8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

С.Ю. Мальгина, к.п.н., заместитель директора ГАПОУ Московского образовательного комплекса им. В. Талалихина, г. Москва

e-mail: malginasv@yandex.ru

В статье рассматривается комплексный подход к созданию условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их осознанного профессионального самоопределения через технологии профессионально-ориентированного обучения. Приводятся практические рекомендации по реализации технологий профессионально-ориентированного обучения в системе основного и общего образования.

 

Technology-based vocational education as a means of professional self-determination

S.Yu. Malgina, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of Moscow Educational Complex named after V. Talalihin, Moscow

The article presents a comprehensive approach to the creation of conditions for designing individual educational trajectories by students and for their deliberate professional self-determination by means of professionally-oriented technologies. Practical recommendations on the implementation of the professionally-oriented educational technologies in primary and secondary education are given by the author.

 

Ключевые слова: технологии профессионально-ориентированного обучения, профессиональное погружение, предпрофильная подготовка, профильное обучение.

Keywords: professionally-oriented educational technologies, professional dip, pre-training, specialized (career) education.

 

В рамках развития современных механизмов и технологий общего образования в Московском образовательном комплексе им. В. Талалихина реализуется проект по созданию условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их осознанного профессионального самоопределения через технологии профессионально-ориентированного обучения. Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина представляет собой образовательный комплекс, включающий следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и среднее профессиональное образование. Данный проект предназначен для решения проблемы содержательной интеграции уровней общего и профессионального образования в условиях нового образовательного комплекса. В рамках проекта поставлены задачи обновления содержания образования и его качественное обеспечение посредством внедрения сквозной предпрофильной и профильной подготовки (основное и среднее общее образование) в соответствии с ФГОС через технологии профессионально-ориентированного обучения и формирование комплексной системы профессиональной ориентации обучающихся комплекса. В рамках обозначенного проекта было проведено анкетирование обучающихся комплекса по проблеме профессионального выбора (сентябрь 2014 г). Результаты анкетирования таковы:

  • 84% – обучающихся 9-классов не определись с выбором будущей профессии;
  • 51% – обучающихся 11-классов определись с выбором экзаменов (ЕГЭ), но окончательно не определись с выбором будущей профессии;
  • 75% – опрошенных обучающихся (7-8 классов) затруднялись охарактеризовать предложенные им профессии и специальности;
  • 68% – опрошенных обучающихся (7-8 классов) затруднились ответить на вопрос «Для чего нужны им знания, полученные по предметам математика, физика, химия?».

В результате обозначились проблемы, связанные с непониманием подавляющего большинства обучающихся значимости и необходимости изучаемых предметов в рамках реализации программ основного и среднего общего образования, а также отсутствием эффективной профориентационной системы, что характеризует неосознанный выбор своей будущей профессии выпускниками школ и увеличение количества выпускников профессиональных организаций, не желающих работать по полученной профессии. Проведенный анализ, позволил сформулировать ключевую идею проекта, как частичное проектирование технологий профессионально-ориентированного обучения, используемых в системе среднего профессионального образования, на систему основного и среднего общего образования в рамках нового образовательного комплекса и определить основные задачи проекта: усиление прикладной направленности изучаемых предметов в рамках реализации ФГОС основного и среднего общего образования и формирование системы предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся с использованием технологий профессионально-ориентированного обучения. В рамках проекта «технология профессионально-ориентированного обучения» трактуется, как совокупность операций, приёмов по проектированию, организации и проведению образовательного процесса, направленного на построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося для его осознанного профессионального самоопределения. Определены следующие технологии профессионально-ориентированного обучения, трансформированные и преобразованные в систему общего образования:

  • технологии контекстного обучения, базирующиеся на освоении учебного материала во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью или с повседневной жизнью обучающегося;
  • игровые технологии, способствующие формированию навыков абстрактного, образного и профессионально-ориентированного мышления обучающихся;
  • проектные технологии, в основе которых заложено формирование умений обучающихся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конкретизировать свои профессионально-прикладные и практико-ориентированные знания в форме конкретных проектов (продуктов деятельности);
  • практико-ориентированные технологии, направленные на формирование конкретных трудовых навыков, на выполнение определённых трудовых функций с выходом на осознанный профессиональный выбор обучающихся.

В ходе реализации проекта удалось определить целый спектр мероприятий, направленных на создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их осознанного профессионального самоопределения в условиях нового образовательного комплекса:

— внесение дополнений в содержательную часть образовательной программы основного и среднего общего образования с усилением прикладной направленности изучаемых предметов школьного курса (создание кейсов, разработка ситуационных задач, производственных заданий, связанных с определённой предметной областью и т.д.);

— разработка совместных «школа-колледж» метапредметных и межпредметных проектов в рамках внеурочной деятельности и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;

— внедрение технологий, форм и методов обучения в систему основного и среднего общего образования (кейс-метод, метод проектов, деловые и ролевые игры, обучение на рабочем месте, метод имитации работы реальной производственной фирмы, учебные фирмы и пр.);

— реализация программы предмета «Технология» с использованием ресурсов колледжа, с выходом на профессиональное самоопределение подростков;

— профильное обучение (10-11 класс), направленное на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, и организация дополнительных профессиональных программ по выбору для обучающихся с выдачей соответствующего документа.

Одним из главных школьных предметов, обеспечивающих формирование технологической культуры и культуры труда, является предмет «Технология». В рамках проекта выстроена программа предмета «Технология», которая направлена не только на формирование представлений о современном производстве и технологиях, но и на формирование мировоззрения в профессиональной области посредством технологии «профессионального погружения» с выходом на диагностику профессиональных предпочтений и интересов школьников. Главной целью предметной области «Технология» является подготовка обучающихся к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Программа разбита на четыре крупных блока по основным направлениям подготовки обучающихся в образовательном комплексе: индустрия питания и обслуживания; сфера услуг и торговля; техническое и экономическое. В рамках, в которых обучающиеся посредством «технологии профессионального погружения» осваивают различные профессии, пробуют себя в разных профессиональных сферах с обязательным выходом на диагностику своих профессиональных предпочтений и интересов, чтобы утвердиться в дальнейшем в правильности профессионального выбора. «Профессиональное погружение» является важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий школьников, и данная программа способствует профессиональному самоопределению школьника, его успешной социализации, обеспечивая преемственность между школьным и профессиональным образованием. Организация профильного обучения (9-11 класс) в соответствии с требованиями ФГОС, в рамках проекта выстроена по трём направлениям, согласно укрупнённым группам специальностей: экономика и управление, промышленная экология и биотехнологии и машиностроение. В соответствии с учебным планом, обучающимся на выбор предложен перечень программ профессионального обучения с выдачей свидетельства о присвоении профессии (квалификации), в том числе в рамках внеурочной деятельности.

В ходе реализации программ профессионального обучения предложена система профессионально-ориентированного обучения, состоящая из следующих этапов:

  1. Подготовительный этап: рекламная акция представленных программ профессионального обучения, виртуальная (или реальная) экскурсия на производство, актуализация особенностей той или иной программы, положительные и отрицательные аспекты профессий, перспективы и возможности профессионального роста.
  2. Содержательный этап:
  • открытие программ профессионального обучения (группа от 8 человек), набор слушателей и организация обучения на рабочем месте (в мастерских, лабораториях, производственных цехах и пр.);
  • использование образовательного портала по данным программам с возможным применением дистанционных технологий;
  • публичная демонстрация полученных практических навыков по отдельным модулям или разделам программы, когда демонстрируется сам процесс производственной деятельности или сам конечный продукт;
  • создание интернет-вкладки на сайте комплекса «Сделано в МОК им. В. Талалихина» с представлением фото или видеоматериалов лучших работ обучающихся по результатам публичных демонстраций и квалификационного экзамена.
  1. Итоговый этап: сдача квалификационного экзамена независимой комиссии в составе ведущих специалистов-производственников. При успешной сдаче экзамена — вручение свидетельств о присвоении профессии (соответствующей квалификации).

Каждому обучающемуся комплекса 10-11 классов предлагается выбрать одну или несколько профессий (квалификаций) и получить свидетельство о профессии (квалификации) с возможностью дальнейшего трудоустройства. Таким образом, обучающимся комплекса предоставляется возможность построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, в основе которых рассматривается комплексный подход к формированию устойчивой профессионально-ориентированной позиции обучающихся комплекса посредством реализации «технологии профессионального погружения».

Список литературы:

  1. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения. — М.: Издательство РГСУ, 2012-165с.
  2. Елфимова Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности // Вопр. психол. 1988. — №4. — с.82-87.
  3. Горлова Н.В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования// Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов/ Под. ред. В.Н. Скворцова. СПБ., 2010.