8(499)255-7598 (доб. 323) samoopredelenie@mail.ru

О.А. Гайсин, заместитель директора ГАПОУ Туймазинский индустриальный колледж, г. Туймазы, Республика Башкортостан

e-mail: 79656617000@yandex.ru

Статья посвящена вопросам разработки и внедрения модели реализации комплексной республиканской программы сетевой индустриальной школы «Алтын ҡулдар — Золотые руки» как эффективного инструмента профессионального самоопределения обучающихся Республики Башкортостан.

 

Model for comprehensive republican program of the network industrial school: development and implementation

O.A. Gaisin, Deputy Director, Tuymazinsky Industrial College, Tuymazy, Republic of Bashkortostan, e-mail: 79656617000@yandex.ru

The article is devoted to the development and implementation of the model for comprehensive republican program of the network industrial school “Altyn ҡuldar — Golden Hands”. The program is seen as an effective tool for the professional self-determination of students in the Republic of Bashkortostan.

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, спрос на рабочие кадры, профессиональное развитие, профессиональная подготовка, сетевая индустриальная школа.

Keywords: professional self-determination, demand for workers, professional development, professional training, network industrial school.

 

Модернизация российской экономики и переход её на инновационный путь развития неразрывно связаны с обновлением производства и его материально-технической базы. Однако не менее важным является решение кадровых проблем, поскольку без подготовки специалистов новой формации невозможно ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни кардинальное повышение производительности труда, ни создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Современные рабочие и инженеры должны быть готовы к работе в условиях возрастающей сложности технологических процессов и оборудования, быстро меняющихся требований к конкурентоспособной продукции, необходимости постоянного повышения эффективности производства. На деле же экономика региона испытывает острый дефицит как рабочих, так и инженерных кадров, которые могли бы решать поставленные Правительством Республики Башкортостан задачи.

Не менее актуальна проблема несоответствия подготовки выпускников вузов и ссузов спросу предприятий на рабочие кадры.  «По информации Минтруда РБ на 1 апреля 2017 года, в центры занятости населения в поиске работы обратились 3,6 тысячи выпускников, которые окончили обучение в 2016 году. Большая часть из них – 65% – выпускники училищ и колледжей, 35%  получили дипломы высших учебных заведений. При этом реальное число выпускников, не нашедших работу, гораздо выше, так как по исследованиям Башстата, в службу занятости обращаются лишь 27% нуждающихся. Сегодня спрос на арматурщика превышает предложение в 50 раз, сварщика – в 24, фрезеровщика – в 19, бетонщика – в 18. Есть дефицит монтажников, каменщиков, швей, плотников, инженеров-конструкторов» [1].

В республике Башкортостан обеспечением условий для активного вовлечения работодателей в процесс подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей молодёжи, формирования осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития занимаются следующие ведомства и структуры:

  1. Министерство образования Республики Башкортостан (предпрофильная и профильная подготовки, уроки технологии в общеобразовательных организациях, движение Worldskills и JuniorSkills);
  2. Министерство труда и социальной защиты Республики Башкортостан (профориентация школьников, профессиональная подготовка и переподготовка населения);
  3. Министерство молодежной политики Республики Башкортостан (молодежные творческие объединения, студенческие стройотряды);
  4. муниципальные образования Республики Башкортостан (дополнительное образование школьников, дворцы технического творчества, станции юных техников и т.п.);
  5. вузы и ссузы (очное и заочное профессиональное образование, дополнительное образование школьников и студентов в ресурсных центрах и молодёжных технопарках);
  6. предприятия и заводы (учебные квалификационные центры, корпоративные профориентационные программы);
  7. коммерческие организации (коммерческие образовательные центры).

Каждая из вышеперечисленных структур понимает решение проблемы профессионального самоопределения обучающихся, исходя из уставных требований, профильной правовой и нормативной документации, что противоречит современным подходам к профориентации. «Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она должна представлять собой систему подготовки выпускников школ к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, в которой должны учитываться индивидуальные особенности личности и её потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой» [2].

Отсутствие центра, координирующего мероприятия по профессиональному самоопределению, обостряет существующие проблемы (несовершенства межведомственного взаимодействия учреждений образования, служб занятости населения, органов молодёжной и социальной политики, средств массовой информации, работодателей; отсутствие системного подхода к сопровождению выбора и формированию отношения «приверженности» обучающейся молодёжи будущей профессиональной деятельности). В таких условиях очевидна актуальность реализации комплекса мероприятий по повышению мотивации обучающихся к последующему выбору рабочих профессий и инженерных специальностей, а также по повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, а, следовательно, создания комплексной (с участием всех её субъектов) республиканской программы сетевой индустриальной школы «Алтын ҡулдар — Золотые руки». Создание и последующая реализация такой региональной программы является «…одним из механизмов развития институтов воспитания и определяет содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии» [3].

Ключевая идея программы заключается в обеспечении координации профессионального самоопределения через создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего среднего, среднего профессионального, дополнительного и высшего профессионального образования и предполагает  решение следующих задач:

  1. Разработка, реализация и синхронизация нового актуального содержания непрерывного технического образования на основе передового отечественного и зарубежного опыта.
  2. Координация эффективных партнёрских отношений образовательных организаций всех уровней, промышленных предприятий и государственной власти в достижении цели Программы.
  3. Подготовка и повышение квалификации преподавателей, участвующих в реализации мероприятий Программы.
  4. Создание, развитие и унификация материально-технической базы субъектов Программы.
  5. Пропаганда и формирование привлекательного имиджа рабочих профессий и инженерных специальностей.

Для решения вышеперечисленных задач планируется выполнить следующий перечень мероприятий:

  1. Организовать структуру республиканского уровня в виде Координационного совета во главе с руководителем, имеющим высокий уровень доверия у населения и являющимся авторитетом в направлении подготовки рабочих кадров.
  2. Организовать постоянно действующую рабочую группу при Координационном совете, в составе представителей Минобра РБ, Минсемьи РБ, Минпрома РБ, Минмолодёжи РБ, ТПП, вузов, ссузов, республиканских СМИ, социальных партнёров, представителей муниципальных образований и коммерческих профессиональных учебных организаций в целях создания, координации и реализации программы.
  3. Разработать «дорожную карту» реализации Программы, обозначив ответственных и сроки исполнения.
  4. Организовать общественное обсуждение разработки «дорожной карты» Программы со стороны родителей, представителей партнёров, педагогического сообщества на отдельном интернет-портале с целью максимального учёта интересов всех заинтересованных сторон.
  5. Предусмотреть сетевой принцип реализации Программы, который должен предполагать географическое и отраслевое зонирование республики.
  6. Предусмотреть при формировании проекта республиканского бюджета на следующий финансовый год финансирование первоочередных мероприятий комплексной программы «Алтын ҡулдар — Золотые руки».
  7. Разработать и тиражировать действующие и эффективные механизмы государственно-частного партнёрства и софинансирования программ подготовки рабочих кадров под конкретные запросы предприятий республики.

Список литературы:

  1. Минтруд Башкирии: Спрос на рабочие профессии выше предложения в 50 раз. [Электронный ресурс] https://ufa.rbc.ru/ufa/freenews/590315db9a7947985db23124
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. — М: Академия, 2010. — 304.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 29729 мая 2015 г. №996-р г. // Сайт Правительства России. — Режим доступа: http://government.ru/media