8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Х. Кресс, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Федерального института профессионального образования ФРГ, Бонн (ФРГ)

e-mail: kress@pibb.de

В статье делается попытка уточнить — с точки зрения немецкой системы образования — какую роль играет профориентация в рамках дуального профессионального образования. В статье обосновывается актуальность профориентации. Будет показано, как профориентация, основанная на механизмах социальной политики для уязвимых групп молодежи, превратилась в экономический стратегический инструмент профессионального развития кадров, как в частном, так и государственном секторах.

Career guidance in Germany: performance indicators

Dr. Kress Hannelore, PhD (Economics), Research Associate, Federal Institute of Vocational Education and Training, Federal Republic of Germany, Bonn (FRG)

e-mail: kress@pibb.de

The article tries to elaborate – from a German perspective – what role career guidance plays with the focus on the initial vocational education system (Dual VET). The article starts with the issues on relevance of career guidance by looking at some outcomes and aspects. It will be also outlined how career guidance, coming from social policy mechanisms for vulnerable groups of young people, has developed into an economic strategic tool of human resources departments in the private and public sectors.

Решение и эффективность

В какой-то момент большинство людей вынуждены принимать решения по поводу выбора способа получения дохода, позволяющего жить достойной, независимой жизнью. Индивидуальные решения должны идеально соответствовать общественным ожиданиям и требованиям рынка труда. Однако, как добиться такого соответствия ожиданий и требований, чтобы выбор оказался успешным? Один из ответов профориентация.

Чтобы обеспечить целостную картину, следует принимать во внимание три точки зрения участников рынка труда: правительства, работодателей и молодёжи. Принятие решений является ключевым, но сегодня, в быстро растущем мире, мы никогда не имеем всей информации, обратной связи или не можем обрабатывать всю информацию; мы выбираем и действуем часто в неопределенности. Наши интересы сталкиваются с интересами других акторов??.  Но как тогда определить общий знаменатель в интересах рынка труда, молодых людей, частных и государственных работодателей и правительства, которые заинтересованы в эффективном результате системы профессиональной ориентации?

Вслед за Мейером (2017), предлагается понимать эффективность профессиональной ориентации как ситуацию, в которой общая ценность конечного результата, для которого выделяются ресурсы, максимизируется. Следствием этого является то, что все ресурсы будут использованы с наивысшей степенью эффективности. Ряд возможных показателей-индикаторов может быть использован для измерения степени реализации интересов каждой из трех вышеобозначенных сторон, действующих в системе профессионального образования.

Обучающийся, студент в системе дуального профессионального образования в Германии (СПО – аналог соответствующей системы в России) определяется в соответствии с немецким федеральным законом о профессиональном образовании (Berufsbildungsgesetz — BBiG) как «…лицо, заключившее контракт на обучение по сертифицированной профессии» (раздел 2.1 пункт 10 и раздел 4 пункт 34).

В Германии больше мужчин (66,9%), чем женщин (48%), заинтересованы в получении такого вида образования и, соответственно, начинают обучение. В 2017 году более 1,3 млн молодых людей были охвачены системой дуального профессионального обучения; в течение 2,5–3 лет они включены в деятельность 500 000 предприятий, в основном малых и средних [1], которые составляют около 25% всех частных предприятий в Германии. Также в 2017 году приблизительно 35,5% (715.857 человек) всех выпускников школ начали обучение в рамках дуальной системы по одной из 327 регулируемых профессий; средний возраст начинающего обучение составил 19 лет. Более 93% обучающихся успешно заканчивают свою профессиональную подготовку и продолжают карьеру в основном в тех компаниях, которые предоставляли им возможности практического обучения в соответствии с дуальной системой [1].

Около 68,5% обучаются в соответствии с положениями федерального закона о профессиональном обучении (Berufsbildungsgesetz — BBiG) по дуальной системе (Dual VET), а 31,5% получают профессиональное образование в школе (в основном это касается профессий социальной или образовательной направленности). Сегодня, по сравнению с предыдущими годами, больше выпускников школ, показавших по итогам выпускных экзаменов достаточные результаты  для поступления в университет (28,7%), выбирают обучение в дуальной системе профессионального обучения [1].

Соотношение уровней доступности университетского и дуального профессионального образования в настоящее время составляет 50,7% и 48,3% соответственно. В целом дуальное профессиональное образование в Германии всё ещё привлекательно, однако, оно сталкивается с такими проблемами, как снижение рождаемости; растущее число (избыточность) студентов университетов, выпускники которых (бакалавры и магистранты) создают большое несоответствие между спросом и предложением на рынке труда.

Таким образом, совершенствование системы профориентации поможет преодолеть это несоответствие. Кроме того, мониторинг ситуаций профессионального выбора, совершаемого молодыми людьми, или сопровождение (супервизия) особенно на этапе перехода от школы к работе, рассматриваются как превентивные меры, которые ведут к минимизации несоответствий, поддерживают привлекательность дуального профессионального обучения и снижают общий уровень отсева при обучении. Если присмотреться к положению молодых людей в системе дуального профессионального обучения (СПО, по соответствующей российской терминологии), видно, что количество расторгнутых контрактов, например, в 2016 году составило около 146,376 (около 25%) из 570,000 [1]. Большинство контрактов расторгается в начальном периоде обучения по следующим причинам: конфликты с наставниками/преподавателями, недостаточное качество практического обучения на рабочем месте (в компании), плохие условия труда и расхождение представлений о выбранной профессии с реальностью.

Тем не менее, расторгнутые контракты не обязательно означают полное прекращение обучения. Большинство студентов продолжают дуальное профессиональное обучение в другой компании, но часто (81%) выбирают при этом другую профессию [2]. Это позволяет сделать вывод о том, что молодые люди не разочарованы профессиональным обучением как таковым.

По результатам опросов, самый высокий рейтинг у таких сфер профессиональной деятельности и профессий, как административная/ офисная работа, за которой следуют мехатроника (промышленный механик), электроника (электрик, специалист информационных технологий), в то время как плотник/слесарь, стоматолог, парикмахер и гостиничный служащий имеют самые низкие рейтинги. Причины, по которым расторгаются в большинстве своём контракты на обучение ремесленным профессиям, объясняются недостаточной их привлекательностью и престижем, имиджем среди сверстников и невысоким качеством практического обучения, которое проходит в основном на малых предприятиях: «Чем больше профессия связана с крупными инвестициями, тем меньше риск расторжения контракта», — утверждает эксперт Александра Ули [1]. При этом она считает необходимым для исправления положения проводить мониторинги ситуаций социально уязвимых молодых людей в процессе обучения и профориентации, позволяющие учитывать социальное положение каждого обучаемого, а также квалификацию и профессиональную мотивацию взаимодействующих с ним наставников/преподавателей.

Гендерные аспекты

Обычно около 38% женщин выбирают способ получения образования в системе СПО по направлениям конторская работа, предоставление услуг или социальная сфера, из них: 36,7% выборов — промышленность и торговля, 21% — ремесла, 64% — государственный сектор, 22,3% сельское хозяйство и др. Из 327 направлений регулируемых профессий более 51% молодых женщин начинают обучение только в 9% из всего предоставляемого к выбору набора регулируемых профессий [1]. Это ясно показывает, что женщины ограничивают себя выбором только определённого набора профессий, не учитывая весь спектр доступных профессий. Это имеет большое значение не только для самих женщин, но и для работодателей, поскольку они теряют почти половину потенциально претендующих на существующие вакансии.

В последние годы всё больше молодых людей выбирают сферу управления офисом или предоставления услуг (например, медицинские услуги, торговля), но подобного сдвига ориентации на узкий круг конкретных «мужских» профессий (автомобильная мехатроника, промышленный механик, электрик) не наблюдается.

В отчете профсоюза отмечается, что почти 75% участников проведённого опроса ответили, что выбрали свою мечту или, по крайней мере, наиболее интересующую их профессию для обучения, и только 25% сообщили, что сделали выбор, не имея реальной альтернативы [2]. Особенно однозначно ответили девушки, что не станут начинать профессиональное обучение, не соответствующее их интересам. Отсутствие престижа и привлекательности профессий, которые предполагают возможности и карьерный рост, оптимальный баланс труда и отдыха для молодых женщин приводит к снижению интереса к соответствующим направлениям обучения до 37,2% — женщины (62,8% — мужчины) [2].

Однако часто профессия, которая считается статистически популярной среди молодёжи, не является «работой мечты» девушек. Они выбирают то, что предлагает рынок, для того, чтобы просто начать с чего-то. Только 6% обучающихся по направлению «продажа продуктов питания и напитков» заявили, что это «их» профессия, среди будущих стоматологов этот показатель составляет 17,7%, среди менеджеров по продажам – 21,6%. В представленных сферах заработная плата низкая, женщины предпочитают другие варианты. Тем не менее, около 34% молодых мужчин находят свою «работу мечты» через обучение в системе СПО, и на третий год обучения по выбранным направлениям/профессиям, в которых доминируют мужчины, заработная плата составляет в среднем 843 евро, в то время, как девушки, выбирая традиционно «женские профессии», зарабатывают 736 евро [2].

Эффективность дуальной системы профессионального образования

В 2017 году почти 50 000 учебных мест не были заполнены. В этом контексте общая задача состоит в том, чтобы ориентировать молодых людей на возможности обучения по профессиям, в которых нуждается рынок труда. Фактически наиболее предпочтительные «женские профессии» не отражают такой тенденции в профессиональной ориентации.

Опросы показывают, для более чем у 95% молодых людей надежная гарантия перспектив на получение реального рабочего места – важный фактор для карьерного выбора, деньги в этом выборе вторичны. Баланс труда и отдыха, семейная жизнь играют большую роль по сравнению с предыдущими годами. Около 85% участников опросов имеют чёткое представление о своей дальнейшей карьере после окончания школы [2].

Спрос на квалифицированные человеческие ресурсы растёт, поэтому учебные компании (согласно дуальной системе профессионального обучения, именно они обеспечивают качество практико-ориентированной подготовки) и образовательные организации сильно заинтересованы в привлечении молодых талантов, что проявляется в тенденциях адаптировать обучение к запросам перспективных студентов. Работодатели вынуждены в такой ситуации расширять спектр профессий, привлекательных для женщин. Проблему также может решить гендерный подход в профессиональной ориентации подростков на школьном этапе образования.

Следует заметить, что наблюдается довольно сильная корреляция между эффективностью дуальной системы профессионального обучения и безработицей среди молодёжи. В странах с такой системой СПО (Австрия, Швейцария, Дания, Германия) молодые люди, прошедшие профессиональную подготовку, с меньшей вероятностью становятся безработными, и если это происходит, то они обычно довольно быстро находят новую работу. Уровень безработицы среди молодёжи в Германии составляет около 6% уже на протяжении нескольких лет и является самым низким в Европе. Для того, чтобы удержать этот индикатор на таком уровне, а также облегчить молодёжи переходный этап «школа-профессиональное обучение-работа», необходимо создать оптимальный баланс между принятием решения о выборе профессии, обучением этой профессии и рынком труда.

Прогнозирование в 2013 году показало в будущем увеличение количества выпускников школ, по итогам выпускных экзаменов получивших доступ к обучению в университетах. Однако с тех пор каждый третий студент университета бросил учёбу, особенно это характерно для тех, кто обучался по техническим направлениям. В Германии высшее образование почти бесплатно для студента, а высокие показатели отсева означают трату государственных инвестиций. Таким образом, профориентация для всех школьников, а также для будущих студентов университетов и потенциальных «выбывших» студентов имеет большое значение. В этой связи в Германии реализуются специальные профориентационные государственные программы с целью информирования молодёжи о рисках продолжения обучения в университете, а также о дополнительных возможностях карьерного роста, учитывающих программы дуального профессионального обучения. Центры профориентации, организованные университетами даже в студенческих кампусах, уже несколько лет осуществляют подготовку по подобным программам, оперативно предоставляя актуальную информацию своим клиентам об альтернативах и тенденциях развития рынка труда.

Таким образом, предыдущие объяснения приводят к следующей картине. Если интересы молодёжи, правительства и компаний известны всем и приведены в определённое соответствие, совпадают, тогда все ожидания оправдаются. Работодатели найдут нужное количество хорошо ориентирующихся на рынке труда молодых людей, у которых высокая мотивация к профессиональной деятельности, выбранной в соответствии с их талантами и способностями. Правительство наиболее эффективно распределит финансовые потоки по тем направлениям, которые обещают наиболее эффективные результаты при поддержке сети социальных НПО (неправительственных организаций), провайдеров образования и других заинтересованных сторон, одновременно оказывая содействие молодым людям в наиболее сложные для них переходные периоды жизни.

Список использованной литературы:

  1. 1.Bundesinstitut für Berufsbildung (Hrsg.): Datenreport zum Berufsbildungsbericht 2018. Informationen und Analysen zur Entwicklung der beruflichen Bildung. Bonn 2018. Available from: https://www.bibb.de/dokumente/pdf/bibb_datenreport_2018.pdf

  1. 2.Ausbildungsreport, 2018, DGB-Bundesvorstand, Abteilung Jugend und Jugendpolitik. Berlin 2018. Available from: http://dgb-jugend.hassenbach.de/downloads/ausbildungsreport2018.pdf

Ключевые слова: выбор профессии, дуальное профессиональное образование, профессиональная ориентация, социально уязвимая молодежь, механизмы социальной политики.

Keywords: professional choice, dual VET, career guidance, vulnerable groups of young people, social policy mechanisms.