8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

В рецензируемой статье Н.Ф. Родичева рассматривается проблема взаимосвязи «воздействующих» и «помогающих» отношений в профессиональной ориентации в условиях реализации Стратегии воспитания в Российской Федерации, Концепции развития дополнительного образования детей, формирования региональных моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, основ законодательства о партнерстве в современной социокультурной и профессионально-производственной ситуации.

Анализируя современное состояние проблемы обеспечения профессионального самоопределения растущих людей, автор отмечает как появлявшиеся новые возможности для этого, так и недостатки, актуализирующие задачу определения баланса между «воздействующими» и «помогающими» отношениями, профессиональной ориентацией и поддержкой профессионального самоопределения».

Исторический обзор развития идей педагогики поддержки позволил Н.Ф. Родичеву выдвинуть ряд положений, определяющих предмет, особенности, сущность, характер педагогической поддержки профессионального самоопределения.

В статье приведены три модели профессионального самоопределения – «традиционная», «индустриальная» и «постиндустриальная», на основе которых строятся и «воздействующие» и «помогающие» отношения, способствующие обучающемуся в проектировании профессионального будущего. Показаны основные этапы педагогической поддержки профессионального самоопределения. Обозначена тенденция к обновлению новых профориентационных технологий, непосредственно касающихся как «воздействующих», так и «помогающих» отношений.

В поле зрения автора также организационный, психолого-педагогический аспекты поставленной проблемы.

Выводы дают ориентиры для дальнейших научных поисков в формирующемся новом проблемном поле и теоретических обобщений их результатов.

В целом материалы статьи, хотя и не дают ответ каким должен быть баланс «воздействующих» и «помогающих» отношений в профориентации детей и молодежи могли бы, на наш взгляд, стать предметом обсуждения (дискуссии или круглого стола) на страницах журнала в целях разработки стратегии её  развития на ближайшую перспективу.

Заместитель начальника Управления

координации научных исследований РАО,

кандидат педагогических наук                                         М.Е. Кульпединова

13.12. 2018 год