8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

С.О. Кропивянская, ведущий специалист Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, г. Москва

e-mail: kropivyanskaya@apkpro.ru

В настоящее время проблема профориентации и социально-профессионального самоопределения молодежи является одной из приоритетных в государственной образовательной политике. Данное исследование, имеющее основной целью поиск подходов к формированию эффективной системы профориентации в современной российской школе, проходит в несколько этапов, первый из которых предусматривает анализ актуального состояния практики профориентационной работы в отечественных школах. В исследовании проведен анализ информации из открытых источников о деятельности ряда образовательных организаций, осуществляющих сопровождение профессионального самоопределения детей и подростков на долгосрочной основе, либо обязанных осуществлять ее по роду своей деятельности.

 

On the current career guidance practices forming an effective vocational orientation system in modern school

S.O. Kropivyanskaya, Leading Specialist, Centre for State Educational Policies Implementation and Information Technology, Moscow

Currently, the problem of vocational guidance and socio-professional self-determination of young people is one of the priorities in the state educational policy. This study, which has as its main objective the search for approaches to the formation of an effective vocational guidance system in a modern Russian school, takes place in several stages, the first of which provides for an analysis of the current state of career guidance in schools. The study deals with information from open sources about the activities of educational organizations that support professional self-determination of children and adolescents on a long-term basis, or those that are obliged to carry it out according to the nature of their activities.

 

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, практики профориентации, социальные партнеры, профессиональные пробы, предпрофессиональная подготовка.

Keywords: professional orientation, professional self-determination, vocational guidance practices, social partners, professional tests, pre-professional training.

 

Данное исследование началось в 2018 году и охватило более 500 школ из 11 регионов нашей страны. Около 300 школ не вошли в число источников информации о сложившихся профориентационных практиках по следующим причинам: отсутствие информации о профориентационной работе в школе в открытых источниках; раздел «Профориентация» на сайте образовательной организации имеется, но не заполнен; раздел Профориентация» на сайте образовательной организации содержит только фото без комментариев; раздел «Профориентация» на сайте образовательной организации обновлялся более трех лет назад; раздел «Профориентация» на сайте образовательной организации содержит информацию, не имеющую отношения к профориентации и профессиональному самоопределению. В исследовании приняли участие 210 организаций из 11 регионов Российской Федерации. 84,8% организаций, участвующих в исследовании, являются организациями общего образования (школами), 10,7% из них осуществляют углубленное обучение по тем или иным предметам.

Помимо общеобразовательных школ, эксперты включили в исследование информацию о профориентационной деятельности других организаций (15,2%): региональных министерств, технопарков, центров профориентации, центров занятости населения, организаций дополнительного образования, ресурсных центров, экскурсионных бюро, кадетских школ-интернатов, спорткомплексов, промышленных предприятий, коррекционных школ-интернатов, лицеев (школ)-интернатов для одаренных детей. Населенные пункты, в которых осуществляют свою деятельность рассмотренные в исследовании организации, различны (крупные города – 42,9%, города – 31,4%, села – 16,2%, поселки – 18,6%, деревни и станицы – 1%), что создает различный комплекс условий для осуществления профориентационной работы.

Практики в крупных городах отличаются большим количеством социальных партнёров, среди которых преобладают вузы и организации, реализующие программы СПО. Практики профориентационной работы в небольших городах в основном осуществляются с привлечением одного социального партнёра из числа образовательных организаций. В практиках, осуществляемых вне крупных городов, широко представлено социальное партнёрство с производственными предприятиями, в ряде случаев — градообразующими. В то же время многие практики профориентации организуются только силами самой образовательной организации, либо при наличии связей с учебными, производственными и прочими типами организаций, не в полной мере используют возможности социального партнёрства.  

По нашему мнению, высокий процент (49,5%) образовательных организаций, которые проводят профориентационную работу без привлечения социальных партнёров, объясняется не в последнюю очередь тем, что образовательные организации в регионах Российской Федерации, осуществляя сотрудничество с местными предприятиями (культуры, спорта, промышленными, образовательными и др.), не всегда оформляют это сотрудничество договором или соглашением, при наличии договора его не всегда размещают (упоминают) в соответствующем разделе сайта.

            Одним из гипотетических положений нашего исследования было предположение, что практики профориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся при всем своём разнообразии тяготеют к определённым моделям или направлениям, среди которых нами предварительно были намечены следующие:

  • внутришкольная работа (традиционный подход);
  • социальное партнёрство (например, школа-вуз) как основа профориентационной практики;
  • профориентационная работа средствами профильного обучения;
  • деятельностно-практическое направление, включающее профессиональные пробы и/или участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • профориентационная работа с помощью ИКТ-ресурсов, в том числе региональных и всероссийских сетевых проектов;
  • профориентационная работа на основе дополнительного образования детей;
  • профориентационная работа в рамках сотрудничества с детскими общественными организациями (РДШ и др.).

Анализ существующих практик показал следующее:

— образовательные организации, реализующие практики профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодёжи, в абсолютном большинстве случаев осуществляют эту деятельность в более чем одном направлении;

— в 74% случаев можно выделить преобладающее направление профориентационной работы наряду с элементами других направлений;

— в 24,3% организаций ведущих направлений выделено 2 и более;

— в 1% случаев профориентационная работа не представлена или не может быть отнесена к какому-либо направлению.

Содержание направлений работы по профориентации и сопровождению профессионального самоопределения обучающихся оказалось несколько шире того, что было представлено гипотетически.

              Исследование направлений профориентационной работы показало, какие показатели содержательного критерия будут наиболее актуальны при сборе информации о лучших и успешных практиках. В то же время, недостаточно выраженные показатели по таким направлениям, как профориентация посредством индивидуально-психологического сопровождения, дополнительного образования и сотрудничества с детскими общественными организациями заставили исследователей отказаться от идеи включения этих направлений в обзор лучших практик ввиду их недостаточной востребованности (1%, 3,3% и 1% соответственно). Наиболее распространенными, как и предполагалось, оказались такие направления как традиционное (29%), профориентация средствами профильного обучения (29,5%), деятельностно-практическое (13,8%), также преобладает профориентационная работа, осуществляемая в сотрудничестве с социальными партнёрами – вузами и предприятиями (33,8%).

            В настоящее время широко распространяется тенденция участия образовательных и иных организаций, работающих в сфере образования, воспитания и досуга школьников, в региональных и всероссийских профориентационных проектах (20,5%). По данным нашего исследования, участие в таких проектах, преимущественно сетевых и мобильных, позволяет вести профориентационную работу на современном уровне малокомплектным школам и школам, работающим в сельской местности. Среди тех, кто участвует в масштабных проектах, 12% организаций участвуют в двух и более. Некоторые виды взаимодействия в рамках социального партнёрства направлены на то, чтобы подготовить обучающихся к определённому пути продолжения образования. Так, 12% практик работают на то, чтобы выпускник ориентировался после окончания школы на вуз (в ряде случаев, определённый вуз), 8% практик организованы так, чтобы выпускник нашёл себя в дальнейшем обучении в организации, реализующей программы СПО и последующем трудоустройстве в регионе.

            Большинство профориентационных практик не имеют столь явной маркировки и не настраивают обучающихся на определённый путь продолжения образования (80%). Мы считаем это положительным моментом, полностью соответствующим идее профилизации обучения. Можно также заключить, что в тех случаях, когда адресат профориентационной работы был указан в открытых источниках, им преимущественно оказывался профильный старший класс (19%), либо был охвачен период средней и старшей школы (17,1%). Рекомендуемый современными специалистами подход, при котором профориентационная работа ведётся (с учётом возрастных особенностей) с 1 по 11 классы оказался менее распространён, чем охват обучающихся поддержкой профессионального самоопределения на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения (13,8%).

            В связи с тем, что практика показала преимущество старших классов в обеспеченности профориентационными практиками перед младшими, получает объяснение специфика выбора школами социальных партнёров для реализации этой деятельности.

            На этапе планирования коллектив исследователей предполагал, что основную массу социальных партнёров школы по реализации профориентационных практик возьмут на себя местные вузы.

            Исследование реальности обнаружило, что список возможных партнёров достаточно широк.

Таким образом, лидирующей категорией среди социальных партнёров образовательных организаций, согласно исследованию, является промышленное предприятие. Многие предприятия активно включаются в образовательный процесс и инициируют создание профильных классов, основанных на специфике собственной деятельности (Роснефть-класс, Газпром-класс и др.)

Наиболее информативными в смысле поиска перспективных направлений развития отечественных профориентационных практик стали сведения, полученные в результате изучения сфер науки и практики, с которыми сочли необходимым или возможным ознакомить обучающихся организации, принявшие участие в исследовании.

Анализ показал, что знакомство со сферами деятельности осуществлялось в процессе профориентационных практик в трёх основных направлениях:

  • знакомство с миром труда и профессий (экскурсии на предприятия, лекции о работе в отрасли приглашённых специалистов);
  • углубленное изучение основ деятельности в той или иной сфере (в рамках профильного обучения или специально организованных теоретических курсов);
  • профессиональные пробы /или предпрофессиональная подготовка в тех или иных сферах деятельности.

Выбор сфер по данным направлениям, согласно нашему исследованию, определился таким образом:

 

 

Несмотря на то, что в исследовании приняло участие значительное количество школ из крупных городов, в которых давно утвердилась тенденция к цифровизации практик, согласно эмпирическим данным, школьников по-прежнему больше вовлекают в деятельность по растениеводству и животноводству, по-прежнему популярностью пользуются различные виды ручного труда в технической сфере.

            Исследование современного состояния профориентационной работы выявило ряд тенденций, утвердившихся в отечественной педагогике, и в то же время ряд дефицитов, требующих дальнейшей работы по оптимизации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Так, следует обратить внимание на системность профориентационных практик, их последовательность, преемственность. Не менее важно сохранить в процессе профориентационной работы субъектность обучющегося, его активную позицию в планировании и реализации собственных профессиональных планов. Полученные сведения в итоге составили основу для формулировки следующих критериев и показателей эффективности профориентационной практики:

 

 

№ п/п

Наименование критерия

Показатели

1

Нормативно-правовая обеспеченность практики

·                    Соответствие федеральным нормативным актам

 

·                    Соответствие региональным нормативным актам

 

·                    Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих профориентационную работу и сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

 

·                    Наличие договоров о сотрудничестве и других документов, регламентирующих совместную деятельность образовательной организации и её партнёров в реализации практики

 

2

Целостность и системность практики

·                    Актуальность практики с учётом интересов субъекта РФ

 

·                    Наличие научного обоснования практики

 

·                    Наличие цели

 

·                    Наличие задач

 

·                    Преемственность практики

 

·                    Соответствие практики специфике контингента обучающихся

 

 

·                    Наличие системы планируемых результатов

 

3

Наличие профессионально-общественной экспертизы практики

·                    Наличие внешнего подтверждения эффективности практики на уровне организации

·                    Наличие внешнего подтверждения эффективности практики на уровне исполнителей

·                    Наличие внешнего подтверждения эффективности практики на уровне обучающихся

 

4

Соответствие содержательных компонентов практики требованиям, предъявляемым к эффективным современным практикам

 

·                    Наличие предпрофильной подготовки

 

·                    Наличие профильного обучения

 

·                    Наличие элективных курсов

 

·                    Подготовка к профессиональному самоопределению средствами предметной области «Технология»

 

·                    Наличие профориентационного учебного курса

 

·                    Наличие расширенных возможностей обучения

 

·                    Наличие системы общешкольных мероприятий по профориентации

 

·                    Наличие системы  внеурочной деятельности

 

·                    Наличие системы дополнительного образования

 

·                    Наличие системы включения обучающихся в практическую деятельность

 

·                    Наличие системы использования внешних ресурсов профориентационной деятельности

 

·                    Использование ИКТ-технологий в профориентации

 

·                    Использование информационных образовательных ресурсов

 

·                    Использование региональных особенностей

 

·                    Наличие системы индивидуального сопровождения профессионального самоопределения

 

·                    Наличие системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

 

·                    Наличие системы взаимодействия с родителями/законными представителями/семьями обучающихся

 

5

Ориентированность практики на деятельностный подход к обучению и воспитанию

 

·                    Наличие возможности в процессе профориентации получить практические навыки

 

·                    Наличие профессионально ориентированной среды для применения полученных навыков

 

·                    Применение в образовательном процессе профессиональных проб

 

·                    Наличие возможности стажировки обучающихся в организациях образования, культуры, спорта, СМИ, занятости населения, производства, сферы обслуживания и т.д.

 

·                    Наличие возможности участия обучающихся в социально-значимой деятельности (общественно-полезный труд, волонтёрство)

 

·                    Наличие возможности организации трудовой занятости несовершеннолетних

 

6

Наличие возможности взаимодействия с внешкольной средой 

·                    Реализация на базе образовательной организации

 

·                    Реализация на базе образовательной организации дополнительного образования

 

·                    Реализация на базе специально организованных форм образовательного процесса

 

·                    Реализация на базе межшкольного учебного (учебно-производственного) комбината

 

·                    Реализация на базе образовательной организации среднего профессионального образования

 

·                    Реализация на базе образовательной организации высшего образования

 

·                    Реализация на базе учреждения науки, культуры, спорта, занятости населения, промышленного предприятия и др.

 

·                    Реализация на базе использования ИКТ-технологий

 

7

Обеспеченность практики квалифицированными кадрами

·                    Обеспеченность практики кадрами внутри образовательной организации

·                    Обеспеченность практики внешними кадрами

 

·                    Наличие системы взаимодействия между кадрами, осуществляющими практику

·                    Наличие системы взаимодействия между организациями, осуществляющими практику

 

·                    Наличие периодического повышения квалификации кадров

·                    Самообразование кадров

·                    Использование для повышения квалификации отрытых он-лайн курсов

·                    Наличие потребности в повышении квалификации кадров

 

·                    Наличие методической помощи и научно-методического сопровождения практики

 

·                    Наличие контроля за качеством осуществления практики

 

8

Материально-техническая обеспеченность практики

·                    компьютерная техника

 

·                    мультимедийное оборудование

 

·                    копировальная техника

 

·                    доступ в сеть Интернет

 

·                    специализированное программное обеспечение

 

·                    специальное оборудование для обучающихся с ОВЗ

 

·                    производственное оборудование/производственные мастерские

 

·                    специализированное оборудование/специальные помещения

 

·                    оборудование для исследований/научные лаборатории

 

9

Подтверждение внедрения практики

·                    Наличие описания практики в печатных изданиях

 

·                    Наличие описания практики в интернет-источниках

 

·                    Наличие описания практики в муниципальном/региональном/федеральном банке педагогического опыта

 

·                    Включение практики в программы ДППО

 

·                    Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий

 

10

Воспроизводимость представленной практики в различных условиях, на разном материале, в разных регионах, в разных типах образовательных организаций

·                    Возможность адаптации представляемого материала к изменённым условиям

 

·                    Отсутствие необходимости эксклюзивного материально-технического обеспечения

 

·                    Отсутствие необходимости специальной подготовки кадров

 

11

Подтверждение эффективности практики

·                    Наличие оснований для вывода об эффективности практики

 

·                    Выраженность показателей эффективности

 

·                    Наличие внешней профессионально-общественной экспертизы практики

 

·                    Наличие победителей профессиональных конкурсов и чемпионатов, в том числе JuniorSkills

 

12

Подтверждение использования предлагаемой практики в качестве успешной на уровне региона

 

·                    Участие в региональных программах, грантах, проектах