8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

БЛИНОВ Владимир Игоревич,

доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС), Москва

endless111@yandex.ru

ЕСЕНИНА Екатерина Юрьевна,

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС), Москва

kate604@yandex.ru

СЕРГЕЕВ Игорь Станиславович, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС), Москва

rigen@rambler.ru

В 2018 г. коллективом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС был проведён сопоставительный анализ стратегий социально-экономического развития регионов и программ развития профессионального образования субъектов РФ. В результате анализа были выявлены дефициты и незадействованные резервы в проектировании процессов развития региональных систем профессионального образования и в соответствующих региональных программах, в том числе:

  1. степень согласованности региональных программ со стратегиями социально- экономического развития региона и задачами подготовки кадров для передовых технологий;
  2. обеспечение эффективного функционирования в субъектах федерации моделей и стратегий системного управления кадровым потенциалом; органов государственно-общественного управления кадровым потенциалом и профессиональным образованием; механизмов многоуровневого межинституционального взаимодействия;
  3. связь программ развития профессионального образования с региональной инвестиционной политикой, в том числе: учёт особенностей региональных инвестиционных проектов как оснвоы для прогноза потребностей в кадрах; разработка комплекса мер по привлечению ресурсов в систему профессионального образования;
  4. системный подход к кадровому обеспечению региональной системы профессионального образования (повышение квалификации руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, проведение стажировок на профильных предприятиях, обучение работе с цифровыми ресурсами в образовательном процессе и т.д.);
  5. использование современных управленческих подходов (стратегическое планирование, проектное управление) при подготовке региональных программ и проектов развития профессионального образования, а именно:
  • соблюдение программно-целевой логики «проблема – ожидаемые результаты (целевые показатели) – задачи – мероприятия (бюджет)»;
  • разведение и раздельное обоснование процессной и проектной частей программы;
  • формирование системы содержательного мониторинга и оценки результатов реализации программ;
  • определение ожидаемых рисков и путей их минимизации;
  1. степень согласованности программ развития профессиональных образовательных организаций с региональной программой развития профессионального образования.

Для преодоления обозначенных дефицитов и решения главной системной проблемы (отсутствие эффективного управления кадровым потенциалом региона, как следствие – профессиональным образованием и его развитием) были разработаны Методические рекомендации по модернизации региональных программ развития профессионального образования. Они направлены на оказание практической помощи высшим органам исполнительной власти и органам исполнительной власти в сфере образования субъектов Российской Федерации и содержат:

  • рекомендации по организационным условиям модернизации региональных программ развития профессионального образования;
  • рекомендации по формированию структуры и содержания программ;
  • рекомендации по формированию критериев и показателей результативности реализации программ;
  • рекомендации по формированию программ развития профессиональных образовательных организаций.

Методические рекомендации по модернизации

программ развития профессионального образования

субъектов Российской Федерации в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития

1. Общие положения

Методические рекомендации по модернизации программ развития профессионального образования субъектов Российской Федерации (далее – Программы) в соответствии со стратегическими задачами регионального социально-экономического развития (далее – Методические рекомендации) направлены на оказание практической помощи высшим органам исполнительной власти и органам исполнительной власти в сфере образования субъектов Российской Федерации при модернизации Программ, обеспечения быстрого реагирования на изменения в структуре кадровых потребностей субъекта Российской Федерации в части подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров.

Методические рекомендации содержат:

  • рекомендации по организационным условиям модернизации Программ;
  • рекомендации по формированию структуры и содержания Программ;
  • рекомендации по формированию критериев и показателей результативности реализации Программ;
  • рекомендации по формированию программ развития образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО.

Методические рекомендации направлены на решение задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РоссийскойФедерации на период до 2024 года», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642), учитывают опыт Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив» по внедрению Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (https://asi.ru/staffing/standard), а также проекты «Программы модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров» (https://rkadr.miccedu.ru/&specialPage=rkadry) и национального проекта (программы) по направлению «Образование» (https://rg.ru/2018/07/31/olgavasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html).

Необходимость проведения системных преобразований, выстраивающих практико-ориентированную подготовку кадров в соответствии с приоритетами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования на уровне современных стандартов и передовых технологий определяется также рядом документов:

  • Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», п.п. 33, 35;
  • Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам», п.5;
  • перечень поручений Президента РФ от 2 ноября 2017 года по итогам встречи с членами национальной сборной РФ по профессиональному мастерству, состоявшейся 24 октября 2017 г. № Пр-2225, п. 2 а);
  • перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2017 г. от 22 февраля 2018 г. № Пр-321ГС, п.5 б);
  • перечень поручений по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Свердловскую область 6 марта 2018 г. от 6 апреля 2018 г. № Пр-580, п.п.1 а),1 б),1 в), 3;
  • перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 15 марта 2018 г., п. 1) б;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», паспорт, подпрограмма 1;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», разделы IV, VI, раздел 2 «Дорожной карты»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р (в ред. от 23 ноября 2017 г.) «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий», План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»;
  • приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), паспорт утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. № 3:
  • нормативные правовые акты федерального уровня, определяющие отраслевые стратегии развития;
  • нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.

2. Основные понятия, обозначения, сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование.

ПОО – профессиональные образовательные организации.

ППКРС – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

ППССЗ – программы подготовки специалистов среднего звена.

3. Рекомендации по организационным условиям модернизации программы развития профессионального образования в субъекте Российской Федерации

Эффективность модернизации Программы зависит от кадровой политики, основанной на анализе и определении приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, создания условий, обеспечивающих соответствие структуры выпуска по программам СПО и профессионального обучения актуальным потребностям субъекта Российской Федерации. Эти задачи лежат в рамках полномочий отраслевых региональных органов исполнительной власти, поэтому рекомендуется создание координационного органа управления кадровой политикой при Правительстве субъекта Российской Федерации или наделение его полномочиями уже имеющейся структуры.

В состав координационного органа могут входить представители региональных органов исполнительной власти в сфере образования, труда и занятости, экономического развития, инвестиционной политики; представители бизнеса (ведущих отраслевых работодателей и региональных объединений работодателей, общественных организаций и т.д.); региональных органов исполнительной власти, осуществляющих подготовку кадров либо имеющих в профильных государственных программах задачи кадрового обеспечения отрасли.

В полномочия такого органа рекомендуется включать:

1) согласование приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе стратегического планирования и прогноза технологического развития Российской Федерации в целом и отдельных отраслей, определяющих экономику региона;

2) согласование стратегии кадровой политики субъекта Российской Федерации;

3) обеспечение платформы для взаимодействия всех заинтересованных сторон по вопросам:

  • прогнозирования потребностей в кадрах в разрезе конкретных квалификаций по приоритетным отраслям экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации;
  • формирования региональной сети профессиональных образовательных организаций на основе кластерного принципа;
  • формирования государственного заказа на подготовку кадров с учетом выявленных потребностей;
  • создания условий для диверсификации образовательных программ, отвечающих требованиям гибкости, адаптивности, практикоориентированности и принципу непрерывности образования;
  • создания (развития) региональной системы профессиональной ориентации, в том числе по профессиям и специальностям, ориентированным на высокие технологии;
  • деятельности управленческих команд отраслевых региональных органов исполнительной власти, команд инвестиционных проектов, крупных предприятий в части подготовки кадров.

В целях обеспечения организационно-методического сопровождения деятельности координационного органа управления кадровой политикой при Правительстве субъекта Российской Федерации рекомендуется создавать проектный офис по кадровой политике при губернаторе субъекта Российской Федерации.

К функционалу проектного офиса может быть отнесено:

  • координация формирования государственного заказа на подготовку кадров с учетом приоритетов развития региона;
  • сопровождение создания (развития) региональной системы профессиональной ориентации, в том числе по профессиям, ориентированным на высокие технологии;
  • организация работы по внедрению моделей практико-ориентированного образования, обновлению содержания образовательных программ, соответствующих потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы, в том числе по передовым технологиям;
  • организация работы по цифровизации системы профессионального образования;
  • формирование центров опережающей профессиональной подготовки;
  • организация ежегодного регионального мониторинга состояния системы подготовки кадров, в том числе для передовых технологий;
  • организация деятельности по технологической и содержательной актуализации региональных информационных ресурсов в части подготовки кадров и т.д.

4. Рекомендации по формированию структуры и содержания программы

Программа разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 с изм. и доп. 15 ноября 2017 г.

Рекомендуется согласовать ее цели, задачи, показатели и ожидаемые результаты на заседании координационного органа субъекта Российской Федерации. Программу рекомендуется включать в качестве структурного элемента (подпрограммы) в государственную программу «Развитие образования» субъекта Российской Федерации. Программа должна быть построена на принципах программно-целевого управления.

Наиболее значимые цели модернизации профессионального образования рекомендуется отразить в паспорте государственной программы «Развитие образования» субъекта Российской Федерации

В паспорте государственной программы «Развитие образования» субъекта Российской Федерации должны быть отражены:

  • основные меры правового регулирования в сфере профессионального образования, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов программы развития профессионального образования (перечень необходимых нормативно-правовых документов, график их разработки и внедрения, создание экспериментальных площадок, центров опережающей профессиональной подготовки и т.п.);
  • перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях программы развития профессионального образования с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями государственной программы в целом.

В программе развития профессионального образования должны быть отражены направления развития и деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, а также профессионального обучения, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При подготовке Программы предлагается разработать следующие дополнительные и обосновывающие материалы:

  • характеристика текущего состояния системы профессионального образования, основные показатели и анализ рисков, значение для социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе для сектора передовых технологий, с учетом анализа вопроса о подготовке кадров в региональных отраслевых государственных программах и инвестиционных проектах (при наличии);
  • прогноз развития системы профессионального образования субъекта Российской Федерации с учетом приоритетов социально-экономического развития субъекта и Российской Федерации в целом, практикой внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста;
  • прогноз появления новых, востребованных профессий и специальностей СПО как основы для предложений по актуализации перечня профессий и специальностей СПО;
  • прогноз ожидаемых результатов Программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества профессионального образования и его влияние на развитие сектора передовых технологий в субъекте Российской Федерации;
  • региональную номенклатуру профессий, специальностей (ТОП-РЕГИОН), направлений подготовки по видам и уровням образования;
  • формирование региональной сети ПОО на основе кластерного принципа с учетом создания центров опережающей профессиональной подготовки, специализированных центров компетенций т.д.;
  • формирование государственного заказа на подготовку кадров с учетом приоритетов развития субъекта Российской Федерации, в том числе, по передовым технологиям и запросов инвестиционных проектов;
  • создание условий (нормативно-организационных, методических) для диверсификации образовательных программ, отвечающих требованиям гибкости, адаптивности, практикоориентированности и принципу непрерывности образования;
  • привлечение организаций-работодателей к разработке и реализации образовательных программ в рамках кластеров;
  • механизмы решения вопросов по ресурсному обеспечению ПОО, в том числе, связанные с организацией и проведением демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО на основе изучения наилучших практик его внедрения с учётом стандартов «Ворлдскиллс Россия»;
  • развитие системы оценки качества профессионального образования, включая механизмы независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Рекомендуется учитывать статистические данные по трудоустройству и закрепляемости на рабочем месте выпускников ПОО; уровню безработицы среди молодёжи и других категорий населения; межрегиональной миграции трудовых ресурсов.

Паспорт Программы должен предусматривать:

  • цели Программы – ожидаемые результаты и эффекты от её реализации с учетом приоритетов федеральной и региональной политики в сфере профессионального образования, подготовки кадров и направленные на обеспечение баланса потребностей регионального рынка труда (перечня востребованных и перспективных специальностей и профессий «ТОП- Регион»), государства, индивидуальных потребителей образовательных услуг;
  • задачи Программы, разработанные в соответствии с поставленными целями;
  • диагностируемые значения показателей достижения целей, решения задач, содержащие качественные и количественные характеристики по годам реализации Программы;
  • финансово-экономическое обоснование Программы;
  • систему управления реализацией Программы, включая оценку рисков, препятствующих реализации, меры по их преодолению;
  • описание системы мониторинга, контроля и оценки достижения результатов реализации Программы;
  • перечень реализуемых мероприятий Программы.

С целью эффективной реализации Программы рекомендуется разработать дорожную карту, определить контрольные точки на основе учета интересов всех участников, которые должны обеспечить поступательное развитие системы профессионального образования в субъекте Российской Федерации в соответствии с поставленными задачами, направляемыми финансам, ожидаемыми результатам и целевыми показателями.

В проектной части Программы необходимо отразить решение задач, обеспечивающих модернизационные запросы экономики и системы профессионального образования в целом по региону, в том числе по передовым технологиям.

В процессной части Программы – решение текущих задач функционирования государственных образовательных организаций, реализующих программы среднего, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения и высшего образования (при наличии).

5. Рекомендации по формированию критериев и показателей результативности реализации региональных программ развития профессионального образования

Критерии и показатели Программы должны отражать систему критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы СПО. Дополнительно комплекс критериев результативности реализации Программ рекомендуется формировать с учетом следующих требований.

1. Установить критерий, отражающий соответствие структуры выпуска ПОО субъекта Российской Федерации актуальным потребностям региональной экономики в квалифицированных кадрах (с учетом приоритетов развития региона, в том числе по передовым технологиям, нужд инвестиционных проектов). Показатели, используемые в рамках данного критерия, могут конкретизировать его по уровням реализуемых образовательных программ (основных программ профессионального обучения, ППКРС, ППССЗ) и по профилям подготовки.

2. Установить критерий, отражающий качество реализации образовательных программ СПО (в том числе для передовых технологий). Он может быть конкретизирован в показателях, выражающих:

  • соответствие уровня квалификации выпускников ПОО требованиям рабочих мест (в том числе отраслей высокотехнологичной промышленности, представленных в субъекте Российской Федерации);
  • долю выпускников ПОО, прошедших процедуры независимой оценки;
  • долю выпускников ПОО, освоивших в процессе обучения дополнительную профессию по программе профессионального обучения.

3. Установить критерий, отражающий степень вовлечённости предприятий-работодателей, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в деятельность региональной системы профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена для экономики региона (в том числе для передовых технологий). Показатели, используемые в рамках данного критерия, могут конкретизировать формы участия работодателей в деятельности  образовательных организаций; различные количественные аспекты вовлечённости работодателей (размер привлечённых инвестиций, количество и доля вовлечённых предприятий, количество специалистов предприятий, участвующих в образовательном процессе и др.); динамику их вовлечённости за определённый промежуток времени и др.

4. Установить критерий, отражающий качество профессионально-ориентационной работы со школьниками, реализуемой ПОО с целью формирования у учащихся и выпускников школ интереса к профессиям и специальностям, востребованным региональной экономикой. Он может быть конкретизирован в показателях, выражающих:

  • наличие в субъекте Российской Федерации отраслевых ресурсных центров или иных базовых площадок (в т.ч. в форме подразделений образовательных организаций) для организации профориентационной работы по ведущим отраслям региональной экономики и передовым технологиям;
  • реализацию в субъекте Российской Федерации практикоориентированных программ профессиональной ориентации для школьников различных возрастов (профессиональные пробы, профессиональное обучение и др.), номенклатура которых соответствует приоритетам субъекта Российской Федерации;
  • использование механизмов сетевого сотрудничества для совместной реализации программ профессионально-ориентационной направленности образовательными организациями, в том числе с привлечением предприятий-работодателей.

Конкретные формулировки критериев и конкретизирующих их количественных показателей разработчики региональных программ развития образования определяют самостоятельно. Приведённый набор критериев является примерным и при наличии обоснования может быть дополнен (изменен) разработчиками программы развития профессионального образования субъекта Российской Федерации.

6. Рекомендации по формированию программ развития образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО

Программы развития образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, должны предусматривать меры:

  • по созданию условий для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессионального обучения;
  • по развитию инфраструктуры ПОО;
  • по развитию кадрового потенциала ПОО.

Формирование программ развития образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, рекомендуется осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом.

1) Создание проектной рабочей группы во главе с директором ПОО;

2) Проведение самообследования деятельности ПОО по следующим характеристикам деятельности:

  • портфель образовательных программ;
  • кадровый потенциал;
  • материально-техническая база;
  • финансово-экономическая деятельность;
  • роль образовательной организации в субъекте Российской Федерации в разрезе подготовки кадров;
  • структура спроса на подготовку кадров;
  • конкуренты и партнеры на рынке образования.

Примерные структура, перечень документов, регламентирующих процедуру самообследования приведены в Приложении 1.

3) Определение на основе результатов самособследования основных внутренних ограничений в деятельности ПОО и внешних вызовов, стоящих перед ней; обоснование конкурентных преимуществ (сильных сторон) по основным направлениям деятельности.

4) Выбор приоритетного вектора развития ПОО, формулировка миссии ПОО (основной стратегической цели) и задач деятельности на три года. Формирование образа будущего ПОО на пять, семь, десять лет.

Анализ практики работы ПОО субъектов Российской Федерации позволяет сделать выводы о наличии следующей типологии ПОО по приоритетным целям и задачам их деятельности:

а) Образовательные организации, предоставляющие комплекс аналитических, методических, консалтинговых и образовательных услуг для системы профессионального образования и организаций работодателей на региональном и межрегиональном (федеральном) уровне.

б) Образовательные организации, ведущие подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями предприятия (предприятий) приоритетных в субъекте Российской Федерации отраслей, потребностями региональной экономики и общества.

в) Образовательные организации, обеспечивающие доступность профессионального образования для сельской молодежи, социально не защищенных (в т.ч., сирот), для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При этом выбор того или иного приоритетного для ПОО вектора развития с присущими ему целями и задачами не означает невозможность осуществлять деятельность, характерную для других типов ПОО в качестве дополнительной, не основной или изменения приоритетов развития ПОО с течением времени и изменением внешних условий.

5) Определение профессий и специальностей СПО, профессий профессионального обучения для подготовки в ПОО. Определение ключевых партнеров.

6) Разработка Программы развития ПОО, включающей мероприятия по преодолению внутренних ограничений и обеспечению ответов внешним вызовам; планирование деятельности по разработке и реализации образовательных программ; развитию инфраструктуры, кадрового потенциала, финансовой деятельности ПОО, в том числе на основе сетевого взаимодействия.

7) Разработка дорожной карты реализации Программы развития ПОО, предусматривающей контрольные точки деятельности ПОО по каждому направлению, предусмотренному Программой.

Приложение 1. Примерные структура, перечень документов, регламентирующих процедуру самообследования, цель и задачи самообследования

Введение (перечень документов, регулирующих процедуру самообследования; его задачи)

Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Раздел 2. Структура и система управления

Раздел 3. Содержание подготовки специалистов

3.1. Структура подготовки

3.2. Содержание подготовки

3.3. Достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам, профессиональным модулям учебного плана

3.3.1. Основная учебно-методическая литература. Библиотечный фонд

3.3.2. Программно-информационное обеспечение

3.3.3. Собственные учебно-методические материалы

3.4. Содержание подготовки через организацию учебного процесса

Раздел 4. Качество подготовки специалистов

4.1. Качество знаний

4.1.1. Прием абитуриентов

4.1.2. Степень подготовленности выпускников к выполнению требований ФГОС

4.1.3. Востребованность выпускников

4.1.4. Отзывы потребителей специалистов (работодателей)

4.1.5. Рекламации на подготовку выпускников и информация регионального отделения службы занятости

4.2. Условия, определяющие качество подготовки специалистов

4.2.1. Кадровое обеспечение подготовки специалистов

4.2.2. Материально-техническая база

4.3. Внутренняя система оценки качества образования

5. Заключение (основные выводы)

Приложения

Приложение 2. Перечень нормативных документов, регулирующих процедуру самообследования профессиональной образовательной организации:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 ст. 7598);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (прил.1);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1243, от 26.10.2011 № 2524);

Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», пункты3 и 8;

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 29 Информационная открытость образовательной организации.

Целью самообследования являются: обеспечение доступности и открытости информации о состоянии развития профессиональной образовательной организации; определение перспективных путей развития профессиональной образовательной организации на краткосрочный и среднесрочный период; формирование дорожной карты развития, критериев и показателей оценки ее реализации.

Примерный перечень задач самообследования:

— получение объективной информации о состоянии образовательного процесса по каждой ППКРС; ППССЗ;

— установление степени соответствия фактического содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС СПО;

— выявление положительных и отрицательных тенденций в образовательной деятельности;

— установление причин возникновения проблем и поиск путей их устранения.