8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

А.Н. Занковский, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии Российской академии наук; заведующий базовой кафедрой организационной психологии и психологии профессиональной деятельности, Институт мировых цивилизаций, г. Москва

e-mail: azankovsky@gmail.com

М.Н. Цыганкова, кандидат психологических наук, аналитик лаборатории анализа состояния и перспектив развития образования, Российская академия образования; доцент базовой кафедры организационной психологии и психологии профессиональной деятельности, Институт мировых цивилизаций; г. Москва

e-mail: m9055095445@yandex.ru

Л.Е. Гордиенко, специалист 1 категории службы осуществления полномочий по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, Администрация муниципального округа «Сокол», г. Москва

e-mail: gordienko_luba@rambler.ru

В статье рассматриваются психологические особенности выбора молодёжью технономических профессий по классификации Е.А. Климова на примере инженерно-технических специальностей, выявленные в результате эмпирического исследования. Проблема профессионального самоопределения российской молодёжи анализируется в контексте современных процессов трансформации рынка труда, определяющих востребованность, престижность и привлекательность технономических профессий для новых поколений.

 

Professional self-determination of the youth in the sphere of engineering and technical specialties: psychological aspects

A.N. Zankovsky, Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of Laboratory of Psychology of Labor, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; Head of Chair of Organizational Psychology and Psychology of Professional Activity, Institute of World Civilizations, Moscow; e-mail: azankovsky@gmail.com

M.N. Tsygankova, PhD in Psychology, Researcher, Russian Academy of Education; Associate Professor, Chair of Organizational Psychology and Psychology of Professional Activity, Institute of World Civilizations, Moscow; e-mail: m9055095445@yandex.ru.

L.E. Gordienko, 1st Category Specialist of the Service of exercising authorities for the organization of leisure, social, educational, physical culture, health and sports work with the population at the place of residence, Administration of the Sokol municipal district, Moscow; e-mail: gordienko_luba@rambler.ru

 

The article discusses the psychological features of technonomical professions choice that is made by Russian young people. These features are  revealed as a result of the empirical research (according to E.A. Klimov’s classification), on the example of engineering and technical specialties. The problem of professional self-determination of the Russian youth is analyzed in the context of the modern transformation processes in the labor market, defining demand, prestigiousness and appeal of the technonomical professions for new generations.

 

Ключевые слова: психология труда, технономические профессии, профессии «Человек-техника», профориентация, профессиональное самоопределение, инженерно-технические специальности, выбор профессии, престижность профессий.

Keywords: psychology of labor, technonomical professions, «Man – technique» professions, career guidance, professional self-determination, engineering and technical specialties, choice of profession, prestigiousness of professions.

 

Объективные потребности экономики в инженерно-технических кадрах в настоящее время не обеспечиваются достаточным количеством квалифицированных специалистов, в том числе – в силу недостаточной заинтересованности молодёжи в получении высшего образования по инженерно-техническим направлениям подготовки, а также дальнейшем трудоустройстве по специальности. Дефицит инженерных кадров в России оценивается более чем в количестве 800 000 специалистов [8]. В то же время современные условия на рынке труда приводят к постоянному росту конкуренции не только среди профессионалов, но и в определённом смысле – среди профессий. Возможности выбора профессий чрезвычайно велики, новые профессии появляются с каждым годом, рынок труда постоянно меняется, и вслед за его динамикой растет перечень направлений подготовки в профессиональных образовательных организациях. Кроме того, в условиях цифровизации растут возможности доступа к информации о профессиях, включая не только профессиональную рекламу, но и критические отзывы об условиях труда на предприятиях, проблемах трудоустройства, уровне заработных плат. В связи с этим молодёжь всё более избирательно и информированно подходит к выбору будущей профессии. Помимо характеристик самих профессий, значимым для молодых людей является также их соответствие индивидуально-психологическим особенностям, интересам и мотивам [1]. В связи с этим проблема психологических аспектов профориентации молодёжи в сфере инженерно-технических специальностей представляется чрезвычайно значимой, так как её разрешение позволит обеспечить пополнение и преемственность кадрового потенциала России.

В отечественной психологии вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в контексте структуры интересов и предпочтений обучающихся рассматриваются, прежде всего, в трудах таких авторов как Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Л.М. Митина, Е.А. Головаха, А.В. Голомшток и др. Изучению профессионального самоопределения как части жизненного самоопределения человека и его взаимосвязи с развитием самопознания, становлением собственной активности самоопределяющейся личности посвящены работы С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, К.А. Абульхановой-Славской, П.А. Шавира. В работах Е.М. Борисовой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, А.К. Марковой и Ю.П. Поваренкова делается акцент на рассмотрение профессионального самоопределения как длительного динамического процесса, активизирующегося в юношеском возрасте и молодости и сопровождающего человека на протяжении всей его жизни [1].

В силу того, что на сегодняшний день существуют десятки тысяч профессий (по различным данным, от 20 до 40 тысяч наименований) и ежегодно продолжают появляться сотни новых, для современных школьников при выборе будущей профессии представляется слишком сложным и даже нецелесообразным сделать выбор только одной из них и следовать данному выбору всю жизнь. В связи с этим в современной профессиональной ориентации школьников обычно используются типологии, позволяющие выбрать определённую сферу деятельности, включающие большой набор конкретных профессий. Наиболее известна в отечественной психологии труда классификация профессий Е.А. Климова, основой для которой является дифференциация по признаку соотношения субъекта труда и предмета, на который направлена трудовая деятельность. Таким предметом может быть другой человек, природа, техника, художественный образ или знаковая система. В рамках данной типологии, инженерно-технические специальности относятся к технономическим профессиям или типу профессий «Человек-Техника». Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными техническими системами, сооружениями, приборами, машинами, механизмами [6].

По результатам международного исследования, проведённого Варшавским А.Е. и Кочетковой Е.В., на основе эконометрического анализа была выявлена положительная взаимосвязь между уровнем подготовки, а также предложения инженерно-технических кадров и уровнем развития обрабатывающей промышленности, прежде всего, в сфере высокотехнологичных производств. Негативная взаимосвязь была показана с уровнем неравенства доходов. Причем анализ отраслевой структуры экономики с учётом межстрановых сравнений дал основание утверждать, что востребованность инженерно-технических специальностей ниже именно в странах, которые при высоком ВВП на душу населения имеют значительный уровень неравенства доходов и перевес сектора услуг в структуре ВВП [3].

В 2015-2019 гг. нами было проведено исследование, выборку которого составили 125 испытуемых-обучающихся образовательных организаций г. Москвы в возрасте от 15 до 20 лет, средний возраст которых составлял 17 лет, 76 из которых составляли юноши, 59 – девушки. 31 испытуемый являлись обучающимися старших классов общеобразовательных школ, 44 – студентами учреждений среднего профессионального образования и 50 – студентами вузов. В качестве психодиагностической методики, предназначенной для выявления склонностей испытуемых к определённым типам профессий по классификации Е.А.  Климова, был применён его авторский «Дифференциально-диагностический опросник» [6]. Результаты анализа средних значений профессиональных предпочтений молодёжи, выявленных в результате применения данной методики, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа средних значений профессиональных предпочтений молодёжи

 

Ранг

Типы профессий

Среднее значение

баллов по методике ДДО Е.А. Климова

1

«Человек – художественный образ»

5,32

2

«Человек – Человек»

4,67

3

«Человек – знаковая система»

4,04

4

«Человек – техника»

3,41

5

«Человек – природа»

2,47

 

В результате исследования было выявлено, что технономический тип предпочитаемой сферы профессиональной деятельности занял 4-й ранг, будучи предпочитаемым на среднем уровне, по сравнению с другими типами профессий (Таблица 1). Близким по значению набранных баллов является тип профессий «Человек – знаковая система», занявший 3-й ранг. Оба этих типа профессий включают, в той или иной степени, различные специализации в сфере информационных технологий, которые достаточно востребованы у современной молодёжи. Наиболее предпочитаемыми профессиями стали типы профессий «Человек-художественный образ» и «Человек-Человек», в соответствии с классификацией Е.А. Климова. Следует отметить, что наличие интереса к той или иной сфере профессиональной деятельности не обязательно приводит к её практическому освоению, но может выступать его предпосылкой.

Последующее исследование особенностей профессионального самоопределения молодёжи было проведено нами в 2017-2019 гг. на базе образовательных учреждений г. Дубны Московской области: «Лицей «Дубна»; МБОУ «СОШ№2 г. Дубны МО»; МБОУ «СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны МО». Общее число испытуемых составило 150 старшеклассников, 80% которых составляли юноши и 20% — девушки.

Выбор данного города был продиктован тем, что ещё с советского периода он известен во всем мире как наукоград, крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики. Построенные в Дубне синхроциклотрон и синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в 60-х годах стали крупнейшими в мире ускорителями заряженных частиц [5]. В настоящее время в Дубне создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа (постановление Правительства РФ №781 от 21 декабря 2005 года). В числе направлений деятельности в ОЭЗ «Дубна» – ядерно-физические и нанотехнологии, информационные и медицинские технологии. Планируется создание 10 000 новых рабочих мест, значительная доля которых будет приходиться на инженерные профессии [5]. В связи с этим особое внимание было посвящено в данном исследовании выявлению и анализу интереса обучающихся выпускных классов к инженерным специальностям.

В результате проведённого нами анкетирования было выявлено, что профессию инженера и связанные с ней специальности выбрали лишь 6% опрошенных. Большинство остальных обучающихся выбрали управленческие специальности (49,2%). На втором месте оказались экономические специальности (28,8%), а замыкают тройку лидеров профессии сферы связей с общественностью (16%). Лишь 4% старшеклассников руководствовались в качестве мотива выбора будущего направления профессионального обучения заинтересованностью в инженерной деятельности и 4% – возможностью развивать новые технологии. Значительно более распространённым мотивом выбора направлений обучения явилась заработная плата после окончания вуза (70%). Другими актуальными мотивами явились карьерный рост и реализация жизненных целей. На момент исследования 71% школьников определились с выбором будущей специальности (преимущественно их составили обучающиеся 11 класса).

Почти 90% школьников испытывают интерес к получению информации о профессиях и к пониманию их специфики, что говорит об их высокой мотивации к профессиональному самоопределению в целом. Основным источником информации о профессиях для школьников является Интернет (54%), на втором месте среди источников информации – родители (34%), на третьем – учителя (12%). Из тех, кто уже выбрал профессию, легко это сделали 40,7% респондентов, испытывали трудности при выборе профессии 59,3%. Основная причина трудностей с выбором профессии – это страх ошибиться: так считают 58,8% респондентов. Страх ошибиться в равной мере характерен для школьников разных классов, юношей и девушек. Высокая значимость данного критерия говорит, прежде всего, о серьёзном отношении школьников к выбору специальности, а также о недостатке у них полной информации о будущей профессии.

Следует отметить, что проведённое ранее исследование ВЦИОМ зафиксировало престижность профессии инженера на уровне 8% опрошенных [7], а по результатам исследования, проведенного нами – лично для себя их выбирает 6% опрошенных старшеклассников. Немаловажно, что по исследованиям ВЦИОМ лишь 12% опрошенных выбирали профессию на основе ожиданий высокого уровня оплаты труда [7], однако для школьников г. Дубны данный мотив оказался почти в 6 раз более значимым, составив 70%.

В то же время, следует предположить, что влияние фактора зарплатных ожиданий опосредовано недостаточной информированностью об инженерных профессиях и их специфике. Школьники считают, что зарплата современного инженера (молодого специалиста) слишком низкая, а на предприятиях промышленной сферы нет условий для профессионального и карьерного роста. В то же время они мало осведомлены, что уровень заработной платы молодых инженеров на многих предприятиях России гораздо выше, чем они предполагают. К примеру, в г. Дубна он соответствует заработной плате молодых специалистов в области экономики и управления. В том числе, на авиационных предприятиях, таких как ГосМКБ «Радуга» им. Березняка, средняя заработная плата молодого специалиста составляет 40000 — 45000 рублей в месяц. Также на предприятии развита система дополнительного образования и построения карьеры, участия в целевой программе строительства жилья для молодых специалистов [4].

Подводя итоги, можно отметить, что относительно невысокие показатели заинтересованности молодёжи в освоении технономических профессий в целом и инженерно-технических специальностей, в частности, основываются прежде всего на субъективных детерминантах, которые могут быть компенсированы посредством профессиональной ориентации и прежде всего – информирования оптантов об актуальном состоянии и перспективах развития рынка труда.

Список литературы:

  1. Цыганкова М.Н. Профессиональное ориентирование школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Формирование субъектности как условие профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 / Рос. нов. ун-т, Москва, 2016. — 275 с.
  2. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н., Никитина Н.И., Пчелинова В.В. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах. М., Москва, 2015. 326 с.
  3. Варшавский А.Е., Кочеткова Е.В. Проблемы дефицита инженерно-технических кадров // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №32 (431). С 2-16.
  4. Интернет-ресурс АО «Тактическое ракетное вооружение», раздел «Социальная политика». URL: http://www.ktrv.ru/about/sotsialnaya-politika/ (дата обращения: 18.03.2019 г.).
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  6. Коган Е.А., Перкова Е.П. Молодёжь об авиационной отрасли: состояние, привлекательность, качество образования // Высшее образование сегодня. 2015 г. №1. С. 45-50
  7. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? // Сайт «ВЦИОМ», №3799 от 24.10.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387 (дата обращения: 18.03.2019 г.)
  8. Трухин А.Е. Танцевать от парты. Бороться с дефицитом инженеров нужно, повышая уровень преподавания точных наук в школе // Российская газета — Экономика Поволжья, №84(6655) от 23.04.2015.
  9. Я в юристы бы пошел… пусть меня научат! // «ВЦИОМ», №2124 от 01 октября 2012. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1280 (дата обращения: 18.03.2019 г.).