8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

В.И. Сахарова, д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

e-mail: vis@krirpo.ru

В статье представлены результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся будущей профессиональной деятельностью, проводимого с целью определения качества предоставляемых образовательных услуг в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области.

 

Future professional activities: students satisfaction monitoring in the Kemerovo Region

V.I. Sakharova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chair of pedagogics and psychological professional education, «Kuzbass regional institute of the professional education development»

The article presents the results of monitoring of students’ satisfaction that concerns their future professional activities. The monitoring is aimed at determining the quality of educational services at professional educational institutions of the Kemerovo region.

 

Ключевые слова: подготовка специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих.

Keywords: training of mid-level technicians, skilled workers and employees.

 

Система профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, специалистов и служащих переживает в последние годы значительные изменения. В соответствии с п.1 ст. 68 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности» [1].

О возрождении и постепенном повышении престижа среднего профессионального образования в настоящее время свидетельствует ряд мероприятий и событий:

– разработана Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года и создан межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодёжи, занимающийся, в том числе, вопросами формирования жизненных планов, карьерных устремлений и организации занятости молодёжи;

– разработаны и внедряются комплексные региональные программы развития профессионального образования;

– активизировалось участие работодателей в подготовке специалистов;

– создаются хорошо оборудованные многофункциональные центры профессиональных квалификаций;

– в 2012 году Россия вступила в международную организацию WorldSkills International, миссией которой является повышение статуса профессионального образования, и завоевала право провести у себя международный чемпионат рабочих профессий в 2019 году. Кемеровская область в ноябре 2012 г. стала одним из трёх первых пилотных регионов, начавших реализацию проекта WorldSkills Russia.

Государство, общество, работодатели возлагают большие надежды на социальную отдачу от указанных преобразований. Однако ожидаемый эффект зависит не только от организационных и экономических решений, но и от педагогических стратегий формирования жизненного и профессионального маршрутов будущих рабочих и специалистов. Проблема усугубляется тем, что в колледж и техникум 67% школьников приходит, не имея представлений о сути профессии, делая практически случайный профессиональный выбор (данные ИСМО РАО), 80% студентов первого курса не имеют необходимого уровня личностных и метапредметных компетенций (А.Т. Глазунов, исследования 2006–2014 гг.).

Речь идёт об организации социолого-педагогического мониторинга удовлетворенности обучающихся будущей профессиональной деятельностью, качеством предоставляемых образовательных услуг, использовании социокультурных ресурсов региона в профессиональной ориентации молодёжи и т. д. Всё это позволяет решать на практике проблемы профессиональной адаптации студентов во время их учёбы в организациях среднего профессионального образования с целью формирования у них осознанного выбора профессии, ответственного отношения к получению профессионального образования.

В связи с этим научно-аналитический центр Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» ежегодно проводит социологический опрос профессиональных образовательных организаций. В период с 14 марта по 10 апреля 2016 г. в опросе приняли участие 8522 респондента, из них 6898 – обучающиеся в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Кемеровской области, 1624 – родители (законные представители) обучающихся.

По данным опроса, большинство обучающихся узнали о своей будущей профессии/специальности посредством неформального социального взаимодействия: от друзей (31,5%) или родителей (27,3%). Формальные механизмы профессионального информирования пока остаются менее значимыми для обучающихся: в рамках профориентации в школе информацию о профессии/специальности получили лишь 17,1% обучающихся, информацию от службы занятости и иных организаций получили не более 4% опрошенных. При этом в последнее время всё большую значимость приобретает информация профессиональной направленности в средствах массовой информации (СМИ), в т. ч. на официальных сайтах ПОО в сети Интернет: 15,3% опрошенных обучающихся указали, что узнали о своей будущей профессии/специальности из СМИ (рис.1).

Рисунок 1 — Причины выбора профессии/специальности среднего профессионального образования

При выборе будущей профессии/специальности большинство обучающихся ориентировалось на будущий уровень оплаты труда: этот фактор выделили в качестве значимого 43,5% обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и 40,8% обучающихся — по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Порядка 40% респондентов также указали, что ими была выбрана профессия/специальность, соответствующая их склонностям и способностям. Немаловажной при выборе профессии/специальности является и её востребованность на рынке труда – на этот фактор выделили в качестве значимого 30,3% обучающихся. Хорошие условия труда по будущей профессии/специальности в качестве фактора её привлекательности отметила четверть обучающихся. Следование традициям трудовой династии в качестве значимого фактора привлекательности будущей профессии/специальности выделили лишь 8,1% обучающихся (таблица 1).

Таблица 1 – Привлекательность выбранной профессии/специальности

Что больше всего привлекло Вас в выбранной профессии/специальности?

Обучающиеся, % опрошенных

ППКРС

ППССЗ

В целом

Она дает возможность хорошо зарабатывать

43,5

40,8

41,5

Она соответствует моим способностям и склонностям

39,3

41,5

40,9

Она позволяет приносить пользу людям 

38,2

34,8

35,8

На нее высокий спрос на рынке труда

29,1

30,8

30,3

Она предполагает хорошие условия труда 

23

25,8

25

Ее высокий престиж в обществе 

18

25,4

23,3

Мой выбор был не вполне осознанным

14,5

15,3

15,1

Это профессия моих родителей 

7,6

8,3

8,1

Другое

2,2

2

2

 

Более 86% будущих квалифицированных рабочих и служащих, а также порядка 82% будущих специалистов среднего звена отметили, что выбранная профессия/специальность их полностью устраивает. Остальные 13,5% (ППКРС) и 18% (ППССЗ) опрошенных хотели бы выбрать другую профессию, если бы им представилась такая возможность. Причиной обозначенной неудовлетворенности является, главным образом, то, что обучающихся не привлекает перспектива работы по выбранной профессии/специальности (9,8% обучающихся по ППКРС и 10,3% обучающихся по ППССЗ). Законные представители более позитивно оценивают профессиональный выбор своих детей, и лишь немногие из них (порядка 9%) рекомендовали бы изменить выбранную профессию /специальность (таблица 2).

Таблица 2 – Удовлетворённость выбранной профессией/специальностью

Если бы Вы сейчас могли изменить

выбранную Вами (Вашим ребенком) профессию, что бы Вы сделали?

Обучающиеся, % опрошенных

Законные представители, % опрошенных

ППКРС

ППССЗ

ППКРС

ППССЗ

Не менял(-а) бы ничего

86,5

82,0

90,4

91,6

Выбрал(-а) бы другую профессию,

так как меня (моего ребенка)

не привлекает работа по ней

9,1

11,7

3,8

3,8

Выбрал(-а) бы другую профессию,

так как у меня (моего ребенка) не хватает способностей к освоению выбранной профессии

2,9

4,7

1,3

1,2

Выбрал(-а) бы другую профессию

по иным причинам

1,5

1,6

3,1

2,7

 

Наиболее значимым для обучающихся и родителей является получение знаний, умений и навыков по выбранной профессии/специальности. При этом родители придают большее значение возможности продолжить обучение своего ребёнка на последующей ступени образования, чем сами обучающиеся. Получение общих знаний и повышение уровня общей культуры в качестве ключевого результата отметило наименьшее количество обучающихся и родителей, что характеризует узкопрофессиональную направленность обучения в ПОО.

Большинство обучающихся планируют продолжить обучение на следующей ступени образования, при этом продолжить получение образования планируют больше обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена (38,7%), чем обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (34,3%). Это подтверждают и результаты опроса родителей обучающихся – 57,3% опрошенных родителей хотели, чтобы их ребёнок продолжил обучение на следующей ступени образования (36,8%) или совмещал дальнейшее обучение с работой (20,5%). Большая часть обучающихся, желающих после окончания продолжить обучение на следующей ступени образования (63,5%), планируют получить в перспективе высшее образование: 30% по программам бакалавриата, 33,5% по программам магистратуры.

В качестве приоритетной формы и определения дальнейшего обучения, респондентами выбраны дневное отделение (43,9%) бесплатной формы обучения (36,4%). В качестве населённых пунктов, образовательные организации которых рассматривают обучающиеся ПОО, желающие в дальнейшем продолжить образование лидирующие позиции занимают города Кемеровской области – Кемерово и Новокузнецк (43%). Также среди населенных пунктов, образовательные организации которых рассматриваются обучающимися как потенциальные для дальнейшего получения образования, отмечены Новосибирск, Томск, Красноярск, Москва и Санкт-Петербург.

Более половины опрошенных законных представителей (84,5%) выразили желание, чтобы их дети в дальнейшем работали по профессии/специальности, которую сейчас получают и 6,5% не хотели бы, чтобы будущая профессия ребёнка совпадала с получаемой ими в данный момент.

По данным проведённого опроса, качеством профессионального образования в Кемеровской области полностью удовлетворены 84,7% обучающихся и 86,7% их законных представителей, что является весьма высоким показателем для сферы отечественного профессионального образования.

Обучающиеся и их законные представители наиболее высоко оценивают профессионализм преподавательского состава ПОО – индексы удовлетворенности по этому критерию превышают значение общих индексов удовлетворенности, и составляют 86,9% для обучающихся и 90,1% для законных представителей. Респондентами также весьма высоко оценивается и удовлетворённость качеством знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения.

Среди показателей качества обеспечения образовательного процесса обучающиеся обеих групп достаточно высоко оценивают учебно-методическое обеспечение и информационно-библиотечное сопровождение образовательного процесса. Удовлетворённость психолого-педагогическим сопровождением также весьма велика. При этом следует отметить, что большинство (67,3%) опрошенных довольны взаимоотношениями в студенческом коллективе.

Согласно проведённому исследованию, удовлетворенность обучающихся Кемеровской области будущей профессиональной деятельностью в целом по городским округам составила 84,6%, по муниципальным районам – 88,3%. Индекс удовлетворенности законных представителей, чьи дети обучаются в ПОО, находящихся в городских округах, составил 86,3%, в муниципальных районах – 89,5%.

Таким образом, с учётом полученных результатов представляется возможным рекомендовать профессиональным образовательным организациям и их социальным партнерам разработать и реализовать комплекс мер, направленный на:

— интенсификацию профориентационной работы с обучающимися;

— поддержку и развитие профессионального выбора студентов;

— совершенствование механизмов трудоустройства выпускников и организации производственных практик в рамках социального партнёрства профессиональных образовательных организаций с работодателями региона;

— продолжение освоения педагогическими работниками современных производственных, образовательных, профориентационных и информационных технологий;

— достижение высокого уровня сформированности общих и профессиональных компетенций студента (не ниже 70%, это реальное требование работодателя).

Список литературы:

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ // Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ Мастер. Версия от 29 янв. 2013. – Москва, 2013. − Доступ из локальной сети ГБУ ДПО «КРИРПО».