор под влиянием родителей и других родственников. На 42% —  оказало влияние занятие с психологом.

Для большинства девятиклассников главным смыслом жизни является семья — 77%, а также они считают, что благополучие в семье повлияет на улучшение мира в стране – 65%. 60% испытуемых смыслом жизни считают работу, приносящую удовольствие.  И 52% подростков смыслом жизни представляется реализация своей профессии и возможность путешествовать. 47% испытуемых смысл жизни видят в получении работы и стабильной зарплаты, в дружбе, искусстве, достижении поставленной цели, интересе к самой жизни, саморазвитии, а также смысл в жизни, по их мнению, заключается в жизни ради себя, в свое удовольствие. 42% учеников ответили, что смыслом жизни является получение от жизни эмоций, как положительных, так и отрицательных; смысл – в проживании ради прекрасного, в реализации своей мечты; жить, чтобы радоваться. 25% не знают в чем смысл жизни.

По результатам опроса обучающихся 10 класса смыслом жизни является прожить жизнь для себя, интересно и с пользой для человечества — 92%. 87% — уверены, что смысл жизни состоит в самореализации выбранной деятельности. Для 78% обучающихся смысл жизни – семья и оказание помощи другим.  Профессиональная карьера являются смыслом жизни для 72% респондентов.  60% учеников полагают смысл жизни заключается в самосовершенствовании и преобразовании мира.

58% школьников 9 класса после окончания школы намерены поступать в колледж или ВУЗ, а 43% — устроиться работать. В 10 классе 100% обучающихся ответили, что после окончания школы хотят поступать в ВУЗ или колледж, из них 64% школьников намерены одновременно с учебой устроиться на работу.

Большинство обучающихся 9 класса, а именно, 93% интересуются гуманитарной областью знаний. 80% расположены к изучению общественно-научной сферы и искусства. 68% опрошенных проявляют интерес к сфере обслуживания, предпринимательству и управленческой деятельности, а 63% учеников заинтересованы в овладении естественно-научной сферы знаний. 53% обучающихся — не имеют какие-либо конкретные интересы. Ученики 10 класса интересуются общественно-научной областью знаний – 70% и гуманитарной – 52%; для 40% школьников интерес представляет искусство. 34% опрошенных предпочитают заниматься в сфере обслуживания, посредничества, и управленческой деятельности. Естественно-научная область знаний привлекает 24% обучающихся 10 класса и 24% учеников ответили, что не обладают какими-либо интересами.

По полученным результатам ученики 9 класса предпочитают изучать иностранные языки — 90%, литературу — 83% и обществознание — 78%. 73% респондентов интерес проявляют к русскому языку, 65% — к математике, 58% обучающихся стремятся изучать историю. 48% — нравится осваивать биологию и физику. И 40% обучающихся стремятся осваивать физкультуру, географию, информатику, право и экономику. Обучающиеся 10 класса проявляют свой интерес к истории – 84%, обществознанию – 74% и литературе 74%.  Осваивают право и английский язык 58% учеников. 46% обучающихся нравится математика. 40% школьников преимущественно отдают предпочтение освоению экономики, химии и русского языка. 30% учеников заинтересованы в изучении алгебры, физической культуры и иностранного языка. 

В свободное время девятиклассники занимаются разнообразными видами деятельности. 90% респондентов предпочитают заниматься чтением. 83% учеников — спортом и работой за компьютером.  63%  обучающиеся занимаются пением и рисованием; изучают психологию, танцы, выставки и музеи, дополнительно изучают языки и т.д. 57% учеников посвящает свое свободное время музыкальным инструментам, вязанию и решению задач.

Большая часть десятиклассников также предпочитают чтение — 84% и занятия спортом — 76%, а также, рисование и работа с компьютером — 64%. 52% учеников любят играть на музыкальных инструментах и решать задачи. 44% обучающихся свое свободное время проводят за пением и 30% учеников занимаются вязанием. Некоторые из учеников указали другие виды деятельности, которыми они занимаются в свободное время. Например, 30% учеников предпочитают проводить свободное время с близкими людьми. Некоторые отдают предпочтение просмотру фильма – 30% или же редактированию видео – 30%. 46% обучающихся занимается фотографией и написанием рассказов.

Дополнительные кружки, специальные курсы ученики 9 класса посещают, как правило, все, но в то же время большинство из них готовится к сдаче ОГЭ – 90%. 72% учеников посещают дополнительные занятия истории и обществознания и 55% учеников берут уроки вокала. На дополнительных кружках и курсах 47% учеников изучают иностранные языки, посещают музыкальную школу и спортшколу. Ученики 10 класса занимаются спортивной деятельностью – 84%, посещают дополнительные занятия по обществознанию – 76%. 62% обучающихся занимаются дополнительно правом и 50% респондентов посещают дополнительные курсы по истории. 42% готовятся к сдаче ОГЭ.

Подавляющее большинство родителей девятых классов советуют своим детям продолжать обучение в старших классах — 90%,  колледже и лицее – 77%. В 10 классе ситуация обстоит иначе. 86% предлагают продолжать обучение в 10-11 классах и 65 % учеников получили совет от родителей поступить в лицей. 43% ученикам родители рекомендуют окончить 11 класс экстерном.

На вопрос о том, как готовятся к выбору профессии ученики 9 класса? Они ответили, что хотят что-то предпринять, но не знают с чего начать — 78% и такое же количество опрошенных ответили, что готовятся к выбранной профессии, но не указали её название. 23% не испытывают необходимости работы над собой и подготовки к выбору профессии. В 10 классе 46% респондентов ответили, что готовятся к избираемой профессии. 67% учеников отметили, что не знают с чего начать такую подготовку.

Что же предпримут обучающиеся в том случае, если вдруг не удастся реализовать свои профессиональные намерения? 89% опрошенных девятиклассников ответили, что будут пробовать снова реализовывать свои намерения. 69% опрошенных намерены добиваться поставленной цели. 57% учеников, в случае неудачи, попробуют избрать другое направление. И такой же процент опрошенных дали ответ, что последуют совету родителей. Десятиклассники поставили себе цель поступать в ВУЗ — 87%. В случае не поступления,  72% обучающихся намерены в следующем году вновь пробовать реализовать свои профессиональные намерения. 65%, —  в случае невозможности выполнения своих профессиональных намерений будут реализовывать свои намерения в другой области; устраиваться на работу; устраиваться на работу и одновременно поступать в ВУЗ; активизировать свои знания в избираемой области; устраиваться в волонтерские организации.

Для достижения цели в профессиональном выборе в качестве недостатков ученики 9 класса выделили следующие: несобранность, не сосредоточенность, невнимательность — 78%; лень — 70%; стеснительность, неуверенность, застенчивость — 63%; упрямство и решительность — 54%; плохое здоровье — 47%; рассеянность, забывчивость — 42%; некоммуникабельность – 38%; неусидчивость, чрезмерная активность – 35%; откладывание дел на потом — 29%.

Ученики 10 класса своими недостатками считают невнимательность – 89%; лень и неуверенность в себе, стеснительность – 82%. 76% обучающихся своими недостатками называют: неорганизованность и неумение распределять свое время. 62% учеников как недостаток считают: небольшое количество вакансий на выбранную деятельность, неусидчивость, принятие поспешных решений. 

На вопрос почему до сих пор не выбрали профессию, или же возможно есть сомнения в собственном выборе профессии? Ученики 9 класса ответили, что не могут сделать выбор из нескольких вариантов – 89%; 84% обучающихся ответили, что не знают, как выбрать профессию и плохо знают свои возможности; 45% — плохо знают мир профессий и такое же количество опрошенных не уверены будет ли востребована выбранная ими профессия.

По полученным данным 10 класса 73% обучающихся ответили, что не могут выбрать из нескольких вариантов ответ; 59% учеников плохо знают свои возможности. 42% школьников не ответили на данный вопрос. 35% учеников не знают, как выбрать профессию. А 24% плохо знают мир профессий и не уверены, что имеют способности к интересующей профессии.

Мир профессии, как и современный мир в целом, динамичен и сложен и порой человеку доставляет немалый труд сделать верный выбор. Необходимо обладать опытом в разных сферах профессиональной деятельности. Однако, как показывают результаты анкетирования, у большинства подростков отсутствует стремление сделать адекватный профессиональный выбор, они надеются на оказание помощи со стороны родителей и других взрослых. Мы также пришли к выводу, что в школе необходима систематическая работа по подготовке школьников к профессиональному самоопределению, что требует обеспечения педагогического коллектива соответствующей подготовкой.

Список литературы

  1. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод, пособие., — М.: 2005, с — 11.
  2. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учеб. пособие. — М.: 1999. с — 17.
  3. Климов Е.А. психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: 2004, с — 55-57.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий, -М.: 2003, с — 20.