8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

 

Е.О. Черкашин, к.п.н., старший научный сотрудник центра стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва

e-mail: evgenicherkashin@gmail.com

Н.Ф. Родичев, к.п.н., ведущий аналитик Центра развития образования РАО, г. Москва 

e-mail: nrodichev@mail.ru

 

Information technologies in support of teenagers’ educational-professional route projecting

Eu.O. Cherkashin, PhD in Pedagogy, Senior Researcher, Сentre for Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow

N.F. Roditchev, PhD in Pedagogy, Leading Researcher of the Education Development Centre, the Russian Academy of Education, Moscow

 

Авторы рассматривают возможности применения информационных технологий в сопровождении проектирования подростками образовательно-профессионального маршрута. «Виртуальная среда» при этом не трактуется как замена реальной социокультурной и профессиональной среды, а выступает посредником, фасилитатором, имеющим своим назначением облегчить, сделать менее болезненным переход от умозрительных представлений о своем будущем.

The authors consider the possibility of using information technology in the teenagers’ educational and professional route design. In this case, the “virtual environment” is not interpreted as a substitute for a real socio-cultural and professional environment, but it acts as an intermediary, facilitator, that has the purpose to make it easier and less painful for young people to move from speculative ideas about the future to a real socio-cultural and professional environment.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, информационно-коммуникационный ресурс, профессиональное самоопределение, педагогическая поддержка, виртуальная образовательная среда.

Keywords: information society, information technology, information and communication resource, professional self-determination, pedagogical support, virtual educational environment.

 

По мере накопления в обществе различных видов информации возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Это приводит к появлению таких ее видов как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая и другие. Они используются в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур – орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств – т. е. в деятельности по формированию ноосферы.

Важнейшим требованием к информации становится ее релевантность[1] по отношению к деятельности людей. Именно содержательно-ценностная сторона первоначального формально-математического понятия информации позволила объединить понятия «знание» и «информация» в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс». Информация стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития – так называемое «информационное общество», где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп.

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями, масштабами их социального использования с другой. Отсюда и двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой — средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и общественного самоуправления [1].

В современном обществе сложилось неоднозначное отношение к информационным технологиям – от опасений превращения человека в придаток машины, появления «новой» духовности на информационной основе и технологической сингулярности до осознания себя частью информационной целостности человечества и понимания неограниченных возможностей создания виртуальной образовательной среды.

Задача современного образования – развитие индивидуальных культурных и образовательных потребностей. В этой связи школа должна предоставить обучающимся доступ к соответствующей образовательной среде, помочь самореализоваться в ней.

Для решения данной задачи необходима разработка специальных информационных источников и инструментов – виртуальной среды самоопределения школьников. В нашем понимании, «виртуальная среда» не рассматривается как замена реальной социокультурной и профессиональной среды, а лишь посредник, фасилитатор, имеющий своим назначением облегчить, сделать менее болезненным переход от умозрительных представлений о своем будущем, сложившихся в школьном социуме, к реальной социокультурной среде и профессионально-производственной среде. Использование источников и инструментов педагогической поддержки профессионального самоопределения предполагает как их целевую концентрацию, так и высокую технологическую организацию. Для этих целей необходимо создание специализированных элементов сетей образовательных организаций (ресурсных центров), особенно если речь идет о дорогостоящих или эксклюзивных ресурсах. Также необходимо предусмотреть создание репозитариев (структурированных банков-хранилищ) наиболее типичных сценариев оказания поддержки профессионального самоопределения и их методического обеспечения, предусматривающих обратную связь с педагогами и подростками по алгоритму «сервисного обслуживания». Очевидно, что со временем будет осуществляться использование в массовой педагогической практике значительного количества информационных источников и инструментов, позволяющих решать проблему помощи подростку в конструировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута. В зарубежной практике информационно-коммуникационные ресурсы широко используются для реализации профориентационно значимых проблем. Так, в Соединенных Штатах Америки как в практике службы «Гайденс», так и в работе общеобразовательных школ используются адаптированные для подростков ресурсы, освещающие ситуацию на рынке труда и образовательных услуг (Сагеег Planning Websites). В качестве примера можно привести регионально ориентированные (Нью-Йорк, Калифорния) версии специально созданного для молодежи ресурса «Карирзон» (http://www.nycarerzone.org, http://www.cacarerzone.org), использующего информацию о рынке труда, предоставляемую источником O*Net, участвующим в координации государственной политики в области труда и занятости. Другим примером ориентированного на американскую молодежь профориентационно значимого ресурса является сайт «Мое будущее» (http://www.myfuture.com). Такие источники и инструменты должны стать неотъемлемой частью отечественной открытой модели образования как результата эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. В соответствии с особенностями открытого образования дистанционный тип профориентационно значимого информационного взаимодействия предполагает:

  • наиболее полное и эффективное использование специализированных технологий и ресурсов сети, мультимедиа-технологий, специализированного программного обеспечения, предопределяющее принципиальное изменение имиджа профессиональной ориентации;
  • повышение экономической эффективности профессиональной ориентации – улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами профориентационного взаимодействия;
  • гибкость – возможность получения профориентационной услуги в удобное время, в удобном месте и темпе;
  • модульность – возможность формировать индивидуальный профориентационный запрос и технологии его удовлетворения;
  • асинхронность – реализация технологий профессиональной ориентации по удобному для каждого пользователя графику;
  • появление новых функций педагогов и психологов, реализующих профориентационные технологии;
  • ингернациональность – возможность экспорта и импорта дистанционных профориентационных услуг, международный характер профориентационно значимой компьютерно-опосредованной коммуникации.

Профориентационно значимая компьютерно-опосредованная коммуникация предполагает два полярных направления:

  • коммуникация, связанная с непосредственным взаимодействием между людьми (face-to-face), межличностная, организационная коммуникация, коммуникация в малых группах, публичных выступлений (human communication);
  • опосредованная коммуникация (mediated communication) с использованием телекоммуникационных технологий – телевидения, радио, печати и их аналогов в интернет-коммуникации.

Использование возможностей информационно-коммуникационной среды предоставляет возможность взаимодействия учащейся молодёжи, их родителей и педагогов в условиях принципиально отличающейся от традиционной парадигмы образовательного взаимодействия, которая формируется на основе «новой культуры обучения» (е-lerning culture[2]), которая иначе предопределяет как позицию обучаемого (е-1еаrner), так и позицию обучающего (e-teacher, e-instructor, e-facilitator, e-supervisor). При этом педагог ставится перед необходимостью осваивать не только педагогические, но и менеджерские функции (e-learning manager/e-learning administrator).

Принципиально изменяются характеристики активности участника профориентационно значимого образовательного взаимодействия. В на­стоящее время выявлены четыре типа коммуникации участников образовательного процесса, поддерживаемых различными информационными инструментами [2]:

  • один человек передает другому сообщение (межличностная коммуникация, модель «один к одному»);
  • одна группа людей передает другой группе (межгрупповое общение, модель «многие-ко-многим»);
  • группа людей передает одному человеку (модель «многие-к-одному», обращение пользователей к автору веб-сайта);
  • один или несколько человек посылают информацию широкой аудитории (массовая коммуникация, модель «один-ко-многим»).

Таким образом, как образовательная компьютерно-опосредованная коммуникация в целом, так и ее специализированные профориентационные компоненты, либо профориентационно значимые составляющие могут предполагать:

  • взаимодействие обучающихся с готовым содержанием веб-сайта или продукта на магнитном носителе;
  • совместное создание продукта компьютерно-опосредованного взаимодействия. Это может быть, например, написание совместного гипертекста в блогах, создание коллективных продуктов в среде викивики.

В условиях разнообразия моделей ИТ-коммуникации нельзя проектировать информационное сопровождение проектирования подростками образовательно-профессионального маршрута, только исходя из какой-либо одной модели. Для интеграции данных двух моделей в настоящий момент предпринимаются попытки создания отечественных информационных источников и инструментов, базирующиеся на разработанной нами модели системы информационной поддержки профориентационно значимой деятельности школьников.

Базовой составляющей сайта являются компьютерно-опосредованные смысловые поля традиционной профориентационной триады «Хочу», «Могу», «Надо», «Личный кабинет».

Блок «Хочу» предусматривает два уровня его использования – «Азбуку выбора» и «Академию выбора». «Азбука выбора» предусматривает первоначальное знакомство пользователя системы с основной проблематикой профориентационной проблемы, основными типами затруднений при выборе послешкольного пути, а также с наиболее простыми классификациями профессий (по Е.А. Климову, Дж. Холланду и др.). «Академия выбора» предполагает работу пользователя с курсами профориентационного содержания («Образ Я», «Мир профессий», «Профессиональные пробы»), представленными e-learning.

Блок «Надо» имеет два направления – «Где учиться» и «Где работать». Этот блок представляет регулярно обновляемую информацию, представляющую собой иерархически выстроенный путеводитель по регионально-муниципальному спектру возможностей продолжения об­разования на послешкольном этапе и этапе профессионального становления. Он позволяет выстроить наиболее очевидные и вероятные взаимосвязи последовательных этапов типичных для данного региона (муниципалитета) образовательно-профессиональных маршрутов, соответствующих этим трем разным блокам, связанным между собой.

Раздел «Где учиться» содержит формализованную информацию об учреждениях профессионального образования и отражает его следующие характеристики: тип образовательной организации (государственная или негосударственная); уровень образования; по каким специальностям ведется подготовка; насколько востребованы на муниципальном и региональном рынке труда носители этих специальностей; оказывает ли организация помощь в трудоустройстве и как складывается профессиональный маршрут ее выпускников; каковы отзывы выпускников; каковы ограничения для абитуриентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, специальным или творческим способностям; каков порядок приема, в какие сроки нужно подавать заявление; какие другие документы нужно предоставить; как сдаются вступительные экзамены и что именно необходимо сдавать; учитываются ли результаты Единого Государственного экзамена; есть ли лицензия и государственная аккредитация; каково содержание учебной программы профессионального образования; какова продолжительность обучения; как осуществляется оплата за обучение и в каком размере (если обучение бесплатное, то каковы другие расходы, связанные с обучением); можно ли беспрепятственно прервать обучение; какие формы обучения представлены (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и т.д.); насколько качественный состав преподавателей, какова материальная база; какова транспортная доступность; существует ли возможность проживания в общежитии и т.д.

Раздел «Где работать» отражает значимые для подростка особенности рынка труда, структурированные по тем или иным признакам, зависящим от региональных и муниципальных особенностей (наличие крупных градообразующих и бюджетообразующих предприятий; преимущественное распределение рабочей силы в данном типе поселения, доступность и прогнозируемая достоверность информации об объектах рынка труда и т.д.).

Блок «Могу» демонстрирует пользователю возможности предоставления защиты и оказания помощи со стороны специализированных служб (имеющих профориентационно значимые функции), а также социокультурного и семейного окружения.

Данный блок предполагает два раздела – «виртуальный помощник» и «реальные помощники». «Виртуальный помощник» представляет собой последовательность программных модулей, позволяющих, использовать результаты работы с остальными блоками для выявления факторов, влияющих на образовательно-профессиональный выбор пользователя, конструирования вариантов продолжения образования, сравнения их между собой, выявления основных ограничителей выбора и поиска путей их преодоления. Раздел «реальные помощники» показывает пользователю возможности получения реального содействия в решении профориентационных проблем (службы занятости, кадровые агентства, молодежные биржи труда, профориентационные центры, тематические публикации в прессе, специализированные печатные издания, тематические интернет-ресурсы, например, сообщества специалистов, ищущих работу, выпускников вузов и т. д.). Условно «реальные помощники» могут быть представлены как «знатоки» (носители и успешные представители профессий, представители и руководители предприятий и организаций, общественно-политических структур), эксперты-консультанты (сотрудники служб занятости и кадровых агентств; помощники по анализу ситуации и выбора вариантов поведения), психологи-диагносты (с примерным описанием арсенала их средств), психологи-тренеры, спонсоры-кредиторы, компаньоны и т.д. Это могут быть не только конкретные люди, но и подготовленные ими авторские продукты (книги, справочники, видеофильмы, тематические публикации в СМИ и т.д.), которые могут быть использованы как в качестве основы для подготовки профориентационно значимых элементов проектных работ школьников в ходе изучения различных образовательных областей, так и методического обеспечения ориентационных элективных курсов, реализуемых в процессе предпрофильной подготовки. В этом же блоке может находиться информация о профориентационном потенциале музеев, выставок и отвечающих этим же задачам ресурсах сети Интернет.

Блок «Личный кабинет» представляет собой формализованное и периодически обновляемое хранилище информации о результатах работы пользователя с системой, а также проекте его образовательно-профессионального маршрута.

Также структура сайта предусматривает такие независимые разделы, определяющие возможности профориентационно значимой компьютерно- опосредованной коммуникации, как «Новости», «F.A.Q. – Частые вопросы», «Словарь», «Форум», «Карта сайта», «Файлы (ресурсы)», «Сервисы», «Примеры». Предпочитаемые алгоритмы знакомства психологов, педагогов и родителей обучающихся должны также предопределяться соответствующими разделами, ссылки на которые ведут с главной страницы сайта.

Так, раздел «Новости» содержит основные новости данного проекта, а именно появление обновлений мультимедийных данных, изменения на сайте поддержки, события в стране и мире (касающиеся или имеющие непосредственное отношение к задачам сайта), появление новых файлов для скачивания и т. п. Основное предназначение «Форума» заключается в обмене опытом между собой школьниками, педагогами, кураторами и другими специалистами, работающими в данном проекте. Раздел «Файлы (ресурсы)» необходим для того, чтобы обучающиеся могли скачать необходимые им для работы файлы с дополнительной мультимедийной и другого рода информацией, файлы с обновлениями. Помимо перечисленного, в этом разделе представлены дополнительные модули, разработанные для расширения возможностей базового электронного варианта. В разделе «Сервисы» находятся интегрированные интерфейсы (при необходимости русифицированные) ресурсов, расположенных в общедоступном Интернете или ссылки на их расположение в сети с описанием работы с ними. Раздел «Примеры» представляет собой некоторое количество учебных примеров (демонстраций): для иллюстрации пользования, применение результатов учебного исследования в реальной жизни, описание реальных проблемных задач с приведением возможных путей ее решения, обоснованием выбора одного из них и описанием реализации выбранного метода решения с указанием на его особенности. Раздел F.A.Q. предоставляет пользователям перечень наиболее часто встречающихся вопросов по работе с системой в целом, а также сопровождение данных вопросов наиболее полными и подробными ответами. Содержание данного раздела будет постоянно пополняться за счет использования результатов работы системы.

Регионально-муниципальная ориентированность содержания сайта и его привлекательность для массового использования может быть усилена за счет таких специализированных разделов, как «профессии региона», «голос босса», «истории успеха» и т.д.

Техническая поддержка пользователя заключается в предоставлении зарегистрированным пользователям возможности скачивать с сайта обновления программных модулей «Системы поддержки профориентационно значимой деятельности школьников», файлов данных (энциклопедии, справочники и другие дополнительные информационные материалы), а также предоставление зарегистрированным и незарегистрированным пользователям, посредством форума (конференции), возможности консультироваться с пользователями системы в других регионах Российской Федерации, а также контактировать с разработчиками и персоналом по вопросам работы с системой, её обслуживанию, установке, исправлении ошибок и т. п.

Таким образом, создание и использование системы позволит обеспечить выполнение следующих задач:

  • создание банка информации, обобщающего опыт как традиционной, так и дистанционной социально-педагогической, психологической и информационной помощи, оказываемой обучающимся общеобразовательных учреждений в ситуациях профессионального выбора;
  • выявление запроса подростков, их родителей и педагогов на информационное обеспечение педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков в профильном обучении, определение тенденции изменения и развития этого запроса в ходе использования данного электронного ресурса;
  • ознакомление подростков, их родителей и педагогов с технологиями педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, используемыми в профильном обучении и предпрофильной подготовке школьников (педагогический, психологический и информационный аспекты);
  • ознакомление подростков, их родителей и педагогов с профориентационным потенциалом «накопительной оценки», в том числе, при использовании технологии дистанционного «портфеля индивидуальных достижений школьника» и личного кабинета в используемой системе;
  • демонстрация типовых сценариев преодоления профориентационных проблем школьников в изменяющихся социальных и экономических условиях;
  • обеспечение подростков, их родителей и педагогов механизмами использования профориентационно значимых ресурсов социокультурного и профессионально-производственного окружения;
  • предоставление подросткам, их родителям и педагогам интерактивных инструментов для взаимодействия и коммуникации с другими субъектами образовательного процесса (он-лайн и офф-лайн дискуссии, личная и общая «методические копилки» и др.).

Данный сайт будет обеспечивать доступ подростков, их родителей и педагогов в режиме он-лайн к актуальным версиям банка профориентационно значимой педагогической информации в виде файлов для скачивания или в виде он-лайновых текстов, презентаций, мультимедиа, ссылок на тематические ресурсы сети Интернет, компьютерно-опосредованных форм коммуникации и оформления ее результатов.

Авторами предполагается, что данная система будет также выполнять две дополнительные функции. Первая функция – ресурсная поддержка подготовки педагогов к реализации профориентационно-значимых содержания, форм и методов образования, помощь в упорядочивании и систематизации информации об образовательно-профессиональном пространстве, возможных путях продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Вторая функция –  обеспечение становления сетевых форм взаимодействия педагогов общеобразовательных организаций между собой и с субъектами внешкольной социокультурной и профессионально-производственной среды. Появление этих форм взаимодействия позитивным образом скажется как на повышении качества образования школьников, так и на профессиональном мастерстве педагогов и имидже школы как субъекта не только образовательной, но и кадровой политики.

Появление виртуальной среды самоопределения школьников с разработанными информационными источниками и инструментами проектирования образовательно-профессионального маршрута соотносится с новыми целями и ценностями образования, ориентированными на помощь подростку в установлении диалога с трудовой культурой и профессиональным сообществом, в моделировании собственных способов взаимодействия с образовательно-профессиональной средой, в преодолении связанных с этим взаимодействием и диалогом личностных трудностей и дефицитов. Являясь одним из элементов образовательной среды, находящимся в поле «онлайн», виртуальная среда самоопределения школьников позволяет сделать теорию и практику самоопределения адекватной социально-экономическим реалиям.

 

Список литературы:

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
  2. И.Н. Розина. Теория и практика компьютерно-опосредованной коммуникации в России: состояние и перспективы. В кн. «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. Ростов Н/Д: ИУБИП, 2002. – 200 с.

 

[1] Релевантность — в широком смысле — мера соответствия получаемого ре­зультата желаемому результату.

[2] Е-learning — в узком смысле — процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием систем управления обучением. В более широком контексте употребление понятия Е-learning предполагает создание новой философии образования, порожденной новыми технологиями коммуникации, когда технологическая инновация перерастает в педагогическую, деформируя цели и ценности образования в целом.