8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Н.Н. Сизихина, преподаватель Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий, Ямало-Ненецкий автономный округ 

e-mail: zisihna@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы организации эффективного сопровождения профессионального самоопределения молодёжи Ямало-Ненецкого автономного округа и способы их решения в контексте региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Автором проведён анализ формата профессиональных проб, реализуемого на базе Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий.

 

Professional trials in the regional model of young people’s professional self-determination

N.N. Sizihina, Lecturer, Noyabrskiy College of Professional and Information Technologies, Noyabrsk, Russia; e-mail: zisihna@mail.ru

The article considers the problems of organization of the effective support for the professional self-determination of the youth in Yamal – Nenets Autonomous Region and methods of their solution in the context of regional model that concerns organizational – pedagogical support of professional self-determination. The authors analyze the format of professional trials, implemented in Noyabrskiy College of Professional and Information Technologies.

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, региональная модель, педагогическая поддержка, ценности профессионализма, региональный заказ.

Keywords: professional self-determination, regional model, pedagogical support, values of professionalism, regional demand.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ принадлежит к числу стратегически важных регионов страны. Особое внимание уделяется социально-экономическому развитию российской Арктики в целом, и ЯНАО в частности. В этой связи увеличивается потребность в квалифицированных специалистах. Округ остаётся одним из трудодефицитных субъектов Российской Федерации, на который проецируются неблагоприятные социально-экономические процессы федерального уровня: 

– территориальная и структурная нескоординированность рынка труда (сосредоточение большинства трудовых ресурсов на базе добывающих производств и крупных предприятий);

– связь между рынком труда и рынком образовательных услуг, а также между субъектами системы профессионального образования и социальными партнёрами находятся на декларативном уровне;

– острая потребность региона в специалистах и рабочих высокой квалификации со средним и высшим техническим образованием;

– диссонанс в области подготовки специалистов по количеству, номенклатуре профессий потребностям рынка труда;

– отсутствие системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодого человека на региональном уровне.

Эти проблемные моменты детерминируют необходимость переосмысления происходящих процессов, их влияния на профессиональное самоопределение человека в контексте формирования социально и профессионально мобильной молодёжи и взрослого населения, которые способны психологически адаптироваться к современным реалиям рынка труда и успешно реализоваться в профессии.

Для формирования у подрастающего поколения и взрослого населения ценностей профессионализма и профессионально-личностной самореализации недостаточно одной только рекламно-информационной работы. Политика государства в области сопровождения профессионального самоопределения должна быть продуманной и учитывающей развитие экономики ЯНАО, находиться в поле интересов субъектов профессиональной ориентации и способствовать свободе достижения профессионального самоопределения [1].

Важным направлением в позиционировании системы профессионального самоопределения, как перспективы государственной политики в области образования, стала разработка комплекса мер по проведению эффективной профориентационной работы с подрастающим поколением и взрослым населением. Актуальность приобретают задачи определения запросов и ожиданий в области профессионального сопровождения личности, как в контексте государства, так и в той области, где субъектами выступают сама личность, родители, потребности общества и производства.

Смещение целей профориентационной работы в системе допрофессионального образования с помощи в становлении субъектности к побуждению скорейшего самоопределения — проблема весьма острая. Она поднималась к обсуждению на круглом столе «Современные практики профессиональной ориентации», который состоялся в рамках Первого регионального образовательного форума профессиональной ориентации «Матрица Успеха», проходившего на площадках Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий.

В условиях динамичных социально-экономических отношений, при высоком уровне конкуренции на рынке труда перед подрастающим поколением и взрослым населением встал ещё острее вопрос осознанного профессионального самоопределения, как гаранта обеспечения благополучия и стабильности собственной жизни и решения стратегических задач ямальского региона в целом.

Актуальность проблемы повышения эффективности системы сопровождения профессионального выбора подрастающего поколения и взрослого населения в условиях современной России определили и задачи: активизировать вовлечение потенциальных работодателей и их объединений в систему сопровождения профессионального самоопределения; привлечь внимание общественности и научного сообщества к решению актуальных потребностей рынка труда, формирования ценностных ориентиров молодёжи и взрослого населения в выборе необходимых обществу профессий и специальностей, реализации креативных идей для развития экономики и прогрессивных производств, созданию собственного успешного бизнеса; содержательно охарактеризовать ключевые факторы, воздействующие на формирование ценностных ориентаций молодёжи и взрослого населения при выборе профессии, выявить характер и направленность оценок привлекательности профессий; сформулировать критерии эффективности реализации региональной модели сопровождения профессионального самоопределения.

Опыт проведения образовательного форума профессиональной ориентации «Матрица Успеха» закладывает дальнейшие перспективы расширения рынка в рамках презентаций самых востребованных профессий на Ямале для информирования подростков и взрослого населения о содержании профессий, которым обучают в колледжах ЯНАО; профессиональных проб, как «профессионального испытания, моделирующего элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии» [2]; конкурсов  в поле профессиональных проб или мастер-классов для повышения интереса к освоению специальных технологических дисциплин в колледже; выставок научных и творческих работ обучающихся в целях демонстрации современных достижений научного и технического творчества; презентации инновационных студенческих малых предприятий в рамках оказания содействия обучающимся в выборе профессии; выставки работодателей  г. Ноябрьска «Карьерный старт».

Одно из приоритетных направлений профессиональных проб — сетевое сотрудничество между образовательными организациями различных уровней и типов, а также специализированными организациями, осуществляющими сопровождение профессионального самоопределения обучающихся г. Ноябрьска в частности, и Ямало-Ненецкого автономного округа, в целом.

Практика мастер-классов и творческих мастерских в контексте профессиональных проб основывается на «глубоком погружении» в профессию и ориентируется на проявление у подростков профессионально-творческой инициативы.

Данный формат проведения профессиональных проб нашёл свое отражение в контексте региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодёжи и взрослого населения ЯНАО. Региональная модель прошла в своем развитии определённые фазы: декабрь 2015 г. — первый опыт профессиональных проб,  проводимых в рамках регионального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в ЯНАО; апрель 2016 г. — проведение профессиональных проб в поле образовательного форума профессиональной ориентации «Матрица Успеха» с привлечением ведущих профильных учёных РФ, представителей законодательной и исполнительной власти ЯНАО, органов местного самоуправления, общественных организаций, работодателей всех организационно-правовых форм и форм собственности, представителей Центра занятости населения, профессиональных образовательных и общеобразовательных организаций, жителей г. Ноябрьска.

Инновация региональной модели сопровождения профессионального самоопределения, как социально-педагогическая категория, отражает наиболее значимые параметры. К ним относится то, что реализуемая модель проведения профессиональных проб в предложенном формате актуализирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному обоснованному принятию решения о профессиональном самоопределении.

Реализация региональной модели направлена на достижение положительных результатов. К ним относятся: реализация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодёжи и взрослого населения ЯНАО; разработка и внедрение технологии профессиональных проб и сопровождения профессионального самоопределения молодежи ЯНАО; становление универсальных компетенций, обеспечивающих высокую направленность на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие человека.

Итоги внедрения региональной модели формируют следующие ожидания: ориентация молодежи и взрослого населения по востребованным профессиям в Ямало–Ненецком автономном округе в соответствии со стратегией развития региона; трудоустройство выпускников по профилю полученной специальности (профессии) в соответствии с запросами регионального рынка труда. Успешное трудоустройство — основной показатель эффективности педагогического сопровождения профессионального самоопределения; эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на обучение в соответствии с региональным заказом [3].

Мониторинг профессиональных проб, проведённый в рамках образовательного форума профессиональной ориентации «Матрица Успеха» и основанный на обратной связи с субъектами позволяет сделать вывод, что именно предложенный формат моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, и способствует сознательному обоснованному выбору профессии. Он вовлекает молодое поколение в практику профессии до принятия решения о профессиональном самоопределении. Пространство профессиональных проб формирует мотивационные компетентности личности, снижает уровень случайности и стихийности профессионального самоопределения.

Профессиональные пробы становятся одним из основополагающих компонентов региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодёжи ЯНАО.

 

Cписок kbnthfnehs:

  1. Блинов, В.И., Сергеев И.С. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. — М.: Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2015.
  2. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21–22 октября 2015) / Составители В.И. Блинов, И.С. Сергеев. — М.: Федеральный институт развития образования, 2015. — Вып. IV. — 170 с.
  3. Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учётом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе // Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. Распоряжение от 12 сентября 2014 г. № 585-РП.