8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Л. М. Москалёв

руководитель лаборатории железнодорожного моделизма Малой Октябрьской железной дороги, г. Санкт-Петербург

e-mail: pse2001@mail.ru

И. С. Сергеев

д.п.н., ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

e-mail: rigen@rambler.ru

Аннотация

Рассмотрено профориентационное значение железнодорожного моделизма как одной из современных форм «досугового самоопределения». Представлен опыт организации профориентационной работы с детьми и подростками в рамках ежегодной выставки железнодорожных моделей. Проанализированы проблемы, возникающие в ходе неформального профориентационного процесса, и их возможные решения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, дети, подростки, досуг, хобби, современные технологии

THE ANNUAL EXHIBITION «THE MODEL RAILROAD» AS A TOOL FOR PROFESSIONAL ORIENTATION

L. M. Moskalev

head of the laboratory of railway modeling

of Malaya Oktyabrskaya railway,

St. Petersburg

e-mail: pse2001@mail.ru

I. S. Sergeev

Phd., leading researcher, Federal Institute

of education development,

Russian Academy of national economy

and public administration

Moscow

e-mail: rigen@rambler.ru

Summary

The professional-orientation value of railway modeling as one of the modern forms of “leisure self-determination” is considered. The experience of the organization of career guidance work with children and adolescents in the annual exhibition of railway models. The problems arising in the course of informal career guidance process and their possible solutions are analyzed.

Key words: professional orientation, self-determination, children, teenagers, leisure, Hobbies, high tech

Многоаспектность профориентационной работы выводит её далеко за пределы образовательной программы. Большое значение для профессионального самоопределения детей и подростков имеет содержание их досуга. Досуг детей обычно понимается как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для различных видов полезной деятельности по собственному влечению детей. Два момента в этом определении – свобода и собственное влечение (интерес) – прямо указывают на наличие потенциала, которым обладает досуг детей для решения задач их самоопределения. Это позволяет говорить о «досуговом самоопределении» обучающихся, обоснованном в совместной публикации Н. С. Пряжникова и одного из авторов этой статьи [2]. Ближе всего к формату «досугового самоопределения» оказываются те формы детско-взрослой активности, которые реализуются в рамках хобби-контекста, в семье или в формате, близком к семейному, а также в неформальных детских и молодёжных сообществах.

Очевидно, что «досуговое самоопределение» представляет собой неразрывное единство профессионального, личностного и социального самоопределения растущего человека. В этой статье мы хотим сделать акцент на профориентационном значении одной из форм досуга, а именно – железнодорожного моделизма. На протяжении многих лет авторы этой статьи, сами являясь железнодорожными моделистами, решали и продолжают решать комплекс организационно-педагогических задач, связанных с повышением социально-образовательного, в том числе профориентационного потенциала этого современного вида хобби.

Профориентационное значение железнодорожного моделизма определяется тремя его основными особенностями.

Во-первых, железнодорожный моделизм – это один из видов технического творчества. Однако, в отличие от большинства других популярных видов технического моделизма (автомобильного, танкового, авиамоделизма, судомоделизма), железнодорожный моделизм отличается наиболее высоким уровнем сложности и комплексности. В его наиболее полном и совершенном виде он охватывает:

  • изготовление масштабных моделей подвижного состава железных дорог (локомотивов, вагонов, спецтехники) в полном соответствии с прототипами, включая соответствие масштабных размеров, деталировку, окраску, технические надписи;
  • обеспечение ходовых качеств локомотивов и других самодвижущихся единиц подвижного состава путём проектирования и изготовления электрической ходовой части, обеспечивающей модели масштабную скорость и определенную силу тяги, а также (в последние годы) – встраивание дополнительных дистанционно управляемых и программируемых опций, таких как разные варианты освещения, звуки, движение отдельных элементов (вентиляторы, жалюзи, двери, токосъёмники) и т.д.;
  • проектирование и воплощение определённого архитектурно-ландшафтного образа в виде макета или диорамы, на котором устанавливаются модели подвижного состава (или осуществляется их движение);
  • создание электрической схемы, обеспечивающей движение модельных составов по макету, в т.ч. с использованием современных цифровых технологий, а также вспомогательные опции (переключение стрелок, огней семафоров, светофоров и переездов, освещения зданий, перронов, улиц, движение автомобилей, работу поворотных кругов в депо, фонтанов, мельниц, аттракционов и других объектов на макете).

На практике, подавляющее большинство железнодорожных моделистов специализируются на одном-двух направлениях, например, «стендовики» (авторы стендовых, т. е. не обмоторенных, моделей подвижного состава), «макетчики» (создатели железнодорожных макетов и диорам), «электронщики» (разработчики электронных схем управления движением на макете) и т.д.. Однако, независимо от специализации, любой железнодорожный моделист должен в той или иной степени знать все смежные направления.

Во-вторых, железнодорожный моделизм – это хобби, которое сочетает в себе признаки искусства и технологии. За время своего существования оно прошло несколько этапов своего развития. До конца ХХ века моделизм был прежде всего искусством, а моделист – самодельщиком, главным инструментом которого были умелые руки, вооружённые традиционными инструментами – ножом, надфилем, кистью. Успех работы моделиста зависел от его собственного мастерства, глазомера, эстетического чувства. Моделист создавал свои работы – локомотивы, вагоны, строения на макете – как художник и скульптор.

В последние два десятилетия ситуация кардинально изменилась. Технологии промышленного моделизма, используемые в серийном производстве железнодорожных моделей (эта отрасль промышленности наиболее развита в Германии) не просто совершили резкий скачок, но и стали доступны, по существу, любому частному лицу, желающему их освоить. Современный железнодорожный моделист имеет у себя в мастерской (дома, в гараже, на даче) достаточно большой парк миниатюрных станков и агрегатов, позволяющих на высочайшем уровне копийности изготовлять модели, макеты и их отдельные элементы. Большой популярностью у современных российских моделистов пользуются такие технологии, как 3D-моделирование и прототипирование, фрезерование на станке с числовым программным управлением, лазерная резка, фототравление, литьё под низким (а в ряде случаев и под высоким) давлением, аэрография, термоперенос, тампопечать. Необходимо свободное владение комплексом профессиональных программ, таких как Corel Draw, AutoCad, SolidWorks.

В то же время каждая модель – это авторская работа, требующая уникальной комбинации современных технологий, а во многих случаях и сочетания их с традиционными – ручной резкой, склейкой и окраской картона, дерева, пластика, пайкой металла. Эти традиционные приёмы работы вполне доступны и для начинающих моделистов, начиная с младшего школьного и особенно с подросткового возраста. По-прежнему, огромную роль играет эстетическая составляющая, умение сделать модель не просто копийной, но и привлекательной, впечатляющей. Особенно это относится к изготовлению макетов, где значительно больше возможностей для авторского манёвра. Общая компоновка макета, архитектурное моделирование строений (которые тоже обычно имеют реальные прототипы), создание ландшафта, рельефа, зелёных насаждений, разного рода малых форм и деталей, придающих макету правдоподобие – это задачи художественного плана, для решения которых недостаточно технических навыков. Нужен ещё и глубокий эстетический вкус.

В-третьих, железнодорожный моделизм имеет выраженную гуманитарную составляющую, которая отражает его тесную связь с историей железных дорог, тесно вписанную в историю нашей страны и во всемирную историю. По правилам моделизма, каждая модель имеет свой прототип – паровоз или электровоз определённой серии, электропоезд или вагон того или иного типа, у которого есть своя собственная история. Диорамы и макеты, как правило, тоже представляют собой конкретный участок железной дороги – отечественной или зарубежной – либо типичный, собирательный образ, с характерными строениями вокзалов, депо, пакгаузов, водонапорных башен и т.д. Часто образцами для работ моделистов становятся прототипы, которые не сохранились до настоящего времени (например, русские паровозы массовых серий Щ, Н, Лп, ИС, порезанные в своё время на металлолом, или старинное здание станции «Семрино» Октябрьской ж. д., варварски разрушенное несколько лет назад).

Таким образом, профориентационное значение железнодорожного моделизма определяется двумя его основными аспектами – деятельностным (искусство, мастерство, современные технологии) и познавательным (история и современная жизнь железных дорог). Соответственно, профессиональное самоопределение юного любителя железнодорожного моделизма может идти по одному из двух основных путей, и результатом может стать выбор:

  • во-первых, одной из множества профессий, связанных с работой на железной дороге;
  • во-вторых, любой высокотехнологичной профессии, предполагающей работу с производственными технологиями, подобными тем, которые используются в современном моделизме.

Образовательное, личностно-развивающее значение железнодорожного моделизма не ограничивается профориентационным аспектом. Как показывают многолетние наблюдения авторов, игры детей с модельной железной дорогой (сборка и разборка рельсового полотна, установка состава на пути и т.д.), начиная уже с трёхлетнего возраста, способствуют развитию тактильных ощущений и мелкой моторики. При этом ребёнок прекрасно осознаёт отличия «настоящей», «взрослой» игрушки, которой является железная дорога, от всякого рода «мягких развивающих конструкторов» и прочих игр, разработанных специально для ранних возрастов; у него формируется чувство ответственности и актуализируется чувство собственного достоинства. Огромное значение имеет железнодорожный моделизм как вид семейного (причём преимущественно «мужского») хобби, способствующего формированию первичных навыков деловой, конструктивной коммуникации. Впоследствии, это хобби приобретает характер коллективного общения с ровесниками: «играть в железную дорогу», а потом и строить макет в группе товарищей значительно интереснее, чем в одиночку. Наконец, железнодорожный моделизм – это прекрасная практическая, прикладная база для формирования знаний по геометрии (параллельность рельсов, рельсовый круг и овал, прямые и отрезки), электричеству и электротехнике (правильное подключение электропитания, полярность, постоянный и переменный ток, трансформатор, светодиоды, техника безопасности и т.д.), навыков конструирования (проектирование и сборка рельсового пути различной конфигурации с использованием прямых и кривых участков, стрелок, глухих пересечений, разноуровневых развязок и т.д.). Всё это сопровождается ярким, позитивным эмоциональным восприятием настоящего, не планшетного миниатюрного мира, в котором ребёнок выступает автором, творцом, художником, сценаристом и режиссёром.

В нашей стране активное развитие железнодорожного моделизма как массового хобби детей и взрослых начинается с середины 60-х гг. прошлого века, в связи с началом поставок в СССР серийных железнодорожных моделей производства ГДР в трёх популярных масштабах – 1:87, 1:120 и 1:160. В 70-80-е гг. в разных уголках страны, в железнодорожных школах, при станциях юных техников, в домах пионеров открываются кружки железнодорожного моделизма, где использовались и более крупные масштабы, например 1:20. В этот же период в нашей стране появляются моделисты-любители, авторы самостоятельно выполненных масштабных моделей подвижного состава и железнодорожных моделей. Выходит первое в нашей стране практическое пособие по железнодорожному моделизму [1].

С 1975 г. в Ленинграде действовало первое в стране любительское общественное объединение — Ленинградский клуб железнодорожного моделизма. Члены клуба в 70-80-е гг. неоднократно проводили небольшие модельные выставки в Центральном музее железнодорожного транспорта (ЦМЖТ, до 1986 г. – Железнодорожный музей при ЛИИЖТе). Общественно-политические перемены в стране на рубеже 80-90-х гг. вызвали, в том числе, и массовый рост интереса к истории железных дорог. В 1990 г. было создано Всероссийское общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), в структуре которого образовано две основные секции – «натурная» и «модельная». Совместными усилиями ВОЛЖД и ЦМЖТ в 1992 г. в Санкт-Петербурге была проведена первая всероссийская выставка железнодорожных моделей. Начиная с 1994 г., выставка становится ежегодной. Один из авторов этой статьи (Л. М. Москалёв) – бессменный участник оргкомитета выставки с первого года её работы.

Вплоть до конца 90-х гг., пока в Санкт-Петербурге не было железнодорожно-модельных магазинов, да и досуговое пространство для разных возрастов еще не сформировалось, выставка в ЦМЖТ пользовалась большой популярностью. У входа в музей порой выстраивались огромные очереди. На волне популярности она обретала свое лицо, круг постоянных участников-моделистов, в том числе иностранных и корпоративных (среди которых — первые в нашей стране специализированные фирмы по производству железнодорожных моделей «ТТ-Модель» и «Пересвет»). Постепенно определилось оптимальное время для проведения выставки — дни весенних школьных каникул.

С первых лет выставки и вплоть до сегодняшнего дня основную часть экспозиции составляют модели подвижного состава отечественных железных дорог (локомотивов, вагонов, спецтехники) — авторские работы и модели-конверсии, созданные любителями из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Крыма, других уголков России, а также Украины, Латвии, Германии, Чехии, Финляндии, Польши и других стран. Модели выполнены в разных масштабах, принятых в среде железнодорожного моделизма – от 1:22,5 (типоразмер II) до 1:400 (типоразмер Т). За долгие годы выставка стала своеобразным всероссийским смотром модельного подвижного состава, и многие моделисты-любители из года в год готовят к выставке свои очередные новинки. Пространственный объем экспозиции имеет свои пределы (витрины вмещают в себя суммарно около 500 моделей), поэтому все экспонаты проходят тщательный предварительный отбор. Кроме моделей подвижного состава, на выставке каждый год можно увидеть несколько макетов и диорам.

В 2017 г. было торжественно отмечено 25-летие выставки «Железнодорожная модель». Четверть века – большой срок, за это время многое изменилось в обществе и государстве, в восприятии нашей истории и культуры, в технологиях моделизма, в отношении людей к образованию и культурному досугу. В определённом смысле, вся история выставки – это история появления, осмысления и разрешения всё новых и новых проблем. И почти все эти проблемы носят психолого-педагогический, профориентационный характер.

Одной из первых была осмыслена проблема дисбаланса между технической и гуманитарной составляющими выставки. Подавляющее большинство моделистов – участников выставки – пришли в моделизм со своими техническими интересами и имеют инженерно-техническое образование. А значит – соответствующим образом подаются посетителям экспонаты. Постепенно стало ясно, что нужно усилить культурологическую составляющую выставки.

Прежде всего, была реализована идея тематических экспозиций, приуроченных к определённым памятным датам из истории отечественных железных дорог. Так, в 2007 г. был оформлен стенд, посвященный 75-летию поезда «Красная Стрела» Москва – Ленинград (Санкт-Петербург), в витрине которого стояли модельные составы в масштабе 1:120 из коллекций московских и петербургских моделистов, представлявшие знаменитый экспресс в разные периоды его эксплуатации. В 2014 г. один из разделов модельной экспозиции был посвящен юбилейным датам, связанным со строительством БАМа, а в 2017 г. – 25-летию петербургской фирмы по производству железнодорожных моделей «ТТ-Модель». Между прочим, свидетельство о регистрации фирмы «ТТ-Модель» в 1992 г. подписал тогда мало кому известный петербургский чиновник В. В. Путин.

Ещё одним решением проблемы стало изменение формата этикетажа. Традиционная техническая информация о модели (название прототипа, масштаб, автор) была дополнена короткой исторической справкой. Заметим, что у каждой модели есть как минимум «три истории». Во-первых, это история серии или типа подвижного состава, которую она представляет (например, вагоны СВПС – «Общества спальных вагонов прямого сообщения» или паровоз серии Э). Во-вторых, это история конкретного прототипа, обычно локомотива (например, тепловоза ТЭП80-0002, на котором в 1993 г. был установлен до сих пор непревзойдённый мировой рекорд скорости для пассажирских тепловозов – 271 км/ч). В-третьих, это история самой модели, которая в некоторых случаях может представлять не меньший интерес, чем история прототипа (например, первые в нашей стране серийные железнодорожные модели, выполненные в 1986 г. на станке с ЧПУ петербургским моделистом Виктором Дёминым).

Другая проблема, с которой столкнулся оргкомитет выставки – это омоложение среднего возраста посетителей. Если в 90-е гг. большую часть контингента составляла молодёжь – подростки, старшие школьники и студенты, – то в настоящее время более половины посетителей – родители с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С одной стороны, это благоприятная тенденция, свидетельствующая о том, что новое поколение молодых родителей активно ищет новые, современные формы детского и семейного досуга (особенно непросто найти подходящие форматы для мальчиков). С другой – прежние образовательные и профориентационные подходы, используемые в рамках выставки, с новым контингентом перестают работать. Приходится отказываться от традиционного (и очень удобного для участников выставки) представления о том, что в музей железнодорожного транспорта пришли уже в основном серьёзные, определившиеся люди, интересующиеся железными дорогами и моделизмом на профессиональном уровне, с которыми можно общаться на равных. Здесь нужно заметить, что многие моделисты – участники выставки – это люди, связавшие свою жизнь с железными дорогами и влюблённые в своё дело: машинисты электровозов и электропоездов, работники депо, диспетчерских и сервисных служб. Однако лишь немногие из них имеют опыт педагогической работы и способны найти подход к детям.

Решая эту проблему, мы ввели новые форматы работы, предполагающие живое разновозрастное общение, а также – собственную активность детей младших возрастов. В числе таких форматов – экскурсии по выставке, а также открытые семинары для моделистов и любителей железных дорог. Ежегодно в дни работы выставки проходит 2-3 таких семинара, на которых обсуждаются самые разные темы («Искусство формирования составов модельных поездов», «Электроника на макете», «Деревянное зодчество на железной дороге и на макете», «Узкоколейная тема в моделизме» и т.д.). Каждый цикл семинаров представляет собой, по существу, уникальную научно-популярную конференцию по вопросам железнодорожного моделизма в контексте истории железных дорог, аналогов которой в нашей стране нет.

В 2018 г. в рамках одного из семинаров впервые состоялось открытое обсуждение опыта работы юных железнодорожных моделистов – участников выставки с детских железных дорог из Кратово, Новомосковска, Санкт-Петербуга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга. В большинстве своём это подростки (ученики 5-8 классов), уже связавшие свой профессиональный выбор с железными дорогами. Сам факт их участия в выставке, нарядная форма юных железнодорожников, диорамы и модели, выполненные ими на хорошем уровне – всё это производит большое впечатление на маленьких посетителей.

С 2018 г. в работе выставки активно участвует ещё один социальный партнёр – производитель сборных моделей из картона «Умная Бумага» («УмБум»). Специально для старших дошкольников и младших школьников был организован мастер-класс по сборке моделей «УмБум» серии «Железная дорога» (локомотивы, вагоны, строения) в популярном модельном масштабе 1:87.

Ещё один аспект омоложения контингента связан с восприятием различных типов экспонатов. Если взрослые люди интересуются прежде всего деталировкой, масштабной копийностью и качеством исполнения моделей, то маленьких посетителей интересует прежде всего всё большое, яркое, светящееся, движущееся. Диорамы с домами, рельсами, деревьями и человечками для них интереснее, чем модели подвижного состава, но наибольший интерес представляют макеты, на которых организовано движение. Таких макетов в нашей стране построено не так уж и много, и большинство из них нетранспортабельны. По счастью, у выставки уже давно существует свой большой действующий макет, созданный в конце 1990-х – начале 2000-х гг. клубом петербургских любителей при участии модельной фирмы «Пересвет». Участию в выставке других действующих макетов также уделяется большое внимание. Кроме того, в последние годы всем участникам рекомендуется, по возможности, размещать свои модели на небольших тематических диорамах, что заметно повышает их привлекательность, особенно для детей и подростков.

Проведённый в 2000-е гг. анализ поведения юных посетителей выставки позволил нам выявить ещё одну, может быть, центральную проблему, связанную с недостаточной осознанностью восприятия экспозиции. Дошкольники и школьники быстро обходят выставку, пробегая взглядом по витринам, задерживаясь лишь у макетов, на которых организовано движение. А ведь в витринах выставки представлены не серийные поделки, стоящие на полках игрушечных магазинов, а уникальные, созданные чаще всего в единственном экземпляре, авторские работы, на изготовление которых иногда уходит по несколько лет! Как довести это до сознания юных посетителей, как подвигнуть их к более внимательному отношению к моделям, стоящим на витринах?.. Практическим ответом на этот вопрос стал Конкурс зрительских симпатий.

Ранее, в 1990-е – в начале 2000-х гг. в ходе выставки проводился профессиональный конкурс железнодорожных моделей по международной системе MOROP. Это требовало больших усилий по организации работы жюри и экспертизе представленных на выставке моделей (а их, как правило, более 400 единиц), особенно их ходовых качеств. Результаты такого конкурса были интересны исключительно для самих участников – моделистов. Введение, вместо этого, в 2011 г. нового Конкурса зрительских симпатий означало поворот выставки «лицом к массовому посетителю». Теперь каждый посетитель выставки, независимо от возраста, получил право проголосовать за три особенно понравившиеся ему модели или макета. Благодаря этому, посетитель ставится в совершенно иную – рефлексивную – позицию по отношению к экспонатам. Перед ним стоит определённая цель – выбрать лучшие модели, и его «посетительское поведение» становится осмысленным и заинтересованным. Попутно возникают вопросы: почему модели разного размера? Из чего и как они сделаны? Могут ли они сами ездить по рельсам? Кто и когда их сделал? Это выдумка моделиста, или действительно на железной дороге работают такие машины?.. И т. д. Посещение выставки становится для всех участников – юных и взрослых – активным познавательным процессом, основанным на субъектной позиции. В последний день выставки, в час официального закрытия, проводится торжественное награждение моделистов – победителей и лауреатов Конкурса зрительских симпатий, набравших наибольшее количество голосов.

Статистика выставки 2018 г. показывает, что в конкурсе активно принимают участие все возрастные группы. За самых маленьких участников бланки для голосования заполняют их родители. Можно привести и конкретные цифры: дети дошкольного возраста составляют 7% от общего числа проголосовавших на Конкурсе зрительских симпатий, младшие школьники – 18%; подростки (11-15 лет) – 16%, студенческая молодёжь (16-20 лет) – 9%.

Наконец, ещё одна «вечная» проблема выставки и всего железнодорожного моделизма – как вовлечь в наше хобби подрастающее поколение? Практика показывает, что с помощью выставки железнодорожных моделей проще заинтересовать ребёнка и подростка железнодорожными профессиями, чем моделизмом. Из книги отзывов, 2017 г.: «Вот уже пятый год мой ребенок приводит меня на весеннюю выставку моделей. За это время мальчик принял решение связать свою будущую судьбу с железными дорогами — он хочет стать профессионалом в этом деле. Естественно, я благодарна организаторам выставки! С пожеланием новых успехов, Вера Кнорринг». Далеко не один юный посетитель выставки и Центрального музея железнодорожного транспорта избрал для себя подобный путь. Но многие ли из них нашли себя в железнодорожном моделизме?… Тенденция последних десятилетий однозначна: все виды моделизма во всех странах мира «стареют», всё меньше приходит молодёжи. Основная причина – развитие компьютерных технологий и витруальных миров, снижение интереса к сложным видам хобби, требующих реального ручного труда.

Однако и здесь нашлось решение, предполагающее создание новых возможностей для активного участия разных поколений в дело железнодорожного моделизма. Это решение – модульный макетный моделизм. Традиционный железнодорожный макет – громоздкая и дорогостоящая вещь, строительство которой требует нескольких лет, а размещение – отдельной комнаты, что мало кто может себе позволить. Это – одна из главных причин недостаточной популярности железнодорожного моделизма: даже простое коллекционирование модельных поездов теряет свою привлекательность, если нет макета и негде их покатать. Построение макета на модульной основе – принципиально новый подход, позволяющий обойти все трудности. В этом случае строительство железнодорожного макета становится коллективным делом – каждый участник создаёт один или несколько компактных модулей (длиной от 30 до 120 см), которые не требуют больших расходов, могут храниться в любой квартире и транспортироваться на легковой машине. Авторы модулей оформляют их в соответствии со своими творческими желаниями (например, станция, перегон, переезд, мост над рекой и т.д.), предварительно договариваясь о единой тематике (например, неэлектрифицированная линия отечественных железных дорог периода 70-80-х гг. прошлого века). Конструкция всех модулей выполняется по единому стандарту, что позволяет собирать из них большой макет той или иной конфигурации, на котором можно эксплуатировать модельные поезда. С определённой периодичностью авторы модулей собираются вместе и осуществляют сборку общего модульного макета.

В Санкт-Петербурге первая такая модульная сборка была осуществлена в дни выставки «Железнодорожная модель – 2018». Центральный музей железнодорожного транспорта предоставил для этого один из своих залов. Общий макет включал восемь модулей, выполненных в масштабе 1:120, в создании которых приняло участие 13 человек. Самый юный участник строительства – 11-летний Дмитрий Соколов. На всём протяжении выставки любой желающий мог принести модельные поезда из своей коллекции (или построенные самостоятельно) и эксплуатировать их на общем модульном макете. Это мероприятие вызвало огромный интерес не только у уже «состоявшихся» моделистов и любителей железных дорог, но и у всех посетителей выставки. Завершением этой работы стал открытый семинар «Модульное движение в российском железнодорожном моделизме: проблемы и перспективы», многие участники которого, в том числе иногородние, высказали намерение присоединиться к проекту, построить свой модуль и принять участие в сборке общего макета в ходе следующей выставки.

В заключение отметим особенность ежегодной выставки «Железнодорожная модель»: по своей организационно-управленческой модели она является примером социального партнёрства, не обладая выраженной ведомственной принадлежностью. Очевидно, что одним из главных благополучателей профориентационных результатов выставки является ОАО «Российские железные дороги», но за все годы работы выставки ОАО РЖД ни разу не принимала участие в её организации. Безусловно, это задаёт некоторые финансовые ограничения на этапах подготовки и проведения выставки, зато существенно повышает гибкость и оперативность в принятии решений, свободу самоопределения и равноправный характер участия всех основных организаторов (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей железнодорожного транспорта», Всероссийское общество любителей железных дорог, организованные и неформальные сообщества моделистов – секции и кружки железнодорожного моделирования, в т.ч созданные при образовательных организациях, клубы любителей моделизма и т.д., а также российские предприятия – производители серийных железнодорожных моделей). При этом каждый из участников выставки в той или иной форме вовлечён в профориентационные процессы и заинтересован в их результатах. На наш взгляд, именно такая модель организации задаёт наиболее перспективный образ профориентационной работы с детьми и молодёжью, обеспечивающий личностно-ориентированный характер профессионального самоопределения, свободный от любых авторитарных и манипулятивных воздействий – и вместе с тем обладающий высокой эффективностью.

Литература

  1. Барковсков, Б. В., Прохазка, Л. Н., Рагозин, Л. Н. Модели железных дорог / Под ред. Б. В. Барковскова. – М.: Транспорт, 1980. – 224 с.
  2. Пряжников, Н. С., Сергеев, И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2015. – № 4; Доступ: www.science-education.ru/127-20959 (Дата обращения: 13.07.2018).