8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Диалог двух специалистов в области профессиональной ориентации – известного учёного и президента Центра тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова – о перспективах профориентации, бесспорно, весьма актуально и полезно для развития содержания данного журнала.

Выбранный первым аспект рассмотрения поставленной проблемы закономерен и правомерен, поскольку родители как неформальные субъекты профессиональной ориентации детей и молодёжи оказывают заметное влияние (как со знаком «+», так и со знаком «–») на сознательный профессиональный выбор растущих людей.

В ходе интервьюирования  по данным исследований, проведенных Центром, обозначены устойчивость отношения родителей к экономическому и юридическому образованию как универсальным, несколько возросший в последнее время их интерес к инженерному образованию, растущее признание среднего профессионального образования. Наряду с этим выделены ошибки в помощи родителей в выборе детьми той или иной профессии: ассоциирование выбираемой профессии с будущим благосостоянием, приоритетная ориентация на высшее образование, желание и забота помочь ребёнку избежать каких-либо ошибок в выборе/подборе профессиональной карьеры.

При обсуждении изменений в организованной профориентационной работе в последнее двадцатилетие отмечена разработка Центром программы «Школа профконсультанта» для психологов, помогающих подросткам и взрослым в выборе профессии, которая, к сожалению, ни по своей парадигме, ни по содержанию не получила за прошедшее время  должного развития или совершенствования, в том числе и на уровне образовательных результатов.

Реализуемые в настоящее время государственные проекты WorldSkills, Технопарки, Кванториум и другие, как отмечается в тексте интервью, отражают сегодняшнюю заинтересованность и озабоченность властных структур эффективностью и системностью решения проблем отечественной профессиональной ориентации. Её будущее, по мнению А. Серебрякова, обусловлено обеспечением наличия у каждого обучающегося собственной индивидуальной траектории, «уходящей одним концом в его прошлое (портфолио, проекты, «цифровой след»), а другим – в его будущее, связанное с его профессиональным самоопределением. Тот самый личный профессиональный план, о котором мы научились говорить, но пока толком не научились воплощать его в реальность» (с. 35).

К сожалению, открытым остаётся вопрос «Что надо реально и конкретно изменить и внедрять уже сегодня, чтобы поступательно приближаться в профориентационной работе со всеми возрастными группами населения, а не только с обучающимися, к этому завтра?».

Содержание опубликованного интервью представляет интерес для широкого круга читателей. Вопрос «Кем быть?» встает перед каждым человеком на том или ином этапе его жизни.

М.Е. Кульпединова, кандидат педагогических наук.