8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Актуальность рецензируемой статьи обусловлена объективной потребностью социально-педагогической практики в научном обеспечении решения задач ранней профориентации детей. Выдвинутые сегодня  на государственном уровне приоритетные цели и задачи национальных проектов на ближайшую перспективу усиливают значимость воспитания и подготовки будущего профессионала.

На основе анализа существующих подходов к профессиональному самоопределению человека автор правомерно сосредоточивает внимание на средовом подходе к его обеспечению уже в младшем возрасте. Для создания с этой целью региональной среды в числе необходимых для этого ресурсов выделены нормативно-правовые, организационные, информационные, предметно-пространственные, методические, кадровые.

В качестве инновационной инфраструктуры, обеспечивающей концентрацию указанных ресурсов, рассматривается региональный детский технопарк (далее технопарк), научной основой деятельности которого стала концепция, разработанная М.В. Антоновой.

Приведенные характеристики технопарка (перспективность, инновационность, мультипрофильность, доступность, интерактивность, креативность представляют его предметно-пространственную среду, включающую высокотехнологические лаборатории, интерактивный музей науки, медиабиблиотеку с зоной отдыха.

Решения задач работы технопарка, связанных с постоянной актуализацией и обновлением профессионально-образовательного и личностно — развивающего потенциала его среды, и формированием и развитием инновационной и инструментально-деятельностной готовности обучающихся к использованию этого потенциала создают благоприятные условия для вхождения детей 5-10 лет в «живой» мир профессий. Об этом свидетельствуют примеры работы структурных элементов технопарка.

Следует отметить в этой связи используемый подход к обеспечению собственной активности детей в среде технопарка ̶ многообразие ролевых позиций педагога, который осуществляет педагогическую поддержку ребенка на начальном этапе профессионального самоопределения (организатор, координатор, эксперт, тьютор, мастер, проект-лидер, партнер).

Как отмечает автор, «в образовательной среде технопарка «Ученик познающий» превращается в «ученика-деятеля», чему способствует специально созданный комплекс условий», с перечнем которых нельзя не согласиться.

В целом поддерживая положения статьи, раскрывающие образовательный и профориентационный потенциал технопарка, заметим, что многие из них носят общий характер, не отражая возрастные особенности детей 5-7 лет и 7-10 лет и специфики ранней профориентационной работы. Поэтому в ходе решения основных задач технопарка в числе проектов должно стать психолого-педагогическое обеспечение оптимального сочетания возрастного, индивидуального и гендерного подходов в работе с этой когортой детей.

Заместитель начальника Управления

координации научных исследований РАО,

кандидат педагогических наук                                         М.Е. Кульпединова

13.12. 2018 год