8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

Х. Кресс, канд. эконом. наук, старший научный сотрудник Федерального института профессионального образования ФРГ, Бонн

e-mail: kress@pibb.de

В статье рассматривается общее понятие профориентации и обосновывается актуальность системы профориентации в Германии как на федеральном, так и на региональном («земельном») уровнях. Автор представляет основные тенденции развития профессиональной ориентации в Германии в рамках соответствующей федеральной программы «Career Guidance Development».

 

Developments in Career Guidance from a German perspective (Part 2)

Kress Hannelore, PhD (Economics), Research Associate, Federal Institute of Vocational Education and Training, Federal Republic of Germany, Bonn

The article presents “career guidance” as a general definition for Germany and gives backgrounds of its topicality in the country both on federal and regional levels. The author reveals mainstream developments in the context of corresponding federal program “Career Guidance Development”.

 

Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, дуальное профессиональное образование, социально уязвимая молодёжь, федеральная программа профориентации, потребности рынка труда.

Key words: career guidance, professional choice, dual VET, vulnerable groups of young people, federal program “Career Guidance”, labor market demands.

 

Профориентация определяется как гармонизация и процесс согласования индивидуальных предпочтений и индивидуальных компетенций с требованиями и запросами рынка труда и общества (ueberaus.de, BIBB 2018). В последние годы базовые условия, ценности и нормы претерпевают изменения в Германии под воздействием новых технологий, развития промышленности в формате 4.0, необходимости развития навыков и компетенций в области информационных технологий, проблем беженцев и нехватки квалифицированной работы. Существуют разнообразные определения профессиональной ориентации в зависимости от регионов (земель) Германии, учитывающие ориентацию на профессиональный выбор, план профессиональной ориентации и систематические профориентационные взаимодействия. Некоторые немецкие ученые считают, что «профориентация является задачей развития и образования в контексте воспитания молодёжи»[1].

Профориентация как система взаимодействий регулируется несколькими федеральными законами и законодательными актами 16 немецких земель, социальными актами Федерального агентства по трудоустройству (3. Soziales Gesetzbuch, пункт 33): «[…] агентство обязано предоставлять исчерпывающие в своей полноте информационные материалы и проводить консультации по профессиям, их требованиям, перспективам, поддержке, изменениям на рынке труда». В 2004 и 2017 годах Федеральное агентство по трудоустройству и совет земель Германии подписали соглашение о сотрудничестве с целью «содействовать формированию индивидуальных компетенций в процессе профессиональной/учебной ориентации, который должен обеспечивать принятие самостоятельного решения о дальнейшем профессиональном развитии» (3. Soziales Gesetzbuch, пункт 33).

В данной статье предпринята попытка рассмотреть системный подход к ориентации, реализуемый в Германии по отношению к 327 профессиям.

Немецкая система дуального профессионального обучения является гибкой и способна довольно быстро реагировать на потребности рынка труда. Это достигается за счёт постоянного мониторинга и адаптации профессий в соответствии с изменениями рынка труда. Обзор и анализ профессии длится около 9-12 месяцев, затем частный сектор принимает во внимание серьезность аргументации для внесения изменений. Но, с другой стороны, молодые люди также могут изменить своё поведение, то есть выбирать иные профессии, чем делали это ранее. В этой связи необходимо учитывать такие важные факторы выбора профессии, как привлекательность компании, доступность/удалённость места жительства от компании, возможность планировать свободное время, реакция сверстников, общественное признание, положение и перспективы профессии. Следовательно, молодой человек нуждается в консультировании по поводу того, что может предложить сфера труда в регионе, например, какие условия обучения, специфика деятельности компаний, готовых принять будущих сотрудников и т.д. Профориентация не нацелена на разработку запланированных схем, с помощью которых можно принимать соответствующие решения, она должна быть персонализированной.

Различные политические игроки должны сотрудничать через федеральные и региональные структуры, что сложно в Германии. В Конституции Германии есть общее вето на вмешательство в дела регионов (земель) со стороны федерального правительства[2]. Механизмы взаимодействия федеральных и региональных структур – решения о рамочном соглашении, способах финансирования региональных мер за счёт федеральных средств и создании административной структуры, которая обеспечивается Федеральным институтом профессионального обучения (BIBB). Профориентация стоит дорого, и видимость результатов не проявляется в краткосрочной перспективе. Необходимо реализовать федеральные и региональные программы, найти заинтересованных поставщиков услуг, контролировать качество, информировать общественность, подготовить преподавателей и персонал, согласовать и внедрить стандарты, и, более того, адаптировать и принять правовые акты.

В Германии система профориентации начала складываться в 1969 году с программы для общеобразовательных школ, в которой особое внимание уделялось уязвимым группам молодёжи, с тем, чтобы повысить их способность к профессионально-техническому обучению и расширить возможности трудоустройства. Позднее в программах был сделан акцент на анализ, формирование и развитие отдельных компетенций.

В 1999 году Министерство образования и науки запустило федеральную программу «школа-частный сектор/работа», был введён «паспорт профессионального выбора». В течение всего этого времени все мероприятия были сфокусированы на социальной интеграции, так как предполагалось, что учащиеся, как правило, будут знать, какую профессию они хотят выбрать.

Ситуация изменилась только в 2004-2008 годах, когда профориентация стала открытой и доступной для всех учащихся в Германии благодаря рамочному соглашению о сотрудничестве между школами и региональными министерствами и Федеральным агентством по трудоустройству. Сегодня система профессиональной ориентации в Германии интегрирована в образовательный процесс и учитывает изменения, происходящие на рынке труда.

Изменения на рынке труда отражаются в появлении новых привлекательных для молодёжи технически сложных профессий, таких как, например, микротехнолог, мехатроник, технолог производства. Традиционные профессии, такие как фермер, электрик и текстильщик подвергаются значительному изменению за счёт важности овладения компетенциями ИКТ, межкультурными и языковыми навыками. Сегодня специалисты по развитию карьеры понимают профессиональную ориентацию как стратегическую меру подбора соответствующих запросам работодателя будущих сотрудников и вложения инвестиций в их обучение, что принесёт отдачу как в рамках обучения, так и через год после его окончания.

Сферы занятости, испытывающие нехватку квалифицированной рабочей силы, – металлообработка, сварка, машиностроение, авиакосмическая промышленность, кораблестроение, энергетика, строительство, моделирование, утилизация, регенеративная энергетика, системы санитарного обогрева и кондиционирования, техническое обслуживание, транспортная инфраструктура, информационные технологии, уход за престарелыми, медицинские услуги, ортопедические услуги. Это высокотехнологичные профессии, доступ к которым в некоторых странах получают на университетском уровне, однако, они невысоко оплачиваются, требуют посменной работы или просто не известны. Общей проблемой является качество услуг центров занятости, где специалисты работают на уровне временного контракта и не имеют полной картины предлагаемых профессий. Чтобы улучшить качество предоставления услуг, во многих регионах и крупных городах появились центры по трудоустройству молодёжи, объединяющие все социальные и профориентационные услуги в одном месте.

Как показывает опыт Германии, компании предпочитают дуальное профессиональное обучение, поскольку оно дает им возможность нанимать и обучать молодых людей в соответствии с существующими актуальными потребностями. Более того, большинство студентов предпочитают оставаться в компаниях, где они прошли обучение [1, стр. 299]. Такую ситуацию можно интерпретировать как эффективное использование затраченных ресурсов обеими сторонами.

Начиная с 2010 года, правительство Германии инвестирует в федеральную программу «Развитие профориентации», сумма составляет около 340 миллионов евро, которые предназначаются почти миллиону школьников. Программа реализуется многопрофильными учебными центрами, центрами передового опыта, которые поддерживают соглашения о сотрудничестве с общеобразовательными школами. Программа является частью национального соглашения («Nationaler Pakt») для участников системы дуального обучения и квалифицированных рабочих кадров Германии. Центральной идеей является взаимосвязанная деятельность в области профориентации.

Первая часть (этап) Программы – индивидуальный анализ потенциала. Результаты анализа интегрированы в дальнейшие этапы Программы. Дни семинаров и мастер-классов поддерживают развитие процесса принятия решений.

Федеральная программа включает «10 золотых правил» для поставщиков профориентационных услуг и школ:

  1. Вся ответственность лежит на школах. Поставщики услуг поддерживают усилия по интеграции профориентации в школьную программу.
  2. Основой совместной деятельности является соглашение о сотрудничестве в отношении актуальных информационных материалов, мероприятий, встреч и т. д.
  3. В центре всех видов деятельности находятся обучающиеся. Профориентация помогает обучающемуся развить личностные качества и компетентность, чтобы принять «правильное» решение.
  4. Признание важности профориентации среди всех учителей, соблюдение принципа прозрачности информации, в частности, об использовании результатов деятельности.
  5. Коммуникационные процессы и обязанности ясны, известны и задокументированы. Роли в задачах учителей понятны.
  6. Использование новых форм обучения, усиление сильных сторон личности.
  7. Учителя, которые способны выстроить доверительные отношения, понимают изменение взглядов и ролей, сопровождают учеников.
  8. Практический опыт, отражающий реальность в новых условиях обучения.
  9. Все вовлеченные учреждения понимают важность вовлечения родителей.
  10. Устойчивость путём создания сетей, распространения информации и лучших практик поставщиками услуг.

Роль школы заключается в выборе и координации всех мер профориентации. Важнейшим фактором сотрудничества рассматриваются родители учеников. Им нужно особое внимание и максимально возможное активное участие в мероприятиях.

Этапы профориентации включают: анализ потенциала; дни семинаров и мастер-классов (например, 80 часов/2 недели в 8 классе); школьные стажировки (минимум 65 часов практической работы, 10-15 обучающихся в группе, апробация различных профессиональных областей и конкретных профессий); принятие решения.

Федеральная программа продемонстрировала основные результаты: участие целых классов или параллелей классов; программа развивается и открыта для гимназий (высшее общее образование с доступом к университету), предлагает не только возможность выбрать дуальное профессиональное обучение, но и другие варианты карьеры.

 В качестве дополнения к Программе в 2001 году был учреждён федеральный День девочек, чтобы познакомить 10-летних учениц школы с техническими, научными и цифровыми профессиями. В течение одного дня тысячи девушек имеют возможность посетить какое-либо учреждение, компанию, организацию в STEM-поле (наука, технология, инженерная математика) и исследовать реальную трудовую жизнь за один день. Участники работают над небольшими проектами, и после рабочего дня девочки приносят «что-то самодельное» домой. На протяжении многих лет многие ученицы (44%), которые участвовали в Дне девочек, подали заявки на стажировку в посещаемом учреждении, компании или организации.

 В 2011 году Министерство образования и науки ввело федеральный День мальчиков. Мальчики должны провести день в организациях, связанных с социальной сферой, сферой здравоохранения и оказания услуг (детский сад, больница, библиотека, музей), где работают преимущественно женщины. У них также есть возможность принять участие в семинарах по социальным знаниям и планированию жизни. Тысячи мальчиков (25% 10–12 лет, 33% в возрасте 13–15 лет) в основном положительно оценили полученный опыт.

Однако весь процесс работает только в том случае, если вложены достаточные средства и время в кадровые ресурсы, а индивидуальный обучающийся остаётся в центре внимания. Профориентация в Германии – это сеть, выстроенная из рамочных соглашений, сотрудничества, взаимодействий партнёров. При этом зачастую существующие и неоспоримые различия интересов министерств, ведомств влияют на эффективность профориентации на оперативном уровне.

Пространство для улучшения системы профессиональной ориентации остается открытым. Так, профессор Шредер из немецкого Фонда Бертельсманна[3] в одной из своих публикаций даёт советы по повышению эффективности профориентации:

  • оптимизация подходов к профориентации в немецких «землях»;
  • создание координационных советов во всех землях Германии
  • обеспечение финансирования в зависимости от степени вовлеченности школы в реализацию программы профориентации;
  • идентификация одного ведущего школьного предмета;
  • изменение установки «успешное окончание школы» на «успешный переход к профессиональной жизни»;
  • стабильное сотрудничество и создание сетей взаимодействия и диалога с различными партнёрами;
  • включение всех типов школ;
  • обязательная оценка эффективности мер профориентации;
  • повышение квалификации учителей.

Таким образом, повестка дня политики на рынке труда ясна: профориентация является постоянной задачей, которая требует решения, чтобы найти наилучшие возможные ответы на постоянно меняющиеся вопросы мира труда.

 

Список литературы:

  1. Bundesinstitut für Berufsbildung (Hrsg.): Datenreport zum Berufsbildungsbericht 2018. Informationen und Analysen zur Entwicklung der beruflichen Bildung. Bonn 2018. Available from: https://www.bibb.de/dokumente/pdf/bibb_datenreport_2018.pdf

 

[1] Hans Böckler Stiftung, B. Niemeyer, Ch. Frey-Huppert Berufsorientierung an Allgemeinbildenden Schulen in Deutschland, 2009

 

[2] Grundgesetz: §30 Education is task of the regions, § 91b Cooperation in the field of science and research and case by case to support the international comparativeness of German educational system

 

[3] Bertelsmann, Reformen zur Berufsorientierung, Schröder, 2016