8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru
С. Н. Чистякова, д. п. н., профессор, академик РАО; e-mail: samoopredelenie@mail.ru
Н. Ф. Родичев, к. п. н., аналитик Центра развития образования РАО; e-mail: rodichevmail.ru
Л. Ю. Грачёва, к. п. н., аналитик Центра развития образования РАО; e-mail: gracheva1970.rao@gmail.com

В статье анализируется влияние основных тенденций, влияющих на развитие образования, профессиональную ориентацию обучающихся в условиях социально-экономических изменений в обществе: демократизация, глобализация, регионализация, поляризация, маргинализация, фрагментация.
Ключевые слова: образование, интеллект, профессиональная компетентность, профессиональная ориентация, ценности. информационное общество, тенденции развития образования.

Быстрые Социально-экономические изменения в обществе задают новые параметры функционирования системы образования и одновременно ставят перед ней новые задачи. Всё более явным становится то, что главной ценностью должны стать не материальные богатства, а информация, знание, образование и интеллект. Индустриальная экономика, основанная на производстве промышленных товаров, всё более преобразуется в экономику, ориентированную на расширение и использование знаний. В постиндустриальном обществе современному специалисту требуется развитие способностей, обеспечивающих деятельность в сложных многофакторных динамичных средах: природных, техногенных, социальных и информационных. Изменившиеся требования к профессиональной компетентности современного специалиста, вызванные глобальными проблемами и динамичными переменами в гуманитарной сфере, в научной и технологической областях, делают необходимыми соответствующие изменения в области образования. Оно должно быть ориентировано на формирование развития у обучающихся ведущих ценностей, знаний, позволяющих не только адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и быть способным внести соответствующую лепту, вклад в их развитие и преобразование.
Во многих программных документах и докладах ЮНЕСКО подчёркивается, что нынешние международные тенденции характеризуются следующими процессами, как общими, так и противоречивыми. К ним относятся:
• демократизация, которую можно наблюдать в процессе устранения и крушения многих тоталитарных режимов и в устойчивом продвижении демократических сил;
• глобализация, отражающая растущую взаимозависимость от национальной и местной экономики и торговли во всемирном масштабе, а также необходимость применения глобального подхода в целях решения возникающих в связи с этим проблем;
• регионализация, в рамках которой государства объединяются для содействия торговой и экономической интеграции с целью укрепления своей конкурентоспособности;
• поляризация, которая проявляется в усилении неравенства в глобальном, региональном и национальном масштабах и приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами и народами;
• маргинализация, которая прослеживается в неоднородной или местной изоляции стран, а также определённых слоёв населения из-за различных форм отставания в развитии;
• фрагментация, которая усугубляет социальные и культурные разногласия и в своей крайней форме может привести к «автомизации» из-за попыток разделить государства и местные сообщества по этническим, племенным или религиозным признакам. [1].
Таким образом, переоценка ценностей социально-экономической ситуации в мировом масштабе отразилась и на сфере образования, её отношении к обществу, культуре, человеку.
Тенденции развития образования, как правило, зависят от общемировых тенденций.
Одним из основных приоритетов развития образования в мире является глобализация. Многие учёные во всём мире заявляют, что ХХI век должен стать веком образования. Как убеждает практика, именно образование определяет успешность будущего развития личностных качеств человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие компетенции. А в итоге – экономический, нравственный, духовный потенциал общества и цивилизации в целом.
Не менее значимая мировая тенденция, предполагающая, что перспективным образовательным пространством является интегрированная информационно-коммуникативная среда, обеспечивающая межличностные и информационно-опосредованные взаимодействия субъекта-обучающегося с педагогами и различными культурами в целом. При этом персональный компьютер позволяет получить каждому субъекту индивидуальный доступ к единой планетарной информационной системе и стать равноправным членом глобального информационного сообщества.
В современных условиях не менее важная проблема, требующая своего разрешения – это сохранение экологического равновесия планеты. Становится очевидным, что земные ресурсы не бесконечны, а безумное потребление их – тупиковый вариант жизнеустройства людей. Решающая роль в реализации этой проблемы принадлежит образованию.
Главной функцией образования становится не освоение прежних рецептов, а овладение методами познания и практической деятельности, а также фундаментальным знанием, способствующим осознанию сущности явлений и дающим свободу в получении новых знаний и их использовании. Новый тип социокультурного наследования проявляется в построении образовательного процесса посредством опережающего обучения, которое отличается от традиционного, реализующего так называемый «поддерживающий» принцип. [2].
Опережающий характер образования, связанный с динамикой всех процессов, характерных для современного общества, вносит существенные изменения в профессиональную деятельность. В этой связи средняя общеобразовательная школа, профессиональные учебные заведения обеспечивают обучающихся и студентов знаниями, которые не устареют в ближайшем будущем и обеспечат работу в течение продолжительного времени. Это, в свою очередь, требует постоянно обновлять свои знания как в системе образования, так и в профессиональной деятельности. Эту роль выполняет непрерывное образование, позволяющее каждому человеку осуществлять потребности и интересы, осознанно выбрать, обосновать свой профессиональный маршрут. Тенденция на активизацию системы непрерывного образования повлияла на переориентацию задач, содержания учебного процесса в общеобразовательной школе и рассматривается как фундамент для получения дальнейшего образования.
Основная задача школы – развитие личности и общих способностей, а также способности к непрерывному образованию, самообразованию; способности обучающегося к самоопределению и самореализации в нестандартной ситуации, даже в ситуации полной неопределённости.
В связи с новыми задачами пересматривается не только содержание образования, но и его формы, методы. Приоритетность сегодня в школе отдаётся групповым и индивидуальным формам обучения, дистанционным и кооперативным формам, творческим мастерским, методам моделирования, исследования, ролевым играм. Основная направленность обучения в современных условиях его модернизации – практико-ориентированная на различные виды социально-профессиональной деятельности.
Другая тенденция развития системы образования – это гуманизация, т.е., обращенность к человеку, его запросам и потребностям.
Значимая тенденция развития системы образования – гуманитаризация. Это выделение гуманитарной составляющей во всех предметных областях, естественно, если не нарушается логика и специфика их содержания. При этом не требуется гуманитарные дисциплины вводить дополнительно в учебные планы и программы, а необходимо насыщать гуманитарными идеями естественно-научные, физико-математические и другие образовательные области. Такой подход требует рассмотрения ещё одной тенденции. Это интеграция знания, отождествляющая современные интеграционные процессы в науке и культуре. Подтверждением этого является то, что сегодня на рынке труда требуются специалисты широкого профиля и интегрированных профессий. Именно они перспективны в ХХI веке. Это положение учитывается в ходе создания учебных программ, при разработке учебных и методических пособий.
Новая роль образования в мировом сообществе предъявляет серьёзные требования к учителю. Однако, как отмечается отечественными и зарубежными исследователями, с другой стороны, наблюдается тенденция понижения социального статуса педагога. В этой связи остро стоит вопрос о переподготовке сегодняшнего учителя, повышении качества его педагогического мастерства и усилении ориентации высшего педагогического образования на использование культурологического подхода. При этом главным признаётся становление личности специалиста в аспекте общей культуры и специального педагогического образования.
Культурологический подход нельзя рассматривать без взаимосвязи его с ценностно-ориентационным образованием, которое формирует «образ» личности как целостного субъекта культуры. [3[. Реализация культурологического подхода во взаимосвязи с ценностно-ориентационным в системе любого образования (среднего, высшего) является знаковой тенденцией повышения его качества в современном мире.
В условиях рынка труда прослеживается и актуализируется в мировом сообществе ещё одна тенденция развития среднего образования – усиление его взаимосвязи с профессиональным образованием. Свидетельством этому служат:
• Дифференциация обучения (профильное обучение), направленная на адаптацию к потребностям учащихся и согласование их с потребностями общества и рынка труда. Например, предоставление права выбора обучающимся программ элективных курсов как правило ориентированных в пользу социальной и экономической значимости; применение блочно-модульного принципа при составлении программ.
• Направленность содержания образования на индивидуализация (индивидуальные учебные программы, портфолио и др.).
• Увеличение в содержании образования практико-ориентированной составляющей (социальные практики, проектная, исследовательская деятельность).
• Формирование, развитие у обучающихся обобщенных действий (социальные и профессиональные компетенции, востребованные в любой практической, в том числе, и в профессиональной деятельности).
• Акцентирование внимания на профессиональной ориентации обучающихся, т.е., на оказании им психолого-педагогической помощи в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, в приобретении профессии и трудоустройстве (специальные ориентационные курсы, центры психологической поддержки и профессиональной карьеры).
• Привлечение к решению проблем образования широкого круга социальных партнеров – представителей различных профессий с целью создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание адаптационных рабочих мест, мастерских на производстве, «инкубаторов»; полевые практики; участие школьников совместно со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов).
Указанные факты (а это далеко ещё не полный их перечень) показывают наметившуюся тенденцию сближения среднего образования с профессиональным, ориентированную на запросы рынка труда и согласование их с потребностями, возможностями выпускников школы.
По мнению учёных-педагогов, психологов, занимающихся проблемой профессионального самоопределения молодёжи, существующая «лакуна» (разрыв) между общим среднем и профессиональным образованием может быть заполнена в ходе осуществления специально организованной теоретической и практической работы по созданию условий для подготовки школьников к осознанному принятию решения об обустройстве своей будущей профессиональной карьеры в соответствии с их потребностями и запросами современного рынка труда. Как свидетельствует практический опыт (США, Швеция, Финляндия, Германия и др., а также российский опыт, имеющийся в отдельных учебных заведениях и регионах), где созданы такие условия, выпускники более уверены и успешны на рынке труда.
Таким образом, процессы, происходящие в современном мировом сообществе, изменяют роль и место образования в нём. На современном этапе, как свидетельствуют исследования учёных-педагогов, психологов и философов, должна измениться и концепция развития образования. Образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к жизнедеятельности, самоопределению, к решению нестандартных задач (даже в условиях полной неопределённости), и в то же время оно должно обеспечивать развитие цивилизации в условиях демократизации.

Список литературы:
1. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО. Париж. — 1985).
2. Владимирова С.В. Основные тенденции развития образования на рубеже ХХ – ХХI веков // Образование в современном мире: зарубежный опыт. – СПб, 2007. – С.7.
3. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. – Дубна. 2001.