8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Н.М. Егорова, канд. психол наук, методист ГБОУДО Дворец творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова», г. Москва

e-mail: egorovanm@dt-ostrova.ru

В статье представлена авторская программа дополнительного образования «Профессиональное самоопределение», способствующая оказанию помощи подросткам сделать правильный выбор направления будущей профессиональной деятельности.  В программе обоснованы цели, задачи, содержание, формы и методы, метапредметные результаты готовности подростков к будущему профессиональному выбору.

On professional self-determination as success factor in labour activities 

N.M. Egorova, PhD in Psychology, Specialist in Teaching Methods, Palace for creative activities of children and young people “Undiscovered Isles”, Moscow

e-mail: egorovanm@dt-ostrova.ru

The article presents the original program of additional education “Professional Self-determination” that is carried out in order to assist teenagers in their choice of professional activity direction. The program includes aims, objectives, content, forms and methods, metasubject outcomes of teenagers’ readiness to future professional choice.

Приходит время, когда каждый человек задумывается, какую профессию выбрать? Школьная профориентационная работа с подростками, как правило, заключается в проведении консультаций психологом по результатам одного-двух профориентационных тестов. В результате по окончании школы молодым людям трудно определиться с направлением своего профессионального пути, они выбирают профессию по случайным критериям. В дальнейшем профессиональные образовательные организации ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов. При этом не все из них идут работать по полученной специальности, и их малая доля добивается больших успехов в трудовой деятельности, делает карьеру. Основной причиной этого является ошибка в выборе профессии.

Обоснованный выбор будущей профессии позволит достигнуть высоких результатов и личностной удовлетворённости в трудовой деятельности. Осознание человеком того, что он состоялся в профессии, будет являться мотиватором для его дальнейшего профессионального саморазвития и расширения набора профессиональных компетенций.

Дополнительная общеобразовательная программа «Профессиональное самоопределение» помогает подросткам сделать правильный выбор направления будущей профессиональной деятельности. Здесь важно отметить, что на начальном этапе необходимо делать выбор не конкретной профессии, а именно направления профессиональной деятельности, т.к. понятие «профессия» утрачивает свою значимость. В современном обществе более актуально понятие «набор профессиональных компетенций».

Программа носит профориетационный характер. В нашем понимании «профориентация» – это не столько обучение по уже выбранному направлению профессиональной деятельности, это знакомство с разнообразием профессий. Программа реализуется в ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова», она предназначена для обучающихся основной и средней школы (от 12 до 18 лет).

В основе данной программы лежат традиционные методы работы с обучающимися (Пряжников Н.С., 2008 г.). Программа включает комплексное сочетание обучения теоретическим знаниям в сфере различных видов профессиональной деятельности и практического определения своих личностных и профессионально важных качеств, а также обучение подростков анализировать результаты проведения психодиагностики. Педагог дополнительного образования оказывает консультационную помощь, поэтому им может быть квалифицированный педагог-психолог.

Теоретическая часть каждой темы продолжается практической работой по определению своих личностных и профессионально важных качеств с помощью различных анкет, опросников, тестов, методик. Некоторые из них проводятся онлайн в целях экономии времени. Поэтому рабочее место ученика должно быть обеспечено компьютером с выходом в интернет. Тест «Готовы ли Вы к выбору профессии?» проводится дважды, на первом и последнем занятии. Как правило, его результаты имеют положительную динамику.

Изучая темы, мы широко применяем межпредметные связи. Например, тема «Интересы и склонности человека» начинается с вопроса, который задают не только дети, но и взрослые: «А почему тяжёлые металлические самолёты летают?». Педагог сначала объясняет, почему самолет летает, далее разводит понятия «интерес» — это то, что хочется знать, а «склонность» – то, что хочется делать. Потом рассказывает, в каком кружке можно заниматься авиамоделированием. Конечно же, не все дети хотят заниматься авиамоделированием. Далее проводится определение своих интересов и склонностей с помощью методики «Карта интересов» и демонстрируется широкий выбор объединений дополнительного образования нашей организации, где интересы можно развить. В нашем Дворце творчества реализуется более 300 программ дополнительного образования всех направленностей. Это техническое творчество (судомоделирование, робототехника, информационные технологии, звукорежиссура и др.), туристско-краеведческая (горный туризм, спортивный туризм и туристское многоборье и др.) и спортивная деятельность (художественная гимнастика, плавание, боевые искусства, гандбол и др.), художественное творчество (хореография, обучение игре на музыкальных инструментах, театральное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, вокал), интеллектуальное развитие и др.

Современное общество – это поликультурное общество. Для формирования навыков внутригруппового и межгруппового взаимодействия во время изучения темы «Профессионально важные качества» уделяется внимание воспитанию толерантных качеств личности, а при изучении темы «Внутренний мир человека» — формированию у подростков этнической идентичности.

На занятиях ребята знакомятся с сайтом «Атлас новых профессий». Здесь можно получить информацию о современных профессиях, профессиях будущего, тенденциях изменения рынка труда и многое другое. В обучении используются и другие интернет-ресурсы профориентационной направленности. На этих сайтах представлены каталог профессиограмм, тесты по профориентации, тесты ОГЭ и ЕГЭ, информация о колледжах и вузах, правила поступления в них и многое другое.

Обучаясь по программе, ученики занимаются проектно-исследовательской деятельностью. На первом занятии им предлагается выбрать тему проекта, далее на каждом занятии выделяется время для консультаций учеников и предоставления ими промежуточного отчета по результатам проектно-исследовательской деятельности, на нескольких последних занятиях они презентуют свои проекты. Подбор информации по теме проекта, оформление, подготовка презентации проводятся обучающимися самостоятельно за рамками аудиторных занятий. Проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать метапредметные результаты – умение находить, структурировать и анализировать информацию, выделять причинно-следственные связи, аргументировать свои выводы.

За рамками учебно-тематического плана предусмотрены участие в конкурсах и конференциях профориентационной направленности, посещение музеев, организация экскурсий. До сведения обучающихся и их родителей доводится план проведения мероприятий в рамках проекта Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы», которые они посещают самостоятельно в соответствии со своим выбором.

Изучив сферы профессиональной деятельности, потребности рынка труда на современном этапе, познакомившись с новыми и перспективными профессиями, осуществив самооценку развития своих личностных качеств и самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств, подростки смогут обосновано выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. При этом у них имеется время и возможность развить свои специальные профессиональные способности, а также воспитать личностные качества. Это позволит повысить количественные и качественные показатели процесса профессионального самоопределения, что отражает философский закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Алгоритм выбора направления профессиональной деятельности, заявленный в цели программы, строится по общепринятой схеме «Хочу–могу–надо». Подростки определяют, что они хотят и могут, и строят планы, что надо сделать, чтобы достичь желаемого.

Список использованной литературы:

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
  2. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.-сост. А.Н. Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171 с.
  3. Сайт «Атлас новых профессий». [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 30.08.2016).
  4. Сайт «Университетские субботы» в г. Москве. [Электронный ресурс]. URL: http://us.dogm.mos.ru/ (дата обращения: 30.08.2016).
  5. Сайт «Цифровая библиотека по философии». Качество и количество. [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s04/a000471.shtml (дата обращения: 22.07.2018).

Ключевые слова: обоснованный выбор профессии, программа дополнительного образования «Профессиональное самоопределение», методы работы, проектно-исследовательская деятельность, диагностика, метапредметные результаты.

Keywords: proved professional choice, program of additional education “Professional Self-determination”, teaching methods, project-research activities, diagnosis, metasubject outcomes.